§ 3. Международно-правовое регулирование труда мигрантов
1. Трудовая деятельность мигрантов превратилась в важный экономический фактор мировой экономики. Количество трудящихся-мигрантов, выезжающих в зарубежные страны для трудовой деятельности, превышает 100 млн человек. Деньги, пересылаемые мигрантами своим семьям, составляют в отдельных странах до 30% национального дохода. Только в 2007 г. мигранты переслали около 300 млрд долларов в страны происхождения. МОТ в своей деятельности уделяет большое внимание регулированию труда мигрантов, о чем свидетельствуют специальные конвенции и рекомендации, принятые в рамках этой организации.
Основные нормы содержатся в Конвенции (пересмотренной) о трудящихся-мигрантах 1949 г. и Конвенции о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г.
Конвенция № 97 (пересмотренная) о трудящихся-мигрантах была принята 1 июля 1949 г. Генеральной конференцией МОТ путем пересмотра Конвенции 1939 г. о трудящихся-мигрантах. Она состоит из текста самой Конвенции и трех приложений, касающихся индивидуального и группового способов набора трудящихся-мигрантов и ввоза ими личного имущества, рабочих инструментов и оборудования в страну, где происходит трудовая деятельность.
Конвенция устанавливает обязательства для каждого государства-члена МОТ, в отношении которого она действует, предоставлять в распоряжение МОТ и любого другого члена организации по их требованию:
сведения о политике и законодательстве его страны в области эмиграции и иммиграции;
сведения, касающиеся миграции в целях трудоустройства, а также об условиях труда и жизни трудящихся-мигрантов;
сведения об общих соглашениях и особых мероприятиях, принимаемых государством по этим вопросам.
Каждый участник Конвенции обязуется учредить компетентную и бесплатную службу помощи трудящимся-мигрантам для снабжения их точной информацией, принимать меры в пределах своей юрисдикции для облегчения приема, переезда и отъезда трудящихся-мигрантов.
Конвенция требует от государств-участников предоставлять без какой-либо дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола, законно пребывающим на территории государства, мигрантам условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются собственные граждане в отношении следующих вопросов:
заработная плата, включая семейные пособия, рабочее время, сверхурочные работы, оплачиваемые отпуска, ограничения надомного труда, возраст принятия на работу, ученичество и профессиональное обучение, женский труд и труд подростков;
принадлежность к профессиональным союзам и пользование преимуществами, предоставляемыми коллективными договорами;
жилищный вопрос;
социальное обеспечение, включая пособия из общественных фондов и пособий, необходимых лицам, не отвечающим условиям, необходимым для получения нормальной пенсии;
налоги, сборы или взносы, уплачиваемые за трудящегося;
судопроизводство по вопросам, содержащимся в Конвенции.
2. Конвенция МОТ от 24 июня 1975 г. № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения, имеет несколько иные акценты, нежели Конвенция № 97. Уже в пространной преамбуле подчеркивается необходимость избежания чрезмерного и неконтролируемого самостоятельного роста миграционного движения в связи с его отрицательными последствиями в социальном и человеческом плане и, одновременно, указывается, что правительства многих стран выступают за поощрение перемещения капитала и передачу технологией, а не передвижение трудящихся, в соответствии с потребностями и запросами стран, предоставляющих работу. В то же время в преамбуле Конвенции говорится о необходимости принятия новых норм в области социального обеспечения с целью гарантий трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения.
Основной раздел Конвенции «Злоупотребления в области миграции» открывается статьей, которая возлагает на государства-участников обязанность соблюдать основные права человека в отношении всех трудящихся-мигрантов. Государство, в отношении которого Конвенция находится в силе, постоянно должно определять, имеются ли на его территории незаконно нанятые трудящиеся-мигранты, а также начинается ли с его территории, проходит ли через эту территорию какое-либо миграционное движение трудящихся, ищущих работу, в процессе чего трудящиеся-мигранты помещаются в условия, противоречащие многосторонним или двусторонним международным соглашениям или национальному законодательству. Согласно ст. 3 Конвенции, каждый член организации (имеется в виду МОТ. – В.Б.) принимает все необходимые и соответствующие меры, как в рамках своей юрисдикции, так и в сотрудничестве с другими государствами – членами, следующего характера:
для пресечения тайного миграционного движения и незаконного найма мигрантов;
против организаторов незаконного тайного передвижения мигрантов, ищущих работу, а также против тех, кто нанимает трудящихся, мигрировавших в незаконных условиях;
с целью предотвращения и ликвидации злоупотреблений, связанных с незаконной миграций.
Конвенция 1975 г. в ст. 14 установила, что каждый член организации может обеспечить право законного проживания трудящегося-мигранта на его территории с целью получения работы в течение периода, не превышающего двух лет.
Как отмечает известный белорусский специалист по истории МОТ В.Г. Стаценко: «Поскольку проблемы трудовой миграции не имели существенного значения для СССР, границы которого были наглухо закрыты для эмиграции своего населения, а иммиграция носила единичный характер, ни одна из принятых МОТ конвенций в сфере трудовой миграции ни СССР, ни, соответственно, БССР не была ратифицирована».1В настоящее время проблема трудовой миграции стала актуальной и для Республики Беларусь, в связи с чем 97 и 143 Конвенции требуют ратификации, тем более, что объективных препятствий к этому нет.
3. Помимо конвенций МОТ принимает и рекомендации, которые являются актами «мягкого» права, т.е. они выступают в качестве ориентиров, для государств в разработке национального законодательства по определенному вопросу трудового права. В практике МОТ закрепилось принятие наряду с конвенцией еще и рекомендации с аналогичным названием и целью, но несколько отличающейся по формулировкам. Это позволяет распространить трудовое регулирование, содержащееся в конвенциях, на те государства, которые не присоединяются к конвенциям.
Так, в рекомендации (пересмотренной) 1949 г. о трудящихся-мигрантах № 86 государствам-членам МОТ предписывалось в двусторонних договорах предусматривать положение о том, что индивидуальные трудовые контракты мигрантов будут основываться на типовых формах.
В типовой контракт должны включаться следующие пункты: имя, фамилия, место и дата рождения, семейное положение, гражданство, страна места работы; характер работы и место ее исполнения; профессиональная категория, в которую зачислялся мигрант и его трудовые функции; размер оплаты труда за нормальные, сверхурочные и ночные работы; порядок выплаты зарплаты, премий, надбавок, пособий; срок действия контракта, условия его расторжения и продления; основания досрочного расторжения; условия въезда на территорию страны миграции и срок пребывания в ней; порядок покрытия проездных расходов мигранта и членов его семьи; условия труда и жизнеобеспечения; процедуры урегулирования споров и рассмотрения жалоб. Такой типовой контракт должен быть переведен на понятный трудящемуся-мигранту язык и вручен ему непосредственно.
4. В странах СНГ также активно развиваются миграционные процессы, что вызвало необходимость их правового регулирования. В апреле 1994 г. Россия, Украина, Молдова и Армения подписали Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В дальнейшем к этому соглашению присоединились и другие государства СНГ (не участвуют Грузия и Туркменистан). Для Республики Беларусь Соглашение вступило в силу 20 ноября 1997 г.2
Названное Соглашение регулирует основные направления сотрудничества сторон в области трудовой деятельности и социальной защиты трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств и осуществляют трудовую деятельность на предприятиях всех форм собственности на территории другого государства в соответствии с законодательством страны трудоустройства. Порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются страной трудоустройства, исходя из действующего на ее территории законодательства. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений между странами СНГ. Каждая из сторон Соглашения признает без легализации дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для работы документы, переведенные на государственный язык страны трудоустройства или русский язык. Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается участниками Соглашения. При окончательном выезде трудящегося-мигранта из страны трудоустройства работодателем выдается справка или иной документ, содержащий сведения о продолжительности его работы и заработной плате помесячно.
Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем на государственном языке страны трудоустройства, и русском языке, в соответствии с трудовым законодательством страны трудоустройства, который вручается работнику до его выезда на работу.
В трудовом договоре (контракте) должны содержаться основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, также сведения о характере работы, условиях труда и его оплаты, продолжительности рабочего дня и отдыха, условиях проживания, а также сроке действия трудового договора и условиях его расторжения.
В марте 1998 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией. В Соглашении указано, что въезд граждан третьих государств, лиц без гражданства и граждан СНГ на территорию одной из стран возможен при условии выполнения ими требований ее национального законодательства о правилах въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда, а также международных договоров, участницей которых это государство является. Также в Соглашении перечислены административные меры по борьбе с незаконной миграцией.
- Министерство образования Республики Беларусь
- С о д е р ж а н и е
- В в е д е н и е
- Общая часть
- Обоснование, предмет регулирования и система международного частного права
- § 1. Обоснование и предмет международного частного права
- § 2. Место международного частного права в юридической системе
- § 3. Соотношение международного публичного и международного частного права
- § 4. Система международного частного права
- § 5. История развития международного частного права в России и ссср
- § 6. Развитие международного частного права в Беларуси
- Источники международного частного права
- § 1. Понятие источников международного частного права и их конституционная основа
- § 2. Законодательство Республики Беларусь по международному частному праву
- § 3. Закон о международном частном праве: излишество или необходимость?
- § 4. Международные договоры Республики Беларусь как источники международного частного права
- § 5. Судебные прецеденты и судебная практика
- § 6. Обычаи в международном частном праве
- Ключевые понятия в международном частном праве
- § 1. Коллизионные нормы
- § 2. Коллизионный и материально-правовой методы
- § 3. Универсальные коллизионные нормы
- § 4. Квалификация юридических понятий, применяемых в международном частном праве
- § 5. Обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны
- § 6. Оговорка о публичном порядке
- § 7. Императивные нормы
- § 8. Взаимность и реторсии
- § 9. Обход закона в международном частном праве
- Гражданско-правовое положение физических лиц
- § 1. Общие вопросы правового положения иностранцев
- § 2. Порядок выезда граждан Республики Беларусь за рубеж
- § 3. Правовое положение белорусских граждан за рубежом
- § 4. Порядок въезда иностранных граждан в Республику Беларусь
- § 5. Гражданско-правовое положение иностранцев в Республике Беларусь
- Правовое положение юридических лиц в международном частном праве
- § 1. Общие понятия, применяемые в отношении юридических лиц
- § 2. Основные доктрины определения личного статута юридического лица в международном частном праве
- § 3. Содержание личного закона юридического лица
- § 4. Иностранные юридические лица в Республике Беларусь
- § 5. Правовое положение белорусских юридических лиц за рубежом
- Государство и международные организации как участники гражданско-правовых отношений
- § 1. Государство как субъект гражданско-правовых отношений
- § 2. Понятие иммунитета государства и его виды
- § 3. Теория функционального иммунитета государства
- § 4. Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности
- § 5. Вопросы иммунитета государства в законодательстве Республики Беларусь
- § 6. Судебные прецеденты, связанные с иммунитетом государства
- § 7. Международные организации как субъекты международного частного права
- Особенная часть
- Право собственности и другие вещные права
- § 1. Содержание права собственности и вещных прав
- § 2. Коллизионное законодательство Республики Беларусь о праве собственности и иных вещных правах
- § 3. Право собственности и иные вещные права иностранных юридических и физических лиц в Республике Беларусь
- § 4. Законодательство Республики Беларусь об иностранных инвестициях
- § 5. Международные договоры об иностранных инвестициях
- § 6. Проблема национализации собственности в международном частном праве
- Договорные обязательства в международном частном праве
- § 1. Общие вопросы договорных обязательств в международном частном праве
- § 2. Понятие и виды внешнеэкономической сделки
- § 3. Форма и порядок заключения договора в международном частном праве
- § 4. Конвенция оон о договоре международной купли-продажи товаров 1980 г.
- § 5. Исковая давность в договорных обязательствах
- § 6. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров
- § 7. Принцип автономии воли сторон (lex voluntatis) в договоре
- § 8. Регулирование договорных отношений при отсутствии выбора права
- § 9. Негосударственное регулирование договорных обязательств
- § 10. Договор международного финансового лизинга
- § 11. Применение международных торговых терминов в договорах купли-продажи товаров
- Международные расчетные и кредитные отношения
- § 1. Международные расчеты в системе мирового торгового оборота
- § 2. Формы международных расчетов
- § 3. Вексель и чек в международных расчетах
- § 4. Валютные ценности и валютные операции в Республике Беларусь
- § 5. Страхование валютных рисков. «Валютная привязка» в долговых обязательствах
- Международные перевозки пассажиров, грузов и багажа
- § 1. Общие вопросы международных перевозок
- § 2. Международные автомобильные перевозки
- § 3. Международные железнодорожные перевозки
- § 4. Международные воздушные перевозки
- § 5. Международные морские перевозки
- Обязательства вследствие причинения вреда
- § 1. Возникновение института обязательства из причинения вреда и его коллизионное регулирование
- § 2. Деликтные обязательства в законодательстве Республики Беларусь
- § 3. Регулирование деликтных обязательств в международных договорах с участием Республики Беларусь
- § 4. Ответственность за ущерб, причиненный товарами
- § 5. Другие внедоговорные обязательства
- Исключительные права на результаты
- § 2. Международное законодательство об авторском праве
- § 3. Международное законодательство о смежных правах
- § 4. Охрана авторских прав иностранцев в Республике Беларусь и белорусских граждан за рубежом
- § 5. Охрана авторских и смежных прав в сети Интернет
- § 6. Международные конвенции, охраняющие промышленную собственность
- § 7. Получение патентов иностранцами в Республике Беларусь и патентование белорусскими гражданами в зарубежных странах
- § 8. Охрана прав на товарный знак, знак обслуживания и географическое указание места происхождения товаров
- § 9. Международные соглашения по охране прав на товарные знаки и знаки обслуживания
- § 10. Юридическая практика защиты прав на товарный знак в Республике Беларусь
- § 11. Охрана прав на товарный знак в сети Интернет
- § 12. Передача исключительных прав в международном частном праве и законодательстве Республики Беларусь
- Наследственные правоотношения в международном частном праве
- § 1. Общие положения о наследовании
- § 2. Коллизионное регулирование наследственных отношений международного характера
- § 3. Универсальные международные конвенции по регулированию наследственных отношений
- § 4. Региональные и двусторонние соглашения в сфере наследственных правоотношений
- § 5. Регулирование наследственных отношений с иностранным элементом в законодательстве Республики Беларусь
- § 6. Наследственные права белорусских граждан за рубежом
- Брачно-семейные отношения в международном частном праве
- § 1. Общие положения
- § 2. Правовое регулирование заключения смешанных браков
- § 3. Супружеские правоотношения в смешанных браках
- § 4. Регулирование правоотношений между родителями и детьми по нормам международного частного права
- § 5. Международные конвенции, регулирующие взыскание алиментов за границей
- § 6. Международное усыновление и международная опека и попечительство
- § 7. Расторжение смешанных браков
- Трудовые отношения
- § 1. Общие положения регулирования трудовых отношений
- § 2. Коллизионные нормы в трудовых отношениях
- § 3. Международно-правовое регулирование труда мигрантов
- § 4. Правовое регулирование труда иностранцев в Республике Беларусь
- § 5. Правовое регулирование труда белорусских граждан за рубежом
- § 6. Социальное обеспечение работников в связи с трудом за рубежом
- Международный гражданский процесс
- § 1. Предмет международного гражданского процесса
- § 2. Общие подходы в определении международной подсудности
- § 3. Определение подсудности дел с наличием иностранного элемента в законодательстве Республики Беларусь
- § 4. Процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц
- § 5. Установление содержания норм иностранного права
- § 6. Правовая помощь в международном гражданском процессе
- § 7. Исполнение решений иностранных судов по гражданским делам
- § 8. Исполнение решений иностранных судов по хозяйственным делам
- § 9. Нотариальные действия и легализация документов
- Международный арбитраж
- § 1. Понятие международного арбитража и его виды
- § 2. Арбитражное соглашение
- § 3. Арбитражное рассмотрение споров в Республике Беларусь
- § 4. Вынесение решения международным арбитражным судом и его обжалование
- § 5. Исполнение решений международных арбитражных судов
- Международное частное право
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33. В.А. Барышев
- Витебск 2009