logo
УЧЕБНИК Барышева

§ 3. Международно-правовое регулирование труда мигрантов

1. Трудовая деятельность мигрантов превратилась в важный экономический фактор мировой экономики. Количество трудящихся-мигрантов, выезжающих в зарубежные страны для трудовой деятельности, превышает 100 млн человек. Деньги, пересылаемые мигрантами своим семьям, составляют в отдельных странах до 30% национального дохода. Только в 2007 г. мигранты переслали около 300 млрд долларов в страны происхождения. МОТ в своей деятельности уделяет большое внимание регулированию труда мигрантов, о чем свидетельствуют специальные конвенции и рекомендации, принятые в рамках этой организации.

Основные нормы содержатся в Конвенции (пересмотренной) о трудящихся-мигрантах 1949 г. и Конвенции о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г.

Конвенция № 97 (пересмотренная) о трудящихся-мигрантах была принята 1 июля 1949 г. Генеральной конференцией МОТ путем пересмотра Конвенции 1939 г. о трудящихся-мигрантах. Она состоит из текста самой Конвенции и трех приложений, касающихся индивидуального и группового способов набора трудящихся-мигрантов и ввоза ими личного имущества, рабочих инструментов и оборудования в страну, где происходит трудовая деятельность.

Конвенция устанавливает обязательства для каждого государства-члена МОТ, в отношении которого она действует, предоставлять в распоряжение МОТ и любого другого члена организации по их требованию:

  1. сведения о политике и законодательстве его страны в области эмиграции и иммиграции;

  2. сведения, касающиеся миграции в целях трудоустройства, а также об условиях труда и жизни трудящихся-мигрантов;

  3. сведения об общих соглашениях и особых мероприятиях, принимаемых государством по этим вопросам.

Каждый участник Конвенции обязуется учредить компетентную и бесплатную службу помощи трудящимся-мигрантам для снабжения их точной информацией, принимать меры в пределах своей юрисдикции для облегчения приема, переезда и отъезда трудящихся-мигрантов.

Конвенция требует от государств-участников предоставлять без какой-либо дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола, законно пребывающим на территории государства, мигрантам условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются собственные граждане в отношении следующих вопросов:

  1. заработная плата, включая семейные пособия, рабочее время, сверхурочные работы, оплачиваемые отпуска, ограничения надомного труда, возраст принятия на работу, ученичество и профессиональное обучение, женский труд и труд подростков;

  2. принадлежность к профессиональным союзам и пользование преимуществами, предоставляемыми коллективными договорами;

  3. жилищный вопрос;

  4. социальное обеспечение, включая пособия из общественных фондов и пособий, необходимых лицам, не отвечающим условиям, необходимым для получения нормальной пенсии;

  5. налоги, сборы или взносы, уплачиваемые за трудящегося;

  6. судопроизводство по вопросам, содержащимся в Конвенции.

2. Конвенция МОТ от 24 июня 1975 г. № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения, имеет несколько иные акценты, нежели Конвенция № 97. Уже в пространной преамбуле подчеркивается необходимость избежания чрезмерного и неконтролируемого самостоятельного роста миграционного движения в связи с его отрицательными последствиями в социальном и человеческом плане и, одновременно, указывается, что правительства многих стран выступают за поощрение перемещения капитала и передачу технологией, а не передвижение трудящихся, в соответствии с потребностями и запросами стран, предоставляющих работу. В то же время в преамбуле Конвенции говорится о необходимости принятия новых норм в области социального обеспечения с целью гарантий трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения.

Основной раздел Конвенции «Злоупотребления в области миграции» открывается статьей, которая возлагает на государства-участников обязанность соблюдать основные права человека в отношении всех трудящихся-мигрантов. Государство, в отношении которого Конвенция находится в силе, постоянно должно определять, имеются ли на его территории незаконно нанятые трудящиеся-мигранты, а также начинается ли с его территории, проходит ли через эту территорию какое-либо миграционное движение трудящихся, ищущих работу, в процессе чего трудящиеся-мигранты помещаются в условия, противоречащие многосторонним или двусторонним международным соглашениям или национальному законодательству. Согласно ст. 3 Конвенции, каждый член организации (имеется в виду МОТ. – В.Б.) принимает все необходимые и соответствующие меры, как в рамках своей юрисдикции, так и в сотрудничестве с другими государствами – членами, следующего характера:

  1. для пресечения тайного миграционного движения и незаконного найма мигрантов;

  2. против организаторов незаконного тайного передвижения мигрантов, ищущих работу, а также против тех, кто нанимает трудящихся, мигрировавших в незаконных условиях;

  3. с целью предотвращения и ликвидации злоупотреблений, связанных с незаконной миграций.

Конвенция 1975 г. в ст. 14 установила, что каждый член организации может обеспечить право законного проживания трудящегося-мигранта на его территории с целью получения работы в течение периода, не превышающего двух лет.

Как отмечает известный белорусский специалист по истории МОТ В.Г. Стаценко: «Поскольку проблемы трудовой миграции не имели существенного значения для СССР, границы которого были наглухо закрыты для эмиграции своего населения, а иммиграция носила единичный характер, ни одна из принятых МОТ конвенций в сфере трудовой миграции ни СССР, ни, соответственно, БССР не была ратифицирована».1В настоящее время проблема трудовой миграции стала актуальной и для Республики Беларусь, в связи с чем 97 и 143 Конвенции требуют ратификации, тем более, что объективных препятствий к этому нет.

3. Помимо конвенций МОТ принимает и рекомендации, которые являются актами «мягкого» права, т.е. они выступают в качестве ориентиров, для государств в разработке национального законодательства по определенному вопросу трудового права. В практике МОТ закрепилось принятие наряду с конвенцией еще и рекомендации с аналогичным названием и целью, но несколько отличающейся по формулировкам. Это позволяет распространить трудовое регулирование, содержащееся в конвенциях, на те государства, которые не присоединяются к конвенциям.

Так, в рекомендации (пересмотренной) 1949 г. о трудящихся-мигрантах № 86 государствам-членам МОТ предписывалось в двусторонних договорах предусматривать положение о том, что индивидуальные трудовые контракты мигрантов будут основываться на типовых формах.

В типовой контракт должны включаться следующие пункты: имя, фамилия, место и дата рождения, семейное положение, гражданство, страна места работы; характер работы и место ее исполнения; профессиональная категория, в которую зачислялся мигрант и его трудовые функции; размер оплаты труда за нормальные, сверхурочные и ночные работы; порядок выплаты зарплаты, премий, надбавок, пособий; срок действия контракта, условия его расторжения и продления; основания досрочного расторжения; условия въезда на территорию страны миграции и срок пребывания в ней; порядок покрытия проездных расходов мигранта и членов его семьи; условия труда и жизнеобеспечения; процедуры урегулирования споров и рассмотрения жалоб. Такой типовой контракт должен быть переведен на понятный трудящемуся-мигранту язык и вручен ему непосредственно.

4. В странах СНГ также активно развиваются миграционные процессы, что вызвало необходимость их правового регулирования. В апреле 1994 г. Россия, Украина, Молдова и Армения подписали Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В дальнейшем к этому соглашению присоединились и другие государства СНГ (не участвуют Грузия и Туркменистан). Для Республики Беларусь Соглашение вступило в силу 20 ноября 1997 г.2

Названное Соглашение регулирует основные направления сотрудничества сторон в области трудовой деятельности и социальной защиты трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств и осуществляют трудовую деятельность на предприятиях всех форм собственности на территории другого государства в соответствии с законодательством страны трудоустройства. Порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются страной трудоустройства, исходя из действующего на ее территории законодательства. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений между странами СНГ. Каждая из сторон Соглашения признает без легализации дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для работы документы, переведенные на государственный язык страны трудоустройства или русский язык. Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается участниками Соглашения. При окончательном выезде трудящегося-мигранта из страны трудоустройства работодателем выдается справка или иной документ, содержащий сведения о продолжительности его работы и заработной плате помесячно.

Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем на государственном языке страны трудоустройства, и русском языке, в соответствии с трудовым законодательством страны трудоустройства, который вручается работнику до его выезда на работу.

В трудовом договоре (контракте) должны содержаться основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, также сведения о характере работы, условиях труда и его оплаты, продолжительности рабочего дня и отдыха, условиях проживания, а также сроке действия трудового договора и условиях его расторжения.

В марте 1998 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией. В Соглашении указано, что въезд граждан третьих государств, лиц без гражданства и граждан СНГ на территорию одной из стран возможен при условии выполнения ими требований ее национального законодательства о правилах въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда, а также международных договоров, участницей которых это государство является. Также в Соглашении перечислены административные меры по борьбе с незаконной миграцией.