logo
УЧЕБНИК Барышева

§ 1. Общие понятия, применяемые в отношении юридических лиц

1. Категория «юридическое лицо» составляет одно из главных достижений римского частного права. Именно в этом праве возникла новая форма субъекта права и оттуда она была воспринята современным европейским правом. Первыми юридическими лицами в Римском государстве были самоуправляющиеся городские общины – «municipium». В начале существования Римской республики объединения граждан в форме корпораций, коллегий и т.д. создавались без ограничений, но во времена Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) был издан закон, согласно которому для создания объединений требовалось разрешение Сената.

Основные положения, касающиеся юридических лиц в римском праве, были следующие:

  1. корпорации в частном праве рассматривались как и лица физические;

  2. имущество корпорации было отделено от имущества ее членов и принадлежало именно ей как особому субъекту;

  3. корпорация и ее члены обладали отдельными правами и обязанностями и не отвечали по обязательствам друг друга;

  4. корпорации вступали в правовые отношения с другими субъектами при посредстве физических лиц, уполномоченных на это определенным образом.1

2. В доктрине и законодательстве различают юридические лица публичного права и юридические лица частного права. Главное отличие между ними – в правосубъектности. Юридические лица публичного права обладают властными полномочиями и главной их целью является осуществление публично-правовых функций.

К юридическим лицам публичного права относятся государство, его субъекты, административно-территориальные единицы, государственные учреждения, отдельные корпорации, выполняющие хозяйственные функции: национальный банк, торгово-промышленные палаты, почта, железные дороги и т.д.

Деятельность юридических лиц публичного права не ограничивается публично-правовыми функциями, поскольку эти лица участвуют и в гражданско-правовых отношениях.

К юридическим лицам частного права относят всех других юридических лиц, создаваемых на основе действующего права по инициативе частных лиц или государства.

3. Как уже было установлено, одной из сфер международного частного права является регулирование правоотношений между юридическими лицами, представляющими разные государства.

Современное экономическое развитие характеризуется широким присутствием зарубежных юридических лиц в экономике других государств. Это совпадает с интересами государств, поскольку в условиях рыночной экономики привлечение иностранных инвесторов рассматривается как важнейшее средство развития национальной экономики. В связи с этим в практике государств возникает необходимость разделения субъектов хозяйствования, действующих в экономике, на отечественных и иностранных. Необходимость такого разделения вызывается потребностью учитывать то обстоятельство, что в отношении иностранных юридических лиц действуют две правовые системы – национальное право, в котором образовано данное юридическое лицо, и право государства, на территории которого данное юридическое лицо ведет свою деятельность.

В отношении юридических лиц по аналогии с физическими лицами применяется понятие «национальность». Как отмечает российский автор Л.П. Ануфриева: «Категория «национальность» применительно к юридическим лицам является условной, неточной, поскольку она не может иметь исходного содержания – т.е. особой правовой связи лица с государством, выражаемой в институте гражданства, – но используемой в определенной мере лишь в целях удобства, краткости обиходного употребления, и в юридическом отношении не может рассматриваться как надлежащая для целей обращения к ней при характеристике юридических лиц».1

4. В отличие от национальности юридического лица категория личного статута или личного закона, употребляемая применительно к юридическому лицу, является официально закрепленной. Она рассматривается в международном частном праве как одна из привязок (lexsocietatis), т.е. формул прикрепления, действующих в отношении юридического лица.

В практике взаимоотношений государств вопрос о личном статуте юридических лиц, определяемом на основе национальной принадлежности, возникает в связи с их налогообложением, что является важной составной частью общего правового положения юридического лица в зарубежном государстве. Это, во-первых, связано с наличием в отдельных государствах льгот в отношении иностранных инвесторов, во-вторых, с вопросом об устранении двойного налогообложения. По общему правилу юридические лица, созданные в одних государствах и ведущие деятельность в других странах, уплачивают налоги в одном из государств, что определяется специальными договорами об избежании двойного налогообложения. Республика Беларусь заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с Китаем, Латвией, Литвой, Молдовой, Польшей, Россией, Узбекистаном, Украиной, Швецией и другими государствами. Кроме этого Республика Беларусь выступает в качестве правопреемника восемнадцати соглашений бывшего СССР об избежании двойного налогообложения: с Австрией, Великобританией, Данией, Индией, Испанией, Италией, Канадой, Кипром, Малайзией, Нидерландами, США, Финляндией, Францией, ФРГ, Швейцарией, Японией.1