logo
УЧЕБНИК Барышева

§ 1. Понятие источников международного частного права и их конституционная основа

1. В теории права под источниками права понимаются внешние формы выражения права. Поскольку международное частное право образует составную часть системы национального права, его источниками будут те же юридические формы, характерные для всего национального права в целом. Г.А. Василевич включает в число важнейших источников права Республики Беларусь следующие источники:

  1. нормативные правовые акты государственных органов;

  2. правовые обычаи;

  3. судебные прецеденты;

  4. общие принципы права.1

Раздел VIIГражданского кодекса Республики Беларусь «Международное частное право» открывается ст. 1093 «Определение права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом». В п. 1 указанной статьи установлено, что это право определяется на основании Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству международных обычаев. Несмотря на отсутствие в этом перечне судебных прецедентов и судебной практики они также могут быть отнесены к источникам международного частного права, поскольку это свойственно международному частному праву большинства государств и праву Республики Беларусь в том числе. Таким образом, источниками международного частного права Республики Беларусь являются:

  1. нормативные правовые акты, включающие Конституцию Республики Беларусь, кодексы, законы, декреты и указы Президента, постановления правительства, отдельные акты министерств и ведомств;

  2. международные договоры, представляющие унифицированные нормы международного частного права, в которых участвует Республика Беларусь;

  3. судебные прецеденты и судебная практика;

  4. международные обычаи, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

2. Помимо названных источников, в регулировании экономических отношений между субъектами, относящимися к разным государствам, возможно применение источников негосударственного регулирования, имеющих факультативный характер. К ним относятся: общие условия поставок товаров, типовые договоры, кодексы поведения, руководства по совершению сделок и др. Негосударственное регулирование основано на принципе автономии воли сторон и свободе договора. К негосударственному регулированию относятся и акты, разработанные международными организациями. Примером могут служить Правила толкования торговых терминов (Инкотермс), обобщенные Международной торговой палатой, и Принципы международных коммерческих договоров, последняя редакция которых предложена Международным институтом по унификации международного частного права (УНИДРУА) в апреле 2004 г.

В международном частном праве в качестве вспомогательного источника возможно использование доктрины. Официально доктрина не причисляется к источникам международного частного права, но в статье 1095 ГК Республики Беларусь, определяющей установление содержания норм иностранного права, предписано осуществлять установление этих норм «в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве».

3. На первое место среди источников международного частного права законодатель поставил Конституцию Республики Беларусь. Это не случайно, поскольку конституционные нормы устанавливают общий подход в правовом регулировании для всех отраслей права Республики Беларусь, в том числе и для международного частного права.

Необходимо выделить следующие положения Конституции, оказывающие непосредственное воздействие на международное частное право и применяемые в нем в качестве фундаментальных основ.

Во-первых, Конституция Республики Беларусь имеет высшую юридическую силу на территории государства. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ч. 1 ст. 137).

В тексте Конституции не разрешен вопрос о прямом действии ее норм, но следует согласиться с Г.А. Василевичем, утверждающим, что Конституция Республики Беларусь является высшим нормативным актом прямого действия.1

Во-вторых, обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (ч. 1 ст. 21). При этом все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22). Конституция гарантирует гражданам защиту и покровительство государства как на ее территории, так и за ее пределами (ч. 1 ст. 10).

В-третьих, Конституция предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (ст. 11). Тем самым Конституция Республики Беларусь предоставила иностранцам и лицам без гражданства национальный правовой режим, уравнивающий их с гражданами Республики Беларусь.

В-четвертых, Конституция определила, что собственность в Республике Беларусь может быть государственной и частной (ч. 1 ст. 13). В Конституции установлены равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантируются равная защита и равные условия для развития всех форм собственности (ч. 2 ст. 13). Вопрос о собственности по единодушному мнению правоведов-цивилистов является важнейшим в гражданском праве. Восстановление в правах частной собственности, ее гарантированная защита государством сближают наше право с правом абсолютного большинства государств мира и создают прочную основу взаимодействия белорусской правовой системы с правовыми системами других государств.

В-пятых, Конституция признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ч. 1 ст. 8). Во внешней политике Республика Беларусь исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 18).

В-шестых, Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому защиту прав и свобод компетентным независимым судом. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

В-седьмых, Конституция Республики Беларусь признает право каждого в соответствии с международными актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 61). При этом каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, включая право пользоваться в любой момент помощью адвоката и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях и учреждениях (ст. 62).

Таким образом, имущественные и личные права иностранных граждан в Республике Беларусь и аналогичные права белорусских граждан за рубежом, что является предметом международного частного права, имеют прочную конституционную гарантию.