logo
УЧЕБНИК Барышева

§ 6. Социальное обеспечение работников в связи с трудом за рубежом

1. Допуская труд иностранцев в государстве, законодатель обязан заботиться об их социальном обеспечении. В соответствии с Конвенцией МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах (пересмотренной в 1949 г.) государства-члены обязались предоставлять социальное обеспечение трудящимся-мигрантам, под которым подразумевается законодательство в отношении несчастных случаев на производстве, охраны материнства, а также случаи болезни, инвалидности, старости, смерти, безработицы. Помимо этого могут существовать особые соглашения для сохранения уже приобретенных прав или прав, находящихся в процессе приобретения. Законодательство страны иммиграции может предписывать особые положения, касающиеся пособий или их части, покрываемых полностью из общественных фондов и пособий, выплачиваемых лицам, не отвечающим условиям, необходимым для получения нормальной пенсии.

В Соглашении о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов стран СНГ 1994 г. установлено право трудящихся-мигрантов пользоваться социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим законодательством на территории страны трудоустройства, если иное не предусмотрено специальным соглашением. Медицинское обслуживание мигрантов осуществляется за счет работодателя страны трудоустройства на одинаковом уровне с ее гражданами.

Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» 1998 г. предусматривает, что в случае временной нетрудоспособности и болезни, беременности и родов, рождения ребенка трудящиеся-мигранты, работающие на территории Республики Беларусь по трудовому договору, пользуются льготами, пособиями в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Таким же образом разрешаются вопросы социального обеспечения трудящихся-мигрантов в межправительственных соглашениях Республики Беларусь с Российской Федерацией, Арменией и Азербайджаном.

С Литовской Республикой заключен Договор о социальном обеспечении 1994 г., ратифицированный Республикой Беларусь 9 ноября 1999 г., который предусматривает следующие виды социального обеспечения: пособия по временной нетрудоспособности, пенсии по инвалидности, пенсии по возрасту, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, возмещение вреда, пособия по безработице, пособия на погребение, семейные пособия. Договор распространяется на лиц, постоянно проживающих на территории одной из стран, если они не являются гражданами этой страны.

Применимым законодательством является право страны, на территории которой лицо работает по найму или самостоятельно занимается трудовой деятельностью.

2. Политика государств СНГ в пенсионном обеспечении иностранных граждан была определена в Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.

Соглашение исходит из положения, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если они не предусмотрены двусторонними соглашениями между государствами. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсий по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в одном из государств СНГ и государствах, входивших в состав СССР (Латвия, Литва, Эстония), принимаются на территории государств-участников Соглашения без легализации. Вопросы, не урегулированные в Соглашении, государства-участники разрешают путем переговоров.

Литература:

      1. Ануфриева, Л.П. Международное частное право: учебник: в 3 т. / Л.П. Ануфриева. – М., 2000. – Т. 2: Особенная часть. – С. 607–645.

      2. Богуславский, М.М. Международное частное право: учебник / М.М. Богуславский. – М., 2006. – С. 462–483.

      3. Звеков, В.П. Международное частное право: учебник / В.П. Звеков. – М., 2004. – С. 519–540.

      4. Киселев, И.Я. Зарубежное трудовое право: учебник / И.Я. Киселев. – М., 2000.

      5. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / под общ. ред. Г.А. Василевича. – Мн., 2000.

      6. Лунц, Л.А. Курс международного частного права: в 3 т. / Л.А. Лунц. – М., 2002. – С. 746–760.

      7. Международное частное право: учебник / под ред. Г.К. Дмитриевой. – М., 2004. – С. 547–571.

      8. Международное частное право: учебник / под ред. Н.И. Марышевой. – М., 2004. – С. 491–510.

      9. Стаценко, В.Г. Беларусь в Международной Организации Труда: история и современные проблемы взаимодействия / В.Г. Стаценко. – Витебск, 2007.

      10. Тихиня, В.Г. Международное частное право: учебник / В.Г. Тихиня. – Мн., 2007. – С. 273–288.

      11. Международная Организация Труда и права человека / авт.-сост. А.А. Войтик. – Мн., 2002.

Г Л А В А 16