§ 6. Оговорка о публичном порядке
1. Применение иностранного права, на которое указывают коллизионные нормы, может быть исключено применением оговорки о публичном порядке (ordrepublic). Институт оговорки о публичном порядке существует в правовых системах практически всех стран. Начало этого понятия усматривают в ст. 6 Гражданского кодекса Франции 1804 г., где было сформулировано правило о недопустимости нарушения частными соглашениями законов, «затрагивающих общественный порядок и добрые нравы».
Существует два основных подхода в понимании оговорки о публичном порядке: позитивный и негативный. Позитивная оговорка сложилась во Франции, где ее понимают как определенную совокупность норм французского права, имеющих особое значение для защиты общественных и моральных устоев. Отсюда происходит и ее название «позитивная», т.е. положительная, полезная, необходимая.
Нормы, определяющие публичный порядок, называют императивными, строго обязательными (речь о них пойдет ниже). Негативная оговорка исходит из содержания норм иностранного права, возможное применение которых на основании указаний коллизионных норм ведет к результатам, несовместимым с публичным порядком определенного государства. Негативный вид оговорки – это и есть то, что в большинстве государств называют оговоркой о публичном порядке (orderepublic,orderepolicy,Vorbehaltsklausel). Это значит, что иностранное право не применяется в силу полной несовместимости с правовой системой, где следовало его применить, руководствуясь коллизионной нормой.
Главную проблему применения оговорки о публичном порядке обозначил еще в начале ХХ в. известный российский юрист Б.Э. Нольде: «При всей понятности правил об «ordre public», его нельзя, однако, не признать весьма опасным с точки зрения правильного разрешения коллизий. Оно настолько неопределенно, что узаконивает произвол судьи там, где столь желательны постоянство и твердость. Единственным средством уничтожения вредных последствий оговорки об «ordre public» является ее конкретизирование: пусть будет узаконен отказ от применения иностранного права, но пусть известно будет, в каких точно случаях этот отказ может иметь место».2
Такую же озабоченность высказывали английские специалисты Д. Чешир и П. Норт: «Опасность столь неопределенно сформулированной доктрины заключается в том, что при ее широком толковании ею может оказаться охваченным множеством внутренних норм и она будет служить слишком легким предлогом для применения lexfori, подрывая, таким образом, основную функцию международного частного права».1
2. Несмотря на давность существования проблемы относительно конкретизации оговорки о публичном порядке, она не разрешена до настоящего времени. В советской и российской юридической школе существует обширная литература по данной проблеме и имеется судебная и арбитражная практика как удачного, так и неудачного применения оговорки о публичном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении, принятом 25 сентября 1998 г., следующим образом охарактеризовала этот институт: «Содержание понятия «публичный порядок» Российской Федерации не совпадает с содержанием национального законодательства Российской Федерации. Поскольку законодательство Российской Федерации допускает применение норм иностранного государства, наличие принципиального различия между российским законом и законом другого государства само по себе не может быть основанием для применения оговорки о публичном порядке. Такое применение этой оговорки означает отрицание применения в Российской Федерации права иностранного государства вообще.
Под «публичным порядком» в Российской Федерации понимаются основы общественного строя Российского государства. Оговорка о публичном порядке возможна лишь в тех отдельных случаях, когда применение иностранного закона могло бы породить результат, недопустимый с точки зрения российского правосознания».2
Российский юрист Г.К. Дмитриева выделяет четыре основных элемента, характеризующих публичный порядок: во-первых, это основополагающие принципы национального права; во-вторых, это нормы морали и представление о справедливости; в-третьих, коренные интересы государства и его граждан; в-четвертых, общепризнанные принципы и нормы прав человека.3Исходя из этого, указанный автор полагает, «что понятие «основы правопорядка (публичный порядок) Российской Федерации» включает четыре взаимосвязанных основных элемента: 1) основополагающие, фундаментальные принципы российского права, прежде всего, конституционные, частноправовые и гражданско-процессуальные; 2) общепринятые принципы морали, на которые опирается российский правопорядок; 3) законные интересы российских граждан и юридических лиц, российского общества и государства, защита которых является основной задачей правовой системы страны; 4) общепризнанные принципы и нормы международного права, являющиеся частью российской правовой системы, включая международно-правовые стандарты прав человека».4
3. В законодательстве Республики Беларусь оговорка о публичном порядке содержится в нескольких нормативных актах, причем в разных формулировках.
В Гражданском кодексе Республики Беларусь имеется специальная ст. 1099 «Оговорка о публичном порядке» следующего содержания: «Иностранное право не применяется в случаях, когда его применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Республики Беларусь, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законодательными актами. В этих случаях применяется право Республики Беларусь».
В Хозяйственном процессуальном кодексе предусмотрен отказ в исполнении поручения иностранного суда (п. 1 ч. 2 ст. 244), а также решения иностранного суда (п. 7 ч. 1 ст. 248), если это противоречило бы публичному порядку Республики Беларусь. Такая же формулировка присутствует в ч. 3 ст. 43 Закона Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде», где говорится о случаях отмены решения международного арбитражного суда.
В Гражданском процессуальном кодексе и Законе Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» исполнение поручений иностранных судов (п. 1 ч. 1 ст. 560 ГПК) и поручений органов юстиции иностранных государств (п.п. 1.1 п. 1 ст. 104 Закона) не допускается, если это «противоречит суверенитету Республики Беларусь или угрожает ее национальной безопасности».
Еще одна формулировка представлена в Кодексе о браке и семье Республики Беларусь в ч. 1 ст. 237, где применение законодательства о браке и семье иностранных государств или признание иностранных актов гражданского состояния «не может иметь места, если такое применение или признание противоречило бы законодательству Республики Беларусь».
Фактически имеются три различные формулировки, которые выполняют одну и ту же роль: ограничивают применение иностранного права. Это не противоречит международной практике применения оговорки о публичном порядке.
В то же время формулировка оговорки о публичном порядке в российском Гражданском кодексе отличается от формулировок в законодательстве Республики Беларусь. В ст. 1193 Гражданского кодекса Российской Федерации указано: «Норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.
Отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы Российской Федерации».
Таким образом, российский законодатель рассматривает применение оговорки о публичном порядке как чрезвычайную меру и обуславливает ее применение наличием следующих обстоятельств:
это должен быть исключительный случай;
противоречие между нормой иностранного права и российским правом должно состоять в последствии применения иностранной нормы;
это противоречие должно иметь явный характер, т.е. быть бесспорным;
отказ в применении норм иностранного права не может основываться на отличии правовой, политической или экономической системы.
Формулировки оговорки о публичном порядке, содержащиеся в белорусском законодательстве, не имеют подобных ограничений, что создает предпосылку их неоправданно широкого применения. Особо следует выделить формулировку, содержащуюся в Кодексе о браке и семье Республики Беларусь, которая не допускает применения иностранного законодательства или признания основанных на нем актов, если это противоречило бы законодательству Республики Беларусь. Такая формулировка представляется некорректной, поскольку отказ в применении норм иностранного права не может быть основан только на их несовпадении с нормами национального права, а данная формулировка не допускает применения норм иностранного права во всех случаях, когда обнаруживается их несоответствие нормам национального права.
4. В Гражданском кодексе Республики Беларусь отсутствует норма, изложенная в ч. 2 ст. 1193 российского Гражданского кодекса, где говорится о недопустимости отказа в применении норм иностранного права, основанном только на отличии правовой, политической или экономической системы.
Появление этой нормы связано с историей взаимоотношений советского государства со странами Запада в правовой области. В первые годы существования советской власти перед правовыми системами западных стран встал вопрос: как реагировать на национализацию собственности, осуществленную в СССР в форме конфискации? В 1920-е годы оговорка о публичном порядке неоднократно использовалась для отказа в признании права собственности советского государства на национализированное имущество. Однако в дальнейшем суды западных стран признали экстерриториальный характер советской национализации и отказывали в исках, основанных на доказательствах ее противоречия публичному порядку.
Подводя итог, необходимо отметить, что с точки зрения формулировки в законодательстве Республики Беларусь оговорка о публичном порядке требует уточнения, поскольку содержащиеся формулировки создают предпосылки к ее неоправданно широкому применению. Следует заметить, что суды Беларуси, в отличие от российских, практически не используют оговорку о публичном порядке что также нельзя признать нормальной ситуацией. Можно предположить, что неясность формулировки законодателем оговорки о публичном порядке порождает нерешительность судей и арбитров в ее практическом использовании.
- Министерство образования Республики Беларусь
- С о д е р ж а н и е
- В в е д е н и е
- Общая часть
- Обоснование, предмет регулирования и система международного частного права
- § 1. Обоснование и предмет международного частного права
- § 2. Место международного частного права в юридической системе
- § 3. Соотношение международного публичного и международного частного права
- § 4. Система международного частного права
- § 5. История развития международного частного права в России и ссср
- § 6. Развитие международного частного права в Беларуси
- Источники международного частного права
- § 1. Понятие источников международного частного права и их конституционная основа
- § 2. Законодательство Республики Беларусь по международному частному праву
- § 3. Закон о международном частном праве: излишество или необходимость?
- § 4. Международные договоры Республики Беларусь как источники международного частного права
- § 5. Судебные прецеденты и судебная практика
- § 6. Обычаи в международном частном праве
- Ключевые понятия в международном частном праве
- § 1. Коллизионные нормы
- § 2. Коллизионный и материально-правовой методы
- § 3. Универсальные коллизионные нормы
- § 4. Квалификация юридических понятий, применяемых в международном частном праве
- § 5. Обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны
- § 6. Оговорка о публичном порядке
- § 7. Императивные нормы
- § 8. Взаимность и реторсии
- § 9. Обход закона в международном частном праве
- Гражданско-правовое положение физических лиц
- § 1. Общие вопросы правового положения иностранцев
- § 2. Порядок выезда граждан Республики Беларусь за рубеж
- § 3. Правовое положение белорусских граждан за рубежом
- § 4. Порядок въезда иностранных граждан в Республику Беларусь
- § 5. Гражданско-правовое положение иностранцев в Республике Беларусь
- Правовое положение юридических лиц в международном частном праве
- § 1. Общие понятия, применяемые в отношении юридических лиц
- § 2. Основные доктрины определения личного статута юридического лица в международном частном праве
- § 3. Содержание личного закона юридического лица
- § 4. Иностранные юридические лица в Республике Беларусь
- § 5. Правовое положение белорусских юридических лиц за рубежом
- Государство и международные организации как участники гражданско-правовых отношений
- § 1. Государство как субъект гражданско-правовых отношений
- § 2. Понятие иммунитета государства и его виды
- § 3. Теория функционального иммунитета государства
- § 4. Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности
- § 5. Вопросы иммунитета государства в законодательстве Республики Беларусь
- § 6. Судебные прецеденты, связанные с иммунитетом государства
- § 7. Международные организации как субъекты международного частного права
- Особенная часть
- Право собственности и другие вещные права
- § 1. Содержание права собственности и вещных прав
- § 2. Коллизионное законодательство Республики Беларусь о праве собственности и иных вещных правах
- § 3. Право собственности и иные вещные права иностранных юридических и физических лиц в Республике Беларусь
- § 4. Законодательство Республики Беларусь об иностранных инвестициях
- § 5. Международные договоры об иностранных инвестициях
- § 6. Проблема национализации собственности в международном частном праве
- Договорные обязательства в международном частном праве
- § 1. Общие вопросы договорных обязательств в международном частном праве
- § 2. Понятие и виды внешнеэкономической сделки
- § 3. Форма и порядок заключения договора в международном частном праве
- § 4. Конвенция оон о договоре международной купли-продажи товаров 1980 г.
- § 5. Исковая давность в договорных обязательствах
- § 6. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров
- § 7. Принцип автономии воли сторон (lex voluntatis) в договоре
- § 8. Регулирование договорных отношений при отсутствии выбора права
- § 9. Негосударственное регулирование договорных обязательств
- § 10. Договор международного финансового лизинга
- § 11. Применение международных торговых терминов в договорах купли-продажи товаров
- Международные расчетные и кредитные отношения
- § 1. Международные расчеты в системе мирового торгового оборота
- § 2. Формы международных расчетов
- § 3. Вексель и чек в международных расчетах
- § 4. Валютные ценности и валютные операции в Республике Беларусь
- § 5. Страхование валютных рисков. «Валютная привязка» в долговых обязательствах
- Международные перевозки пассажиров, грузов и багажа
- § 1. Общие вопросы международных перевозок
- § 2. Международные автомобильные перевозки
- § 3. Международные железнодорожные перевозки
- § 4. Международные воздушные перевозки
- § 5. Международные морские перевозки
- Обязательства вследствие причинения вреда
- § 1. Возникновение института обязательства из причинения вреда и его коллизионное регулирование
- § 2. Деликтные обязательства в законодательстве Республики Беларусь
- § 3. Регулирование деликтных обязательств в международных договорах с участием Республики Беларусь
- § 4. Ответственность за ущерб, причиненный товарами
- § 5. Другие внедоговорные обязательства
- Исключительные права на результаты
- § 2. Международное законодательство об авторском праве
- § 3. Международное законодательство о смежных правах
- § 4. Охрана авторских прав иностранцев в Республике Беларусь и белорусских граждан за рубежом
- § 5. Охрана авторских и смежных прав в сети Интернет
- § 6. Международные конвенции, охраняющие промышленную собственность
- § 7. Получение патентов иностранцами в Республике Беларусь и патентование белорусскими гражданами в зарубежных странах
- § 8. Охрана прав на товарный знак, знак обслуживания и географическое указание места происхождения товаров
- § 9. Международные соглашения по охране прав на товарные знаки и знаки обслуживания
- § 10. Юридическая практика защиты прав на товарный знак в Республике Беларусь
- § 11. Охрана прав на товарный знак в сети Интернет
- § 12. Передача исключительных прав в международном частном праве и законодательстве Республики Беларусь
- Наследственные правоотношения в международном частном праве
- § 1. Общие положения о наследовании
- § 2. Коллизионное регулирование наследственных отношений международного характера
- § 3. Универсальные международные конвенции по регулированию наследственных отношений
- § 4. Региональные и двусторонние соглашения в сфере наследственных правоотношений
- § 5. Регулирование наследственных отношений с иностранным элементом в законодательстве Республики Беларусь
- § 6. Наследственные права белорусских граждан за рубежом
- Брачно-семейные отношения в международном частном праве
- § 1. Общие положения
- § 2. Правовое регулирование заключения смешанных браков
- § 3. Супружеские правоотношения в смешанных браках
- § 4. Регулирование правоотношений между родителями и детьми по нормам международного частного права
- § 5. Международные конвенции, регулирующие взыскание алиментов за границей
- § 6. Международное усыновление и международная опека и попечительство
- § 7. Расторжение смешанных браков
- Трудовые отношения
- § 1. Общие положения регулирования трудовых отношений
- § 2. Коллизионные нормы в трудовых отношениях
- § 3. Международно-правовое регулирование труда мигрантов
- § 4. Правовое регулирование труда иностранцев в Республике Беларусь
- § 5. Правовое регулирование труда белорусских граждан за рубежом
- § 6. Социальное обеспечение работников в связи с трудом за рубежом
- Международный гражданский процесс
- § 1. Предмет международного гражданского процесса
- § 2. Общие подходы в определении международной подсудности
- § 3. Определение подсудности дел с наличием иностранного элемента в законодательстве Республики Беларусь
- § 4. Процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц
- § 5. Установление содержания норм иностранного права
- § 6. Правовая помощь в международном гражданском процессе
- § 7. Исполнение решений иностранных судов по гражданским делам
- § 8. Исполнение решений иностранных судов по хозяйственным делам
- § 9. Нотариальные действия и легализация документов
- Международный арбитраж
- § 1. Понятие международного арбитража и его виды
- § 2. Арбитражное соглашение
- § 3. Арбитражное рассмотрение споров в Республике Беларусь
- § 4. Вынесение решения международным арбитражным судом и его обжалование
- § 5. Исполнение решений международных арбитражных судов
- Международное частное право
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33. В.А. Барышев
- Витебск 2009