logo
УЧЕБНИК Барышева

§ 7. Международные организации как субъекты международного частного права

1. Международные организации – это вторичные субъекты международного права, создаваемые государствами для решения разнообразных задач, связанных с развитием сотрудничества и обеспечением мира и безопасности. Для выполнения своих функций они располагают необходимым административно-техническим аппаратом, штаб-квартирой, размещенной в определенной стране, представительствами в отдельных государствах.

Наиболее влиятельная из них – Организация Объединенных Наций, согласно ст. 105 Устава пользующаяся на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей. В феврале 1946 г. Генеральная ассамблея приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, а в ноябре 1947 г. Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН. Согласно названным конвенциям, ООН и ее специализированные учреждения имеют статус юридических лиц. Они обладают правоспособностью заключать контракты, приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им, возбуждать дела в суде. В то же время ООН и ее специализированные учреждения пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда они отказываются от иммунитета в каком-либо отдельном случае. При этом отказ от иммунитета не распространяется на меры исполнения судебных решений, где действует отдельный иммунитет.

Помещения ООН, ее специализированных учреждений, их имущество и активы не подлежат обмену, реквизиции, конфискации, экспроприации или какой-либо другой форме вмешательства как путем исполнительных, административных и судебных действий, так и путем законодательных действий.

ООН и ее специализированные и вспомогательные учреждения освобождаются от всех прямых налогов, таможенных сборов, импортных и экспортных запрещений и ограничений при ввозе или вывозе предметов для служебного пользования.

2. В Республике Беларусь работает представительство Программы развития ООН (ПРООН). Организация учреждена Генеральной ассамблеей в 1965 г. с целью финансирования проектов экономического и социального развития в развивающихся странах. В своей работе ПРООН контактирует только с правительствами, действует с их согласия и по их просьбе. Представительства ПРООН открыты почти в 140 странах. Для реализации проектов и программ, осуществляемых при ее поддержке, ПРООН привлекает национальный технический потенциал развивающихся стран, а также экспертов международных учреждений и неправительственных организаций.

Содействие в сфере финансов и кредитов оказывают Республике Беларусь представительства Международного валютного фонда, Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития, Международного банка.

Международный валютный фонд (INTERNATIONALMONETARYFUND,IMF) – специализированное учреждение ООН, предназначенное для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, связанных с дефицитом платежного баланса. Республика Беларусь вступила в МВФ в 1992 году. Заимствования финансовых средств по линии МВФ производились в 1990-е годы. Соглашение о новом кредите МВФ в размере 2,5 млрд долларов было достигнуто 31 декабря 2008 г.

Представительство Всемирного банка в Республике Беларусь также действует с 1992 г. Всемирный банк – это специализированное финансовое учреждение ООН, в состав которого входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его три филиала: Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Головным институтом в составе этой группы является Международный банк реконструкции и развития, учрежденный одновременно с МВФ в 1944 г. и имеющий с ним связанное членство государств-участников. Основная деятельность МБРР – выдача кредитов под конкретные инвестиционные проекты непосредственно правительству государства или под его гарантии. В апреле 2006 г. МБРР предоставил Республике Беларусь кредит в 50 млн долларов на реализацию проекта по реабилитации районов, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы. Кредит будет потрачен на обеспечение населения пострадавших районов эффективным и надежным теплоснабжением.

Всемирный банк проводит единую стратегию, но каждая его структура выполняет свои особые функции. Очевидно, этим объясняется деятельность в Республике Беларусь представительства Международной финансовой корпорации. МФК создана в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся стран, укрепления в них частного сектора. В отличие от МБРР МФК не требует правительственных гарантий и берет все риски на себя. К отбору проектов организация подходит с особой осторожностью, при этом объем кредитов, как правило, не превышает 25% стоимости проекта.

Представительство Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) также оказывает финансовое содействие Республике Беларусь. Оно представляет международную организацию, учрежденную в мае 1990 г. с целью содействия переходу европейских постсоциалистических стран к рыночной экономике, развитию частной и предпринимательской инициативы. Членами ЕБРР, помимо европейских стран, могут быть все члены МВФ. В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран, а также ЕС. Беларусь стала членом ЕБРР в результате распределения акций СССР между государствами СНГ.

Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и его служащих определены в Соглашении между правительством Великобритании и Банком. В отличие от других международных финансовых организаций устав Банка (ст. 1) содержит политический мандат, предусматривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны быть привержены принципам демократии и рыночной экономики.

В Республике Беларусь находятся руководящие органы СНГ, поскольку в Соглашении о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. столицей Содружества был определен Минск. Из четырех постоянно действующих органов СНГ три находятся в Минске: Исполнительный комитет СНГ (создан в 1999 г. путем преобразования Исполнительного секретариата СНГ), Экономический суд (действует с 1992 г.) и Комиссия по правам человека (учреждена на основе Конвенции СНГ о правах и свободах человека от 26 мая 1995 г.).

Литература:

  1. Ануфриева, Л.П. Международное частное право: учебник: в 3 т. / Л.П. Ануфриева. – М., 2000. – Т. 2: Особенная часть. – С. 84–110.

  2. Барышев, В.А. Иммунитет государства в международном праве и правовых системах Республики Беларусь и Российской Федерации / В.А. Барышев // Веснік ВДУ. –2003. – № 4.

  3. Богуславский, М.М. Международное частное право: учебник / М.М. Богуславский. – М., 2004. – С. 143–172.

  4. Богуславский, М.М. Практика применения принципа иммунитета государства и проблема законодательного регулирования / М.М. Богуславский // Международное частное право: современная практика / под ред. М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. – М., 2000. – № 4. – С. 213–238.

  5. Жуков, В.А. Юрисдикционные иммунитеты иностранных государств – вызов времени / В.А. Жуков // Юридический мир. – 2001. – № 1.

  6. Звеков, В.П. Международное частное право: учебник / В.П. Звеков. – М., 2004. – С. 295–307.

  7. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики: в 3 кн. – Мн., 2006. – Кн. 3. – С. 676–683.

  8. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: в 3 т. (постатейный). – Мн., 2003. – Т. 3. – С. 244–246.

  9. Лунц, Л.А. Курс международного частного права: в 3 т. / Л.А. Лунц. – М., 2002. – С. 364–393.

  10. Международное частное право: учебник / под ред. Г.К. Дмитриевой. – М., 2004. – С. 221–243.

  11. Международное частное право: учебник / под ред. Н.И. Марышевой. – М., 2004. – С. 172–192.

  12. Нешатаева, Т.Н. О судебных иммунитетах / Т.Н. Нешатаева // Вестник ВАС РФ. – 1999. – № 9.

  13. Тихиня, В.Г. Международное частное право: учебник / В.Г. Тихиня. – Мн., 2007. – С. 95–110.

  14. Фисенко, В.Н. Международное частное право: общая часть / В.Н. Фисенко, И.В. Фисенко. – Мн., 1993. – Кн. 1. – С. 43–60.

  15. Хлестова, И.О. Проблемы юрисдикционного иммунитета иностранного государства (законодательство и практика) / И.О. Хлестова. – М., 2002.