logo
УЧЕБНИК Барышева

§ 9. Нотариальные действия и легализация документов

1. Нотариальные действия широко востребованы в гражданско-правовых отношениях с присутствием иностранного элемента. Нотариусы в Республике Беларусь принимают документы, выданные белорусским и иностранным гражданам за рубежом, а в свою очередь белорусские нотариусы удостоверяют и составляют документы, предназначенные для использования за пределами нашего государства.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь» от 18 июля 2004 г. нотариат включает государственных и частных нотариусов, уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских учреждений Республики Беларусь. За пределами Республики Беларусь нотариальные действия совершают консульские должностные лица и дипломатические агенты в случае выполнения консульских функций дипломатическими представительствами Республики Беларусь.

В функции нотариальных органов входят следующие действия, имеющие отношение к международному частному праву: удостоверение документов, предназначенных для предъявления за границей; принятие документов, выданных за границей; свидетельство верности перевода документов с одного языка на другой; охрана имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина Республики Беларусь за границей; в отдельных случаях принятие наследственного имущества для передачи наследникам, находящимся в Республике Беларусь; принятие на хранение документов от иностранных граждан; обеспечение доказательств, необходимых для ведения дел в органах иностранных государств; иные нотариальные действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Нотариус исполняет переданные ему в установленном порядке поручения органов юстиции иностранных государств об оказании правовой помощи, за исключением случаев, если:

Исполнение поручений органов юстиции иностранных государств об оказании правовой помощи производится нотариусами в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

В то же время белорусский нотариус вправе обращаться к органам юстиции иностранных государств об оказании правовой помощи в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

2. В ст. 103 Закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь» указано, что в соответствии с нормами международного права нотариус принимает составленные за пределами Республики Беларусь документы при условии их легализации, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

На таких же условиях в других государствах принимаются документы, составленные в Республике Беларусь и выданные иностранным гражданам.

Легализация – это специальная форма удостоверения документа, предназначенного для использования в другом государстве.

Наиболее простой формой легализации является консульская легализация, которая осуществляется консулом в виде специальной надписи на документе, которая удостоверяет подлинность подписи должностного лица иностранного государства, а также свидетельствует о соответствии документа законодательству страны пребывания.

В п. 14.1 Консульского устава Республики Беларусь говорится: «Консул легализирует документы и акты, исходящие от властей консульского округа или составленные с их участием.

Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на указанных документах, актах и соответствия их законам государства пребывания.

Органы Республики Беларусь принимают такие документы и акты к рассмотрению только при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь или международными договорами Республики Беларусь и государства пребывания».

Консульская легализация документов, составленных за рубежом, может быть произведена и в Республике Беларусь, что входит в функции консульского управления МИД.

Полномочиями по осуществлению консульской легализации обладают:

  1. консульское управление Министерства иностранных дел – на территории Республики Беларусь;

  2. консульские отделы дипломатических представительств Республики Беларусь, генеральные консульства и консульства Республики Беларусь, вице-консульства и консульские агентства Республики Беларусь – за пределами Республики Беларусь;

  3. сотрудники дипломатического персонала посольства Республики Беларусь (при отсутствии в посольстве консульского отдела).

Если документы, составленные в Республике Беларусь, поступают в консульское учреждение Республики Беларусь из консульского управления МИД, то они проходят легализацию в Министерстве иностранных дел или другом уполномоченном учреждении государства пребывания.

Для проведения легализации документов, выдаваемых в государстве пребывания, консульское учреждение должно располагать образцами подписей должностных лиц и оттисками печатей учреждений, уполномоченных удостоверять документы. В свою очередь консульские учреждения Республики Беларусь направляют в вышеуказанные учреждения государства пребывания образцы подписей должностных лиц, уполномоченных осуществлять легализацию, и оттиски печатей консульского учреждения.

3. Консульская легализация является достаточно сложной бюрократической процедурой, к тому же она требует дополнительных финансовых расходов от лиц, которым требуются документы, выданные в иностранном государстве или предназначенные для предъявления в иностранном государстве.

С целью упрощения удостоверения документов, предназначенных для использования за рубежом, 5 октября 1961 г. была принята Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов. В настоящее время участниками Гаагской конвенции являются более 70 государств мира. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции 1961 г. на основании постановления Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 3 июня 1992 г. № 1704-XII«О процедуре правопреемственности Республики Беларусь в отношении международных договоров бывшего СССР».1

Конвенция отменяет легализацию официальных документов, которые были совершены на территории одного из Договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого Договаривающегося государства. К таким документам, в соответствии со ст. 1 Конвенции, относятся:

  1. документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

  2. административные документы;

  3. нотариальные акты;

  4. официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Вместе с тем Конвенция не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами, и административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи и качества, в котором выступило лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, скрепляющего этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепленном с документом. Он должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции, и представляет собой квадрат со стороной не менее 9 см, внутри которого помещен заголовок на французском языке «Apostile(ConventiondelaHayedu5octobre1961) и указаны десять пунктов для заполнения текста, первый из которых обозначает страну выдачи документа.

Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа.

Подпись, печать или штамп, проставленные на апостиле, не требуют никакого заверения.

Каждое государство-участник Конвенции назначает органы, которым предоставляются полномочия на проставление апостиля.

В Республике Беларусь в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 1992 г. № 754 «О мерах по реализации положений Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющих необходимость легализации иностранных официальных документов» (в последующих редакциях) право проставления апостиля на официальных документах, направляемых государственными учреждениями Беларуси для использования на территории государств-участников Гаагской конвенции, имеют:

Апостиль не проставляется, согласно ст. 3 Конвенции, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В Минской конвенции 1993 г. (ст. 13) и Кишиневской конвенции 2002 г. (ст. 12) имеются положения, устанавливающие, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

Аналогичные положения содержатся и в двусторонних договорах о правовой помощи, заключенных Республикой Беларусь.

Литература:

  1. Ануфриева, Л.П. Международное частное право: учебник: в 3 т. / Л.П. Ануфриева. – М., 2001. – Т. 3: Трансграничные банкротства. Международный коммерческий арбитраж. Международный гражданский процесс. – С. 278–430.

  2. Богуславский, М.М. Международное частное право: учебник / М.М. Богуславский. – М., 2004. – С. 543–548.

  3. Звеков, В.П. Международное частное право: учебник / В.П. Звеков. – М., 2004. – С. 543–586.

  4. Международное частное право: учебник / под ред. Г.К. Дмитриевой. – М., 2004. – С. 589–626.

  5. Международное частное право: учебник / под ред. Н.И. Марышевой. – М., 2004. – С. 511–570.

  6. Фисенко, В.Н. Международное частное право: специальная часть / В.Н. Фисенко, И.В. Фисенко. – Мн., 1994. – Кн. 2. – С. 167–211.

  7. Тихиня, В.Г. Международное частное право: учебник / В.Г. Тихиня. – Мн., 2007. – С. 289–306.

  8. Шак, Х. Международное процессуальное право: учебник: пер. с нем. / Х. Шак. – М., 2001.

  9. Нешатаева, Т.Н. Международный гражданский процесс: учебное пособие / Т.Н. Нешатаева. – М., 2001.

  10. Светланов, А.Г. Международный гражданский процесс: современные тенденции / А.Г. Светланов. – М., 2002.

  11. Марщакова, Т. Новый порядок взаимного исполнения Россией и Беларусью судебных актов по хозяйственным спорам / Т. Марщакова // Российская юстиция. – 2002. – № 12. – С. 12–13.

Г Л А В А 17