logo
УЧЕБНИК Барышева

§ 4. Правовое регулирование труда иностранцев в Республике Беларусь

1. Трудовой кодекс Республики Беларусь 1999 г. не содержит норм, которые регулировали бы трудовые отношения с участием иностранцев. Однако в отношении иностранцев действует положение ст. 11 Конституции Республики Беларусь, устанавливающее национальный режим применительно к их правам и обязанностям, который распространяется и на сферу трудового законодательства. Следовательно, в отношении иностранцев и лиц без гражданства действуют общие положения трудового законодательства Республики Беларусь. Не допускается дискриминация, то есть ограничения в трудовых правах иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религиозных и политических воззрений и т.д. На иностранных граждан и лиц без гражданства распространяются общие положения об охране труда и специальные нормы, касающиеся охраны труда женщин и несовершеннолетних.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» 1993 г., иностранцы имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. В частности, иностранные граждане не могут быть в Республике Беларусь судьями, занимать должность прокурорского работника, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»: «Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь». Порядок выдачи специальных разрешений определен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2002 г. № 1258 (в последующих редакциях) «Об упорядочении трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь».

В соответствии с постановлением иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на занятие трудовой деятельностью только при получении специального разрешения, выданного структурными подразделениями по гражданству и миграции главного управления дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов в порядке, предусмотренном Министерством внутренних дел по согласованию с Министерством труда и социальной защиты. Разрешения на занятие предпринимательской деятельностью выдаются иностранным гражданам теми же органами по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и Министерством экономики.

За выдачу специальных разрешений на занятие трудовой деятельностью с иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь взимается плата в размере пяти базовых величина, на занятие предпринимательской деятельностью – в размере десяти базовых величин.

Не взимается плата за выдачу специальных разрешений на занятие трудовой и предпринимательской деятельностью с иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь:

2. Особое регулирование в законодательстве Республики Беларусь предусмотрено в отношении трудящихся-мигрантов. Закон Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. «О внешней трудовой миграции» установил следующий порядок привлечения трудящихся-мигрантов в Республике Беларусь и использования их труда:

  1. деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с привлечением в Республику Беларусь рабочей силы, производится на основании специальных разрешений (лицензий);

  2. трудящиеся-мигранты въезжают для трудоустройства в Республике Беларусь и возвращаются в государство выезда по визе, выданной в установленном порядке дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Беларусь за границей;

  3. прибывшие в Республику Беларусь трудящиеся-мигранты подлежат в установленном порядке регистрации в подразделениях по гражданству и миграции по месту их временного проживания;

  4. члены семьи трудящегося-мигранта могут въехать в Республику Беларусь вместе с ним или присоединиться к нему в период трудовой деятельности, если это предусмотрено условиями заключенного с нанимателем трудового договора;

  5. по истечении срока действия трудового договора трудящиеся-мигранты и члены их семей обязаны покинуть государство трудоустройства;

  6. Совет Министров Республики Беларусь, исходя из государственных интересов, устанавливает квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь;

  7. трудовые отношения трудящихся-мигрантов с нанимателем оформляются трудовым договором, который заключается в письменной форме на родном или понятном для трудящегося-мигранта языке, где содержатся все сведения о сроке действия, характере и месте работы, условиях труда и его оплаты и т.д.; наниматель Республики Беларусь обязан зарегистрировать заключенный трудовой договор в подразделении по гражданству и миграции;

  8. при привлечении в Республику Беларусь иностранной рабочей силы должен соблюдаться принцип равенства прав трудящихся-мигрантов с гражданами государства трудоустройства;

  9. при нарушении условий трудового договора нанимателем Республики Беларусь подразделения по гражданству и миграции оказывают содействие трудящемуся-мигранту в получении причитывающихся ему льгот и компенсаций, досрочном расторжении трудового договора и возвращении в страну выезда за счет нанимателя;

  10. в случае временной нетрудоспособности и болезни, беременности и родов, рождения ребенка трудящиеся-мигранты, работающие в Республике Беларусь по трудовому договору, пользуются льготами, пособиями в соответствии с законодательством государства трудоустройства;

  11. возмещение вреда, причиненного здоровью трудящегося-мигранта вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, а также вследствие наступления смерти потерпевшего, производится в соответствии с трудовым договором.

3. В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь в ст. 97 регулируются трудовые отношения, социальное страхование лиц, работающих в коммерческих организациях с иностранными инвестициями. В соответствии с ч. 2 ст. 97 установлено, что условия коллективного договора (соглашения) и трудовых договоров (контрактов) не могут ухудшать положение работников коммерческой организации с иностранными инвестициями в сравнении с условиями, предусмотренными действующими законодательными актами Республики Беларусь. В ч. 3 ст. 97 установлено: «Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков иностранным работникам коммерческих организаций с иностранными инвестициями должны решаться в трудовых договорах (контрактах) с каждым из них. Их заработная плата в валюте может переводиться за границу». Социальное страхование и социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) регулируются законодательными актами Республики Беларусь.

4. В целях государственного регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь, а также социальной защиты граждан республики, выезжающих на работу за границу 10 декабря 1993 г. Совет Министров принял постановление № 832 «О мерах по регулированию внешней торговой миграции». В настоящее время в результате неоднократного редактирования указанного постановления в нем остались два действующих пункта:

«4. Министерству внутренних дел выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям лицензии на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, с учетом положения на внутреннем рынке труда, кроме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекающих рабочую силу из Российской Федерации.

5. Министерству иностранных дел, консульским учреждениям Республики Беларусь осуществлять выдачу иностранным гражданам въездных – выездных виз с целью найма на работу только к нанимателю (работодателю), имеющему лицензию, выданную Министерством внутренних дел».

5. В настоящее время в Республики Беларусь действует дипломатические представительства и консульства иностранных государств, представительства международных организаций. По сложившейся практике граждане Республики Беларусь принимаются на работу в эти учреждения в качестве административно-технического или обслуживающего персонала на основании трудовых договоров (контрактов), заключенных работником и соответствующим учреждениям. Применимым правом трудовых правоотношений в таких ситуациях является трудовое право Республики Беларусь, исходя из привязки к закону места работы.

Указанные трудовые правоотношения получили специальное регулирование в ст. 321 Трудового кодекса Республики Беларусь. В разрешении трудовых споров между работниками – гражданами Республики Беларусь, работающими в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, и этими представительствами и учреждениями участвует Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

Защиту трудовых и связанных с ними прав работников – граждан Республики Беларусь, работающих в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, осуществляют Министерство иностранных дел совместно с Министерством труда и социальной защиты.

Несмотря на действие в большинстве западных стран теории функционального иммунитета государства, которая признает возможность предъявления исков к государству по вопросам трудовых правоотношений, в Республике Беларусь такие иски со стороны белорусских граждан к государствам-нанимателям возможны только в соответствии со ст. 553 Гражданского процессуального кодекса, устанавливающим правило предъявления иска к иностранному государству лишь с согласия компетентных органов данного государства (отказ от иммунитета). Иски по трудовым правоотношениям к международным организациям также невозможны, поскольку они обладают иммунитетом, наравне с иммунитетом государства.