§ 6. Правовая помощь в международном гражданском процессе
1. В международном гражданском процессе под правовой помощью понимается взаимное выполнение поручений учреждениями юстиции государств. Необходимость правовой помощи обусловлена тем обстоятельством, что суды и другие органы государств имеют компетенцию только на территории собственных государств, но судопроизводство, в котором участвуют иностранные физические и юридические лица, зачастую требует производства определенных судебных действий, как то: вручение повесток, получение доказательств, допрос свидетеля и т.д. на территории другого государства. Провести такие действия можно только прибегнув к помощи учреждений юстиции иностранного государства.
Как отмечал М.И. Брун: «Обычай давать друг другу поручения (commissionsrogatoires) освещен веками; при этом соблюдается правило, что когда к туземному суду обращаются с просьбой исполнить какое-либо поручение, ему нечего проверять компетенцию суда-просителя, а нужно только сообразоваться с собственной компетенцией и с тем, не противоречит ли поручение добрым нравам или общественному порядку страны».1
2. При обращении с поручением к иностранному суду одним из важнейших вопросов является способ передачи поручения. В мировой практике сложились следующие основные способы обращения с поручением:
обращение в дипломатическом порядке, где действует схема: министерство юстиции – министерство иностранных дел – консульские отделы посольств в иностранных государствах;
обращение через центральные органы юстиции по схеме: министерство юстиции государства «А» – министерство юстиции государства «Б»;
назначение специального представителя в иностранном государстве для выполнения поручения (применяется в англо-американской судебной системе);
непосредственное сношение между судебными учреждениями при передаче судебных поручений.
Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. установила порядок передачи судебных поручений консулом запрашивающего государства властям запрашиваемого государства. Эти власти направляют консулу документ, удостоверяющий исполнение судебного поручения или объясняющий причины, по которым исполнение не могло состояться (ч. 1 ст. 9).
В ч. 2 ст. 9 указано, что каждое Договаривающееся государство может заявить, уведомив другие Договаривающееся государства, что оно желает, чтобы судебные поручения, подлежащие исполнению на его территории, передавались ему дипломатическим путем. В таком случае судебные поручения будут передаваться для исполнения соответствующими учреждениями через министерство иностранных дел государства.
Присоединяясь к Гаагской конвенции 1954 г., СССР в ноте от 17 сентября 1966 г. заявил, что судебные документы иностранных органов власти, предназначенные для вручения лицам, проживающим на территории СССР, должны передаваться для исполнения соответствующим советским учреждениям в дипломатическом порядке через МИД СССР. Поскольку Республика Беларусь присоединилась к Гаагской конвенции 1954 г. в порядке ее правопреемства, как договора, действовавшего в отношении бывшего СССР, то в отношении Республики Беларусь также действует дипломатический путь передачи поручений, которые должны исполняться на территории нашего государства.
Иначе регулируется вопрос о передаче поручений в Гаагской конвенции о международном доступе к правосудию от 25 октября 1980 г. Согласно указанной Конвенции, каждое Договаривающееся государство должно назначить центральные органы для получения и передачи просьб о правовой помощи, направленных на основании Конвенции, и принятия по ним мер и выполнения необходимых действий. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 октября 1997 г. № 553, оформившим присоединение Республики Беларусь к Конвенции о международном доступе к правосудию 1980 г., Министерство юстиции определено в качестве центрального органа для получения просьб о правовой помощи, а также органом для передачи просьб в центральные органы других государств.
Просьбы о правовой помощи, составленные в соответствии с формуляром, приложенным к Конвенции, подлежат передаче без вмешательства других властей (ч. 2 ст. 4). В тоже время в ч. 3 ст. 4 Конвенции говорится: «Ничто в данной статье не препятствует тому, чтобы поручения передавались по дипломатическим каналам».
В Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. суды и иные органы государств-участников СНГ обязуются оказывать взаимную правовую помощь, которая включает: вручение, пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности: проведение экспертизы, заслушивание сторон, свидетелей, экспертов и других лиц.
При оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы государств-участников СНГ сносятся друг с другом непосредственно. При исполнении поручений компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства. При выполнении поручений документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке.
3. Наиболее детально вопросы оказания правовой помощи урегулированы в Минской конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции 2002 г.
Договаривающиеся Стороны сносятся друг с другом через свои центральные территориальные или другие органы, если Конвенциями не установлен иной порядок сношений.
Объем правовой помощи в отношении гражданских дел включает: пересылку и вручение адресату документов, производство осмотров, проведение экспертиз, допрос сторон, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей.
При исполнении поручений об оказании правовой помощи учреждение юстиции запрашиваемой Договаривающейся Стороны применяет свое законодательство, но по просьбе учреждения юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны оно может применить процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающееся Стороны. При этом запрашивающая Договаривающаяся Стороны должна представить текст процессуального закона (п. 1 ст. 8 Конвенции).
В Конвенциях установлен порядок вызова потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, свидетелей, экспертов и других лиц. Всем указанным лицам возмещаются расходы, связанные с проездом, а также пребыванием на территории вызвавшей Стороны и неполученная зарплата за дни отвлечения от работы; эксперты имеют также право на вознаграждение за проведение экспертиз.
Выданные по установленной форме и скрепленные гербовой печатью документы на территории одной из Договаривающихся Сторон принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
Пересылка документов о регистрации актов гражданского состояния осуществляется бесплатно непосредственно через органы регистрации актов гражданского состояния Договаривающихся Сторон с уведомлением граждан о пересылке документов. Договаривающиеся Стороны обязались также пересылать друг другу без перевода и бесплатно документы об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных, имущественных или неимущественных прав и интересов граждан.
4. В Республике Беларусь процедура исполнения поручений судов иностранных государств и обращение с поручениями в иностранные государства регулируются, помимо международных договоров, нормами ГПК и ХПК Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 560 ГПК суды Республики Беларусь исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручении повесток и других процессуальных документов, допросе сторон и свидетелей, проведении экспертизы, осмотре на месте и др.).
Не могут быть исполнены поручения иностранных судов в случае, если:
исполнение поручения противоречило бы суверенитету или угрожало бы безопасности Республики Беларусь;
исполнение поручений не входит в компетенцию суда.
Поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий исполняются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В свою очередь суды Республики Беларусь, при наличии международного договора, могут обращаться к иностранным судам с поручениями о производстве отдельных процессуальных действий. Порядок сношения судов Республики Беларусь с иностранными судами определяется национальным законодательством и международными договорами Республики Беларусь.
5. В Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь поручения о совершении отдельных процессуальных действий регулирует ст. 204, где указано, что хозяйственный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном законодательными актами и (или) международными договорами Республики Беларусь, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о совершении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, проведение экспертизы, осмотр на месте и др.).
Не подлежат исполнению поручения иностранного суда или компетентного органа иностранного государства, если:
исполнение поручения противоречит публичному порядку Республики Беларусь;
исполнение поручения не относится к компетенции хозяйственного суда Республики Беларусь;
подлинность поручения как документа, на основании которого испрашивается совершение отдельных процессуальных действий, не установлена.
Хозяйственный суд выносит определения об исполнении поручения или об отказе в его исполнении, которые направляются соответствующему иностранному суду или компетентному органу иностранного государства. Определения об исполнении поручения или об отказе в его исполнении могут быть обжалованы в установленном порядке.
Хозяйственные суды Республики Беларусь могут в свою очередь обращаться в иностранные суды или компетентные органы иностранных государств с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий.
- Министерство образования Республики Беларусь
- С о д е р ж а н и е
- В в е д е н и е
- Общая часть
- Обоснование, предмет регулирования и система международного частного права
- § 1. Обоснование и предмет международного частного права
- § 2. Место международного частного права в юридической системе
- § 3. Соотношение международного публичного и международного частного права
- § 4. Система международного частного права
- § 5. История развития международного частного права в России и ссср
- § 6. Развитие международного частного права в Беларуси
- Источники международного частного права
- § 1. Понятие источников международного частного права и их конституционная основа
- § 2. Законодательство Республики Беларусь по международному частному праву
- § 3. Закон о международном частном праве: излишество или необходимость?
- § 4. Международные договоры Республики Беларусь как источники международного частного права
- § 5. Судебные прецеденты и судебная практика
- § 6. Обычаи в международном частном праве
- Ключевые понятия в международном частном праве
- § 1. Коллизионные нормы
- § 2. Коллизионный и материально-правовой методы
- § 3. Универсальные коллизионные нормы
- § 4. Квалификация юридических понятий, применяемых в международном частном праве
- § 5. Обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны
- § 6. Оговорка о публичном порядке
- § 7. Императивные нормы
- § 8. Взаимность и реторсии
- § 9. Обход закона в международном частном праве
- Гражданско-правовое положение физических лиц
- § 1. Общие вопросы правового положения иностранцев
- § 2. Порядок выезда граждан Республики Беларусь за рубеж
- § 3. Правовое положение белорусских граждан за рубежом
- § 4. Порядок въезда иностранных граждан в Республику Беларусь
- § 5. Гражданско-правовое положение иностранцев в Республике Беларусь
- Правовое положение юридических лиц в международном частном праве
- § 1. Общие понятия, применяемые в отношении юридических лиц
- § 2. Основные доктрины определения личного статута юридического лица в международном частном праве
- § 3. Содержание личного закона юридического лица
- § 4. Иностранные юридические лица в Республике Беларусь
- § 5. Правовое положение белорусских юридических лиц за рубежом
- Государство и международные организации как участники гражданско-правовых отношений
- § 1. Государство как субъект гражданско-правовых отношений
- § 2. Понятие иммунитета государства и его виды
- § 3. Теория функционального иммунитета государства
- § 4. Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности
- § 5. Вопросы иммунитета государства в законодательстве Республики Беларусь
- § 6. Судебные прецеденты, связанные с иммунитетом государства
- § 7. Международные организации как субъекты международного частного права
- Особенная часть
- Право собственности и другие вещные права
- § 1. Содержание права собственности и вещных прав
- § 2. Коллизионное законодательство Республики Беларусь о праве собственности и иных вещных правах
- § 3. Право собственности и иные вещные права иностранных юридических и физических лиц в Республике Беларусь
- § 4. Законодательство Республики Беларусь об иностранных инвестициях
- § 5. Международные договоры об иностранных инвестициях
- § 6. Проблема национализации собственности в международном частном праве
- Договорные обязательства в международном частном праве
- § 1. Общие вопросы договорных обязательств в международном частном праве
- § 2. Понятие и виды внешнеэкономической сделки
- § 3. Форма и порядок заключения договора в международном частном праве
- § 4. Конвенция оон о договоре международной купли-продажи товаров 1980 г.
- § 5. Исковая давность в договорных обязательствах
- § 6. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров
- § 7. Принцип автономии воли сторон (lex voluntatis) в договоре
- § 8. Регулирование договорных отношений при отсутствии выбора права
- § 9. Негосударственное регулирование договорных обязательств
- § 10. Договор международного финансового лизинга
- § 11. Применение международных торговых терминов в договорах купли-продажи товаров
- Международные расчетные и кредитные отношения
- § 1. Международные расчеты в системе мирового торгового оборота
- § 2. Формы международных расчетов
- § 3. Вексель и чек в международных расчетах
- § 4. Валютные ценности и валютные операции в Республике Беларусь
- § 5. Страхование валютных рисков. «Валютная привязка» в долговых обязательствах
- Международные перевозки пассажиров, грузов и багажа
- § 1. Общие вопросы международных перевозок
- § 2. Международные автомобильные перевозки
- § 3. Международные железнодорожные перевозки
- § 4. Международные воздушные перевозки
- § 5. Международные морские перевозки
- Обязательства вследствие причинения вреда
- § 1. Возникновение института обязательства из причинения вреда и его коллизионное регулирование
- § 2. Деликтные обязательства в законодательстве Республики Беларусь
- § 3. Регулирование деликтных обязательств в международных договорах с участием Республики Беларусь
- § 4. Ответственность за ущерб, причиненный товарами
- § 5. Другие внедоговорные обязательства
- Исключительные права на результаты
- § 2. Международное законодательство об авторском праве
- § 3. Международное законодательство о смежных правах
- § 4. Охрана авторских прав иностранцев в Республике Беларусь и белорусских граждан за рубежом
- § 5. Охрана авторских и смежных прав в сети Интернет
- § 6. Международные конвенции, охраняющие промышленную собственность
- § 7. Получение патентов иностранцами в Республике Беларусь и патентование белорусскими гражданами в зарубежных странах
- § 8. Охрана прав на товарный знак, знак обслуживания и географическое указание места происхождения товаров
- § 9. Международные соглашения по охране прав на товарные знаки и знаки обслуживания
- § 10. Юридическая практика защиты прав на товарный знак в Республике Беларусь
- § 11. Охрана прав на товарный знак в сети Интернет
- § 12. Передача исключительных прав в международном частном праве и законодательстве Республики Беларусь
- Наследственные правоотношения в международном частном праве
- § 1. Общие положения о наследовании
- § 2. Коллизионное регулирование наследственных отношений международного характера
- § 3. Универсальные международные конвенции по регулированию наследственных отношений
- § 4. Региональные и двусторонние соглашения в сфере наследственных правоотношений
- § 5. Регулирование наследственных отношений с иностранным элементом в законодательстве Республики Беларусь
- § 6. Наследственные права белорусских граждан за рубежом
- Брачно-семейные отношения в международном частном праве
- § 1. Общие положения
- § 2. Правовое регулирование заключения смешанных браков
- § 3. Супружеские правоотношения в смешанных браках
- § 4. Регулирование правоотношений между родителями и детьми по нормам международного частного права
- § 5. Международные конвенции, регулирующие взыскание алиментов за границей
- § 6. Международное усыновление и международная опека и попечительство
- § 7. Расторжение смешанных браков
- Трудовые отношения
- § 1. Общие положения регулирования трудовых отношений
- § 2. Коллизионные нормы в трудовых отношениях
- § 3. Международно-правовое регулирование труда мигрантов
- § 4. Правовое регулирование труда иностранцев в Республике Беларусь
- § 5. Правовое регулирование труда белорусских граждан за рубежом
- § 6. Социальное обеспечение работников в связи с трудом за рубежом
- Международный гражданский процесс
- § 1. Предмет международного гражданского процесса
- § 2. Общие подходы в определении международной подсудности
- § 3. Определение подсудности дел с наличием иностранного элемента в законодательстве Республики Беларусь
- § 4. Процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц
- § 5. Установление содержания норм иностранного права
- § 6. Правовая помощь в международном гражданском процессе
- § 7. Исполнение решений иностранных судов по гражданским делам
- § 8. Исполнение решений иностранных судов по хозяйственным делам
- § 9. Нотариальные действия и легализация документов
- Международный арбитраж
- § 1. Понятие международного арбитража и его виды
- § 2. Арбитражное соглашение
- § 3. Арбитражное рассмотрение споров в Республике Беларусь
- § 4. Вынесение решения международным арбитражным судом и его обжалование
- § 5. Исполнение решений международных арбитражных судов
- Международное частное право
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33. В.А. Барышев
- Витебск 2009