logo
УЧЕБНИК Барышева

§ 3. Правовое положение белорусских граждан за рубежом

1. Каждый белорусский гражданин в чужой стране оказывается под двойной юрисдикцией: с одной стороны, в отношении его действует законодательство страны пребывания, с другой – он остается под юрисдикцией своего государства, сохраняя с ним правовую связь и находясь под его защитой.

Главная обязанность по защите прав и интересов граждан Республики Беларусь ложится на посольства и консульские учреждения нашего государства за рубежом. В настоящее время Республика Беларусь имеет свои посольства в 44 государствах, в ряде государств белорусские послы осуществляют свою деятельность по совместительству.

Генеральные консульства Республики Беларусь расположены в Нью-Йорке, Рио-де-Жанейро, Шанхае, Гданьске, Белостоке, Даугавпилсе. В Белой Подляске (Польша) находится консульство. Во всех посольствах Республики Беларусь работают консульские отделы, на которые возлагается выполнение консульских функций.

2. Согласно Консульскому уставу Республики Беларусь, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь № 82 от 19.02.1996 г. (в ред. Указа Президента от 15.05.2008 г.), в обязанность консульских учреждений входит защита за границей прав и интересов Республики Беларусь, ее юридических лиц и граждан. Консул обязан принимать меры к тому, чтобы юридические лица и граждане Республики Беларусь пользовались в полном объеме всеми правами, предоставляемыми им законодательством государства пребывания, международными договорами Республики Беларусь и государства пребывания. Консул должен принимать меры по восстановлению нарушенных прав как юридических лиц, так и белорусских граждан.

На консульские учреждения возложена обязанность производить регистрацию рождения, заключения брака, установления отцовства, смерти, расторжения брака по решению судов. По заявлениям граждан консул может принимать решения о перемене фамилии, собственного имени, отчества, изменять, исправлять, дополнять записи актов гражданского состояния, аннулировать и восстанавливать записи актов гражданского состояния на основании решения судов.

В отношении имущества граждан Республики Беларусь консул принимает меры по охране наследственного имущества, оставшегося после смерти гражданина Республики Беларусь; имеет право принимать наследственное имущество для передачи наследникам, находящимся в Республике Беларусь; может принимать на хранение деньги, ценности, ценные бумаги и документы, принадлежащие гражданам Республики Беларусь.

Должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений выполняют также нотариальные действия следующего характера:

Консулу дано право производить акт усыновления (удочерения) ребенка, имеющего гражданство Республики Беларусь и постоянно проживающего на территории консульского округа. Он принимает заявления граждан государства пребывания и другие документы об усыновлении (удочерении) ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь, и направляет их на рассмотрение компетентным органам Республики Беларусь.

Согласно п.п. 4.4. п. 4 Консульского устава Республики Беларусь консул ведет учет граждан Республики Беларусь, которые постоянно или временно не менее шести месяцев проживают на территории консульского округа.

По статистическим данным за 2004 г., на консульском учете состояли 32518 граждан Республики Беларусь.1Ежегодно за помощью и содействием в консульские учреждения за границей обращаются около 50 тысяч граждан Республики Беларусь. Только в 2006 г. в дипломатические и консульские учреждения обратились в связи с утратой документов около 3 тысяч белорусских граждан, которым были оформлены свидетельства на возвращение на родину.

В соответствии с п.п. 4.3. п. 4 указания консула по вопросам, касающимся нахождения граждан Республики Беларусь за границей, имеют для них обязательную силу.

3. Правовое положение белорусских граждан в зарубежных странах в целом регулируется законодательством того государства, на территории которого они находятся. Правовые нормы, определяющие положение иностранцев, содержатся обычно в административно-правовых актах государства, в которых могут быть предусмотрены особые условия или ограничения в отношении прав, которыми могут пользоваться иностранные граждане.

Как показывает практика, граждане Республики Беларусь чаще всего выезжают в страны СНГ, что объясняется наличием родственников, отсутствием языкового барьера, безвизовым режимом пересечения границы. Правовое положение граждан СНГ, в том числе и в случае их нахождения в одном из государств Содружества, регламентируют Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и 2002 г. Наиболее тесно в области соблюдения прав человека Беларусь взаимодействует с Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан. Между указанными государствами 30 ноября 2000 г. было заключено Соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан. Аналогичные соглашения Республика Беларусь заключила с Республикой Армения (2002 г.), Республикой Молдова (2004 г.), Республикой Куба (1997 г.).

28 декабря 2005 г. было подписано Соглашение с Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории государств-участников Союзного государства.