logo
УЧЕБНИК Барышева

§ 5. Международные договоры об иностранных инвестициях

1. Регулирование иностранных инвестиций осуществляется и на межгосударственном уровне. Республика Беларусь заключила договоры о содействии и взаимной защите (охране) инвестиций с рядом государств: Великобританией (1994 г.), Китаем (1994 г.), Вьетнамом (1994 г.), Финляндией (1994 г.), Болгарией (1996 г.), Италией (1996 г.), Нидерландами (1996 г.), Украиной (1996 г.), Турцией (1996 г.), Румынией (1996 г.), Швецией (1996 г.),Францией (1996 г.) и другими государствами. Указанные договоры имеют типовое строение и сходные условия. В договорах стороны берут обязательства по содействию инвестициям, определяют предоставляемый режим, который может быть национальным либо не менее благоприятным, чем для инвесторов третьих государств, т.е. режимом наибольшего благоприятствования. В обязательном порядке оговариваются условия национализации и экспроприации, которые допускаются в исключительных случаях при своевременной, адекватной и эффективной компенсации. Во всех договорах содержатся статьи о порядке урегулирования споров между инвестором и принимающей стороной. В большинстве договоров предусмотрены следующие способы урегулирования споров между инвесторами и принимающей стороной:

Споры между сторонами договоров должны разрешаться по дипломатическим каналам либо специально созданным арбитражным судом из трех членов.

Сроки действия договоров о содействии и взаимной защите инвестиций – от десяти до двадцати лет с возможностью их продления в отношении вложенных инвестиций еще на десять лет.

2. Из многосторонних договоров следует особо выделить Конвенцию о защите прав инвестора, подписанную государствами-участниками СНГ в марте 1997 г. (не участвуют Украина, Туркменистан и Узбекистан).

В качестве инвесторов в Конвенции определены государства, юридические и физические лица как договаривающихся сторон, так и третьих стран, если иное не предусмотрено национальным законодательством сторон. В качестве правового режима в Конвенции предусмотрено применение национального режима страны-резидента (принимающей инвестиции), за исключением изъятий, которые могут устанавливаться законодательством принимающей страны. Конвенция предусматривает неизменность действия законодательства в отношении произведенных инвестиций в течение пяти лет (т.н. «дедушкина оговорка»), за исключением законодательства, касающегося обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка, природной среды, нравственности и здоровья населения, налогообложения, перечня изъятий и т.д.

Государства могут установить перечень изъятий, с указанием отрасли, отдельных предприятий и организаций, которые не подлежат приватизации, акционированию или иным формам разгосударствления собственности. В то же время может быть предусмотрен перечень приоритетов путем установления отраслей, предприятий, организаций, видов деятельности и регионов, для которых вводятся льготные условия привлечения инвестиций.

Конвенция предоставляет инвестициям безусловную правовую защиту от национализации и реквизиции, кроме исключительных случаев, к которым отнесены стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства чрезвычайного характера.

Национализация и реквизиция инвестиций должна производиться согласно национальному законодательству, в общественных интересах, предусмотренных конституцией страны-резидента, и с выплатой инвестору адекватной компенсации.

Приобретение инвестором акций, ценных бумаг, вещных прав на землю и иные природные ресурсы осуществляется в соответствии с законодательством страны-резидента.

Для Беларуси, Таджикистана и Армении Конвенция действует с 21 января 1999 года. Ратифицировали Конвенцию также Казахстан, Кыргызстан и Молдова. Российская Федерация Конвенцию подписала, но не ратифицировала, поскольку в соответствии с новым инвестиционным законодательством сотрудничество в этой сфере со странами СНГ строится на двусторонней основе.

3. Для урегулирования споров по вопросам инвестиций особое значение имеют Вашингтонская конвенция «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» от 18 марта 1965 г. и Сеульская конвенция «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» от 11 октября 1985 года.

Вашингтонская конвенция предусматривала учреждение под эгидой Международного банка реконструкции и развития Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Целью Центра является разрешение посредством применения и арбитража инвестиционных споров между государствами-участниками Конвенции и физическими и юридическими лицами других государств. Местонахождением Центра определена штаб-квартира МБРР. В состав Центра входят Административный совет, Секретариат, посредники и арбитры. Президент МБРР выполняет функции Председателя Административного совета. Примирительная и арбитражная процедура рассмотрения спора проводится, как правило, в месте нахождения Центра.

Республика Беларусь присоединилась к Вашингтонской конвенции в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 24.04.1992 г. № 1649-XII. В ряде договоров о поощрении и взаимной защите инвестиций, заключенных Республикой Беларусь, предусмотрено обращение в Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров в случае их возникновения.

4. Задачу снижения риска некоммерческого характера при вложении инвестиций в других государствах выполняет Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), учрежденное в 1988 г. на основе Сеульской конвенции 1985 г. Главная цель Агентства – стимулировать поток инвестиций между странами-членами и особенно в развивающиеся страны, дополняя таким образом деятельность Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития. Как уже указывалось, МАГИ вместе с вышеперечисленными международными финансовыми организациями составляют группу Всемирного банка. По характеру деятельности МАГИ – международная страховая организация акционерного типа. Ее уставной капитал составляет 1 млрд СПЗ. Каждое государство подписывается на акции, но оплачивает только 20% от их наминала: 10% – наличными и 10% векселями, не подлежащими передаче, остаток может быть востребован Агентством в случае необходимости исполнения его обязательств.

МАГИ может давать гарантии на следующие инвестиции:

Агентство может давать гарантии инвесторам на случай убытка в результате одного или нескольких следующих видов рисков: любое введение ограничений для инвестора на перевод валют; экспроприация собственности инвестора или аналогичные меры; нарушение договора со стороны принимающего правительства; война и гражданские беспорядки.

Согласно ст. 15 Конвенции «Агентство не заключает никакого договора о гарантии до утверждения принимающим правительством предоставления гарантии Агентством по установленным для покрытия рискам».

После выплаты или согласия на выплату компенсации владельцу гарантии Агентству уступаются права и требования, связанные с гарантированным капиталовложением, которые могут быть у владельца гарантии в отношении принимающей стороны. В договоре о гарантии предусматриваются условия такой цессии.

Обычный срок гарантий МАГИ – 15 лет, предельный – 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций.

МАГИ занимается не только гарантированием инвестиций, но и консультирует правительственные органы развивающихся стран относительно политики и программ инвестирования, проводит исследования, осуществляет деятельность по содействию капиталовложениям путем распространения информации о возможностях инвестирования в развивающиеся страны.