§ 2. Международные автомобильные перевозки
1. Автомобильные перевозки в последнее десятилетие успешно конкурируют с другими видами перевозок. Их преимущество особенно проявляется при перевозках небольших партий грузов, когда товар непосредственно доставляется от продавца к покупателю.
Для регулирования международных автомобильных перевозок в Европе были заключены ряд конвенций. Публично-правовое регулирование международных автомобильных перевозок осуществляют в настоящее время Конвенция о дорожном движении 1968 г. (вступила в силу с 1977 г.), Европейское соглашение 1971 г., дополняющее Конвенцию о дорожном движении, Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДПОГ) 1957 г., Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1959 г. (действует в редакции 1975 г.).
Последняя из перечисленных конвенций, которую для краткости называют Конвенцией МДП, имеет особое значение, поскольку с ней связаны коренные изменения в практике организации международных автомобильных перевозок. Конвенция ввела использование при перевозках книжек МДП (международной дорожной перевозки), что освободило перевозчиков от уплаты ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях, а также от процедуры таможенного досмотра перевозимого груза на границе, поскольку он перевозится в опломбированных контейнерах или опломбированных транспортных средствах и предъявляется к досмотру в месте назначения.
Таможенный досмотр возможен на границе лишь с целью предупреждения злоупотреблений и при наличии подозрений относительно имеющихся нарушений при осуществлении перевозок.
Выдачу бланков книжек МДП производят объединения перевозчиков, создаваемые в государствах-участниках Конвенции. Помимо выдачи книжек, объединения перевозчиков берут на себя обязанность по солидарной ответственности за уплату причитающихся ввозных и вывозных пошлин и сборов, а также процентов за их просрочку, с лицами, обязанными уплачивать эти суммы.
При перевозке с применением книжки МДП на дорожном транспортном средстве должна быть прикреплена съемная табличка с надписью «TIR». Книжка МДП действительна только для выполнения одной перевозки и должна содержать такое количество отрывных листков для принятия к таможенному оформлению груза, какое необходимо для данной перевозки. Перевозки с применением книжек МДП могут производиться через несколько таможен места отправления и места назначения, но при этом таможни места отправления должны находиться только в одной стране, а таможни места назначения не больше, чем в двух странах, и общее число таможен отправления и назначения не должно превышать четырех.
2. Конвенция о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ), заключенная 19 мая 1956 г. в Женеве, регулирует отношения между перевозчиком и отправителем груза. Она применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов, когда место погрузки груза и место его доставки, указанные в договоре, находятся на территории двух разных стран, из которых, по крайней мере, одна должна быть участницей Конвенции.
Конвенция утвердила правило, что договор перевозки устанавливается накладной, которая составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, третий остается у перевозчика. Накладная имеет силу договора относительно его условий и удостоверяет принятие груза перевозчиком. Отправитель обязан до отправки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы, относящиеся к грузу, и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей. Право распоряжения грузом, находящимся в пути, остается у отправителя до момента передачи второго экземпляра накладной получателю. Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, произошедшее во время перевозки, а также за несвоевременную доставку. Если возникает необходимость возмещения ущерба, вызванная полной или частичной потерей груза, размер, подлежащий возмещению суммы, определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки. Размер возмещения не может превышать 25 золотых франков за килограмм недостающего веса брутто (под франком понимается золотой франк весом 10/31 грамм золота, 0,900 пробы).
Срок подачи рекламации в связи с состоянием доставленного груза установлен в 7 дней, не считая воскресенья и нерабочих дней. Подача претензии в связи с просрочкой в доставке груза производится в течение 21 дня со дня передачи груза в распоряжение получателя.
Срок исковой давности в Конвенции установлен в один год. Его течение исчисляется:
в случае частичной потери груза, повреждения его или просрочки в доставке – со дня сдачи груза;
в случае потери всего груза – с 30-го дня по истечении установленного срока доставки, если он не был установлен – с 60-го дня от принятия груза перевозчиком;
во всех других случаях – по истечении 3-месячного срока со дня заключения договора перевозки.
По поводу нарушения обязательств истец может обратиться в компетентные суды участвующих в Конвенции государств, определенных с общего согласия сторон, а также в суды государства, на территории которого находятся:
обычное место жительства ответчика, его главная контора или отделение или агентство, при посредничестве которых был заключен договор перевозки, или
место принятия груза к перевозке или место доставки, и может обратиться лишь к этим судам.
Договор перевозки может содержать статью, где устанавливается компетенция арбитражного суда, по рассмотрению спора, но при условии, что арбитражный суд обязан применять нормы Конвенции.
Республика Беларусь присоединилась к Конвенции 5 апреля 1993 г. Всего в Конвенции участвуют более 40 государств.
3. Пассажирские перевозки регулирует универсальная Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП), подписанная в Женеве 01.03.1973 г. Эта Конвенция применяется ко всякому договору автомобильной перевозки пассажиров при условии ее осуществления на территории, по крайней мере, двух государств и нахождении пункта отправления или назначения, или того и другого на территории одного из государств-участников.
В соответствии с Конвенцией перевозчик несет ответственность за ущерб, связанный со смертью, телесными повреждениями или нанесением любого другого вреда здоровью пассажира во время перевозки. Предел материального возмещения на одного пострадавшего не может превышать 250.000 франков. Однако любое государство-участник может установить более высокий предел или не устанавливать никакого предела. В п. 3 ст. 13 Конвенции указано, что стороны договора перевозки могут договориться об установлении более высокого предела ответственности.
Возмещение при утере багажа не может превышать 500 франков за единицу багажа и 2000 франков на пассажира. Возмещение за утерю или повреждение личных вещей также возможно в пределах не более 1000 франков на пассажира.
Предъявление иска в связи со смертью, телесными повреждениями или другим ущербом физическому или психическому здоровью пассажира возможно в течение трех лет, все другие иски – в течение года, со дня прибытия транспортного средства в пункт назначения.
Место предъявления исков определяется таким же образом, как и в Конвенции о договоре перевозки грузов 1956 г.
4. Государства-члены СНГ в октябре 1997 г. заключили Конвенцию о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (для Республики Беларусь Конвенция вступила в силу 14.09.1999 г.). Конвенция регулирует перевозку пассажиров и багажа в международном сообщении автобусами, независимо от их регистрации, и имеет обязательную силу для перевозчиков. В ней регламентируются условия и правила перевозок, ответственность перевозчиков, порядок предъявления претензий и исков. Согласно ст. 13 Конвенции пассажир имеет право предъявить претензию перевозчику в течение семи дней со дня своего прибытия или прибытия багажа в пункт назначения. В случае болезни пассажира этот срок может быть продлен до его выздоровления. Пассажир имеет право обратиться с иском в суды государства, на территории которого произошло событие, повлекшее причинение вреда либо ущерба, по юридическому адресу перевозчика или пассажира. Право на предъявление иска в связи с полной или частичной утерей багажа или его повреждением сохраняется в течение одного года, а в случае причинения вреда здоровью пассажира – трех лет. Приложением к Конвенции являются Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств-участников.
5. Помимо многосторонних конвенций Республика Беларусь подписала более двадцати межправительственных соглашений о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов. Такие соглашения заключены с Арменией, Эстонией, Финляндией, Норвегией, Данией, Словакией, Чехией, Венгрией, Германией, Румынией, Бельгией, Латвией, Литвой, Узбекистаном, Молдавией, Югославией, Болгарией, Азербайджаном, Казахстаном, Польшей, Ливаном, Сирией, Иорданией, Италией, Таджикистаном. Основное содержание соглашений сводится к следующим положениям:
иностранные перевозчики осуществляют международные автомобильные перевозки по территории Беларуси в соответствии с белорусским законодательством и двусторонними соглашениями;
белорусские перевозчики в свою очередь осуществляют международные перевозки по территории других государств в соответствии с иностранным законодательством и двусторонними соглашениями;
запрещается перевозка грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, временно ввезенными ими на территорию Республики Беларусь;
белорусские перевозчики должны получить лицензию на этот вид деятельности.
- Министерство образования Республики Беларусь
- С о д е р ж а н и е
- В в е д е н и е
- Общая часть
- Обоснование, предмет регулирования и система международного частного права
- § 1. Обоснование и предмет международного частного права
- § 2. Место международного частного права в юридической системе
- § 3. Соотношение международного публичного и международного частного права
- § 4. Система международного частного права
- § 5. История развития международного частного права в России и ссср
- § 6. Развитие международного частного права в Беларуси
- Источники международного частного права
- § 1. Понятие источников международного частного права и их конституционная основа
- § 2. Законодательство Республики Беларусь по международному частному праву
- § 3. Закон о международном частном праве: излишество или необходимость?
- § 4. Международные договоры Республики Беларусь как источники международного частного права
- § 5. Судебные прецеденты и судебная практика
- § 6. Обычаи в международном частном праве
- Ключевые понятия в международном частном праве
- § 1. Коллизионные нормы
- § 2. Коллизионный и материально-правовой методы
- § 3. Универсальные коллизионные нормы
- § 4. Квалификация юридических понятий, применяемых в международном частном праве
- § 5. Обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны
- § 6. Оговорка о публичном порядке
- § 7. Императивные нормы
- § 8. Взаимность и реторсии
- § 9. Обход закона в международном частном праве
- Гражданско-правовое положение физических лиц
- § 1. Общие вопросы правового положения иностранцев
- § 2. Порядок выезда граждан Республики Беларусь за рубеж
- § 3. Правовое положение белорусских граждан за рубежом
- § 4. Порядок въезда иностранных граждан в Республику Беларусь
- § 5. Гражданско-правовое положение иностранцев в Республике Беларусь
- Правовое положение юридических лиц в международном частном праве
- § 1. Общие понятия, применяемые в отношении юридических лиц
- § 2. Основные доктрины определения личного статута юридического лица в международном частном праве
- § 3. Содержание личного закона юридического лица
- § 4. Иностранные юридические лица в Республике Беларусь
- § 5. Правовое положение белорусских юридических лиц за рубежом
- Государство и международные организации как участники гражданско-правовых отношений
- § 1. Государство как субъект гражданско-правовых отношений
- § 2. Понятие иммунитета государства и его виды
- § 3. Теория функционального иммунитета государства
- § 4. Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности
- § 5. Вопросы иммунитета государства в законодательстве Республики Беларусь
- § 6. Судебные прецеденты, связанные с иммунитетом государства
- § 7. Международные организации как субъекты международного частного права
- Особенная часть
- Право собственности и другие вещные права
- § 1. Содержание права собственности и вещных прав
- § 2. Коллизионное законодательство Республики Беларусь о праве собственности и иных вещных правах
- § 3. Право собственности и иные вещные права иностранных юридических и физических лиц в Республике Беларусь
- § 4. Законодательство Республики Беларусь об иностранных инвестициях
- § 5. Международные договоры об иностранных инвестициях
- § 6. Проблема национализации собственности в международном частном праве
- Договорные обязательства в международном частном праве
- § 1. Общие вопросы договорных обязательств в международном частном праве
- § 2. Понятие и виды внешнеэкономической сделки
- § 3. Форма и порядок заключения договора в международном частном праве
- § 4. Конвенция оон о договоре международной купли-продажи товаров 1980 г.
- § 5. Исковая давность в договорных обязательствах
- § 6. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров
- § 7. Принцип автономии воли сторон (lex voluntatis) в договоре
- § 8. Регулирование договорных отношений при отсутствии выбора права
- § 9. Негосударственное регулирование договорных обязательств
- § 10. Договор международного финансового лизинга
- § 11. Применение международных торговых терминов в договорах купли-продажи товаров
- Международные расчетные и кредитные отношения
- § 1. Международные расчеты в системе мирового торгового оборота
- § 2. Формы международных расчетов
- § 3. Вексель и чек в международных расчетах
- § 4. Валютные ценности и валютные операции в Республике Беларусь
- § 5. Страхование валютных рисков. «Валютная привязка» в долговых обязательствах
- Международные перевозки пассажиров, грузов и багажа
- § 1. Общие вопросы международных перевозок
- § 2. Международные автомобильные перевозки
- § 3. Международные железнодорожные перевозки
- § 4. Международные воздушные перевозки
- § 5. Международные морские перевозки
- Обязательства вследствие причинения вреда
- § 1. Возникновение института обязательства из причинения вреда и его коллизионное регулирование
- § 2. Деликтные обязательства в законодательстве Республики Беларусь
- § 3. Регулирование деликтных обязательств в международных договорах с участием Республики Беларусь
- § 4. Ответственность за ущерб, причиненный товарами
- § 5. Другие внедоговорные обязательства
- Исключительные права на результаты
- § 2. Международное законодательство об авторском праве
- § 3. Международное законодательство о смежных правах
- § 4. Охрана авторских прав иностранцев в Республике Беларусь и белорусских граждан за рубежом
- § 5. Охрана авторских и смежных прав в сети Интернет
- § 6. Международные конвенции, охраняющие промышленную собственность
- § 7. Получение патентов иностранцами в Республике Беларусь и патентование белорусскими гражданами в зарубежных странах
- § 8. Охрана прав на товарный знак, знак обслуживания и географическое указание места происхождения товаров
- § 9. Международные соглашения по охране прав на товарные знаки и знаки обслуживания
- § 10. Юридическая практика защиты прав на товарный знак в Республике Беларусь
- § 11. Охрана прав на товарный знак в сети Интернет
- § 12. Передача исключительных прав в международном частном праве и законодательстве Республики Беларусь
- Наследственные правоотношения в международном частном праве
- § 1. Общие положения о наследовании
- § 2. Коллизионное регулирование наследственных отношений международного характера
- § 3. Универсальные международные конвенции по регулированию наследственных отношений
- § 4. Региональные и двусторонние соглашения в сфере наследственных правоотношений
- § 5. Регулирование наследственных отношений с иностранным элементом в законодательстве Республики Беларусь
- § 6. Наследственные права белорусских граждан за рубежом
- Брачно-семейные отношения в международном частном праве
- § 1. Общие положения
- § 2. Правовое регулирование заключения смешанных браков
- § 3. Супружеские правоотношения в смешанных браках
- § 4. Регулирование правоотношений между родителями и детьми по нормам международного частного права
- § 5. Международные конвенции, регулирующие взыскание алиментов за границей
- § 6. Международное усыновление и международная опека и попечительство
- § 7. Расторжение смешанных браков
- Трудовые отношения
- § 1. Общие положения регулирования трудовых отношений
- § 2. Коллизионные нормы в трудовых отношениях
- § 3. Международно-правовое регулирование труда мигрантов
- § 4. Правовое регулирование труда иностранцев в Республике Беларусь
- § 5. Правовое регулирование труда белорусских граждан за рубежом
- § 6. Социальное обеспечение работников в связи с трудом за рубежом
- Международный гражданский процесс
- § 1. Предмет международного гражданского процесса
- § 2. Общие подходы в определении международной подсудности
- § 3. Определение подсудности дел с наличием иностранного элемента в законодательстве Республики Беларусь
- § 4. Процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц
- § 5. Установление содержания норм иностранного права
- § 6. Правовая помощь в международном гражданском процессе
- § 7. Исполнение решений иностранных судов по гражданским делам
- § 8. Исполнение решений иностранных судов по хозяйственным делам
- § 9. Нотариальные действия и легализация документов
- Международный арбитраж
- § 1. Понятие международного арбитража и его виды
- § 2. Арбитражное соглашение
- § 3. Арбитражное рассмотрение споров в Республике Беларусь
- § 4. Вынесение решения международным арбитражным судом и его обжалование
- § 5. Исполнение решений международных арбитражных судов
- Международное частное право
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33. В.А. Барышев
- Витебск 2009