logo search
доронина_i

2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"

Национальность юридического лица - понятие, которое применяется условно. Наиболее точно это отражено в английском учебнике международного частного права применительно к английскому коллизионному праву. "Судьям пришлось применить привязку к праву государства и для юридического лица так же, как существует привязка физического лица к соответствующему государству, с учетом того, что юридическое лицо является искусственным, "правом созданным" образованием, существующим независимо от лиц, в нем участвующих, и независимо от волеизъявления этих лиц"*(84).

Национальность юридического лица, таким образом, означает его принадлежность к конкретному государству и определяется в соответствии с критериями, установленными в стране, суд которой рассматривает возникший спор. В мировой практике существует несколько основных критериев, позволяющих определить национальность юридического лица:

- по месту создания (регистрации или утверждения устава) юридического лица, так называемому месту инкорпорации юридического лица;

- по местонахождению его административного центра (управляющего органа);

- по месту его основной деятельности.

В разных странах действуют различные критерии для определения национальности юридического лица. В странах англо-американского права это место инкорпорации юридического лица*(85).

В странах континентальной Европы принят критерий местонахождения административного центра или правления юридического лица. Так, в Италии "компании, ассоциации, учреждения и иные юридические лица, будь то частного или публичного права, подчиняются закону государства, на территории которого эти юридические лица были учреждены. Однако независимо от этого итальянский закон будет применяться всегда, когда местом органа управления этого юридического лица, равно как местом нахождения его основной деятельности, является Италия"*(86)(п. 1 ст. 25 Закона Италии "О реформе международного частного права")(выделено мной. - Н.Д.). Критерий местонахождения юридического лица согласно названному Закону Италии включает в себя местонахождение органа управления и место основной деятельности юридического лица. Закон в данном случае исходит из понимания того, что компания осуществляет свою деятельность преимущественно в том государстве, где находится ее орган управления.

В соответствии с Законом Швейцарии "О международном частном праве" "местом нахождения юридического лица считается место нахождения, указанное в учредительных документах. При отсутствии такого указания местом нахождения компании считается место нахождения ее органа управления" (п. 2 ст. 21)*(87). Что касается личного статута юридического лица, то применительно к коммерческим организациям (товариществам) предусматривается: "К товариществам применяется право государства, в котором они учреждены, при условии соблюдения установленных правом этого государства требований в части оглашения или регистрации, а при отсутствии таких требований - при условии их учреждения в соответствии с правом этого государства. К товариществу, не удовлетворяющему вышеуказанным условиям, применяетсяправо государства, из которого фактически осуществляется управление им"(ст. 154)*(88)(выделено мной. - Н.Д.). Местонахождением органа управления обычно считается место, указанное в уставе. Отсюда и необходимость обращения к праву государства, где учреждено товарищество и опубликован ("оглашен") или зарегистрирован устав товарищества. При отсутствии такой информации суды рассматривают в качестве местонахождения органа управления место, где управленческое решение трансформируется в повседневную деятельность*(89).

О "личном законе" (статуте) юридического лица говорится в Федеральном законе Австрии 1978 г. "О международном частном праве". "Личным законом юридического лица или какого-либо другого объединения лиц или имуществ, которое может быть носителем прав и обязанностей, является право того государства, в котором этот носитель прав имеет фактическое местонахождение своего главного органа управления"(§ 10)(выделено мной. - Н.Д.).

Критерий места основной деятельности, используемый в международном частном праве, в контексте инвестиций получает дополнительное значение.

Во-первых, с ростом объемов иностранных инвестиций в мире все чаще обращаются к критерию места основной деятельности даже в тех странах, где принят критерий места учреждения юридического лица при определении его национальности. Это позволяет подчинить решение вопроса о правовом режиме иностранных юридических лиц местному законодательству.

Во-вторых, следует учитывать, что в правовом регулировании иностранных инвестиций основным является вопрос о допуске иностранных инвестиций.

Условия допуска иностранных инвестиций могут быть сформулированы и как требования к порядку создания юридического лица с участием иностранного капитала, или порядку регистрации (аккредитации) филиалов иностранных юридических лиц, или, как это сделано в российском законе, к порядку создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Определение условий допуска иностранных инвестиций признается частью суверенных прав государства. В этой сфере часто возникают конфликтные ситуации.

Так, например, согласно законодательству Дании иностранное юридическое лицо, которое не осуществляет хозяйственной деятельности в стране, где оно было учреждено, обязано обеспечить минимальный размер основного капитала в размере 200 тыс. крон, чтобы гарантировать права датских кредиторов, заключающих сделки с такой компанией. Именно это положение законодательства Дании стало предметом разбирательстве в Европейском Суде по вопросу о соответствии национального закона нормам международного интеграционного соглашения о создании Европейского общего рынка, который положил начало формированию Европейского Союза.