1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
С процессом приватизации связана история развития рынка портфельных инвестиций в России, а затем и инвестиционных фондов как центральной фигуры на этом рынке.
Начиная процесс приватизации государственных предприятий, государство должно было бы предполагать, что его итогом должно быть формирование рынка ценных бумаг, или, иными словами, рынка свободных капиталов. Именно он в условиях рыночной экономики должен был стать основным источником финансирования предпринимательской деятельности. Однако темпы, формы и методы осуществления приватизации были таковы, что приватизация в Российской Федерации осуществлялась скорее ради самой приватизации, чем для целей создания рынка капиталов.
Напомним, что одной из особенностей проводимой приватизации на начальном этапе было противопоставление двух ветвей власти:
1) законодательной - Верховного Совета РФ;
2) исполнительной - Администрации Президента РФ. Итогом такого противостояния стало возникновение ситуации,
когда, с одной стороны, в стране был принят и введен в действиеЗакон РФ от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"*(121), с другой стороны, практическая реализация приватизации была осуществлена на основании указов Президента РФ. Объяснением такому подходу служили ссылки на консервативность Верховного Совета РФ и медленные темпы его работы. В итоге в качестве базового механизма для осуществления приватизации был избран механизм так называемой ваучерной приватизации.
"Ваучерная модель" приватизации была введена в действие УказомПрезидента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации"*(122). Любопытно отметить, что Указ Президента РФ от 2 апреля 1992 г. N 322 "О дополнительных мерах по реализации основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год"*(123), принятый буквально пятью месяцами раньше, предписывал Правительству РФ реализовывать иную схему приватизации на основании именных приватизационных счетов граждан: "ввести в IV квартале 1992 г. систему именных приватизационных счетов" (п. 1).
Таким образом, Администрация Президента РФ существенно изменяла планы в отношении порядка приватизации, не прибегая при этом к механизму гласного парламентского обсуждения. Помимо введения института приватизационных чеков Положение о приватизационных чеках, утвержденное Указом Президента РФ "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации", предусматривало, что "приватизационный чек является государственной ценной бумагой целевого назначения и имеет номинальную стоимость в рублях. Приватизационный чек является документом на предъявителя" (п. 3). При этом согласноп. 2цитируемого Положения "приватизационные чеки могут покупаться и продаваться без ограничений".
Не касаясь моральной стороны ваучерной приватизации, в частности, вызывает сомнение справедливость уравнивания в правах на приватизацию имущества как граждан пенсионного и послепенсионного возраста (при этом без учета трудовых заслуг, трудового стажа), так и несовершеннолетних граждан. Нельзя не заметить того, что данный механизм не мог обеспечить формирование из числа российских граждан класса "миноритарных инвесторов", или будущих участников инвестиционных фондов. Выделяется еще одна особенность приватизации - поспешность ее проведения, что не позволило осуществить адекватную оценку стоимости приватизируемого имущества.
В соответствии с УказомПрезидента РФ от 29 января 1992 г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий"*(124)были утверждены Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации. Согласно Временным рекомендациям (п. 1.3) "оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, проводимой в соответствии с "Основными положениямипо инвентаризации основных средств товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов", (письмо Министерства финансов СССР от 30 декабря 1982 г. N 179) с последующими изменениями и дополнениями..." Иными словами, оценка приватизируемого имущества осуществлялась не на основании рыночной стоимости имущества и не независимым оценщиком, а на основании балансовой стоимости предприятия. Такой подход явно приводил к существенной недооценке приватизируемых предприятий, отмечаемой как западными, так и отечественными экспертами.
Наконец, еще одной особенностью поспешно проводимой приватизации явилось то, что она проводилась при отсутствии цивилизованной инфраструктуры фондового (финансового) рынка. В некоторых странах, например в Болгарии, быстрые темпы приватизации в
1999 г. стали возможны в связи с привлечением фондовой биржи, в рамках которой было создано специальное отделение со специальными правилами для проведения торгов по реализации пакетов ценных бумаг, принадлежащих государству в режиме аукционных торгов*(125).
В России же сам институт приватизации рассматривался как инструмент формирования инфраструктуры фондового рынка. Такой вывод следует уже только из одного названия УказаПрезидента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий"*(126). Данный Указ был направлен на формирование так называемых ЧИФов - "чековых инвестиционных фондов", призванных стать посредниками между гражданами - обладателями пресловутых ваучеров и приватизируемыми предприятиями. Красноречивая оценка конструкции ЧИФов была дана в одной из публикаций, посвященной анализуУказаПрезидента РФ от 26 июля 1995 г. N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации"*(127), позволившего трансформацию ЧИФов в паевые инвестиционные фонды (ПИФы)*(128).
Вполне очевидно, что результатом такой приватизации*(129)не могло стать построение нормального работающего фондового рынка. Так, по оценкам западных экспертов, данных уже в 1997 г., "Российский рынок ценных бумаг производит крайне странное впечатление. Первоначально возникнув как средство перераспределения ценных бумаг, а не средство мобилизации капитала, он оказался сколоченным задом наперед. Сильный вторичный рынок появился до того, как возник первичный. Странная эволюция породила и другую особенность. Прежде всего, она привела к тому, что на рынке ценных бумаг не было даже самой элементарной инфраструктуры. Практически не было признанных фондовых бирж со сколько-нибудь значимыми требованиями в отношении ценных бумаг, допускаемых к обращению на данной бирже (правила листинга). Только горстка из приватизированных предприятий предоставляет сколько-нибудь значимую финансовую информацию, а "допотопные" регистраторы нередко контролируются самими предприятиями. Торговля акциями представляет собой игру с неизвестным результатом с непонятным формированием цены, значительными спрэдами и высоким риском"*(130).
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации