1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
В деле Ceskoslovenska Obchodni Banka, A.S. v The Slovak Republic Чешский Обходный Банк, коммерческий банк (далее - Чешский банк), созданный в соответствии с законом Чехии обратился с заявлением в МЦУИС, в котором было сформулировано требование к ответчику - Республике Словакия исполнить обязательства по Соглашению о консолидации (Agreement on the Basic Principles of a Financial Consolidation of Ceskoslovenska Obchodni Banka, A.S.)*(329).
Соглашение о консолидации было подписано между министерством финансов Чехии и министерством финансов Словакии и имело целью осуществление приватизации Чешского банка и совершение им операций на территории Чехии и Словакии после раздела активов. В число операций входили операции по переводу долга (assignment) Чешским банком в форме движимых активов (loan portfolio receivables) двум компаниям, имеющим одинаковое название - "Коллекшн компани", каждая из которых должна была учреждаться на территории соответствующих государств: одна должна была создаваться в Чехии, а другая - в Словакии.
В Соглашении о консолидации предусматривалось, что каждая "Коллекшн компани" должна была заплатить за передаваемые ей активы, для чего Чешский банк предоставляет на условиях займа необходимую сумму, погашаемую компаниями постепенно в соответствии с графиком платежей.
"Коллекшн компани" были учреждены в соответствующих государствах, как это предусматривалось в Соглашении о консолидации. Затем Чешский банк заключил с созданной в Словакии "Коллекшн компани" "Соглашение о займе для целей рефинансирования передачи долга, выраженного в движимых активах" (Loan Agreement on the Refinancing of Assigned Receivales). В соответствии со ст. 7 "Ценные бумаги" этого Соглашения предусматривается, что в соответствии с Соглашением о консолидации платежи в погашение займа, включая уплату процентов, обеспечиваются гарантией министерства финансов Словакии. Обязательство государства по гарантии платежей лежит в основе "Соглашения о займе для целей рефинансирования передачи долга, выраженной в ценных бумагах" (далее - Соглашение о займе).
Основанием для иска стал отказ Словакии возместить Чешскому банку убытки, причиненные словацкой "Коллекшн компани" (S/o-venska inkasnispol. s.r.o.) согласно предоставленной государством гарантии исполнения обязательства. О том, что ответчиком является Словакия, свидетельствовало то, что в Соглашении о займе после подписей соответственно Чешского банка и "Коллекшн компани" Словакии стояла подпись министра финансов Словакии с согласием принять на себя обязательство (ст. 7 Соглашения о займе, вступившего в силу 31 декабря 1993 г.).
При обращении в МЦУИС истец руководствовался тем, что между двумя государствами достигнуто соглашение о подчинении споров МЦУИС в силу действия двустороннего соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций и Соглашения о консолидации. Стороны не оспаривали предметной подсудности спора, т.е. исходили из того, что спор связан с инвестицией. Словакия оспаривала компетенцию МЦУИС, ссылаясь на то, что к моменту возникновения спора Словакией не было ратифицировано двустороннее соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, т.е. при заключении соглашения о консолидации сторонами не было достигнуто арбитражное соглашение.
В возражении Чешского банка подчеркивалось, что, даже если бы двустороннее соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций не вступило в силу, содержащееся в нем арбитражное соглашение обязывает Словакию подчиниться юрисдикции МЦУИС на момент заключения Соглашения о консолидации или на момент возникновения спора, поскольку до наступления этих событий МИД Словакии в Официальной Газете опубликовал "NOTICE" с заявлением о вступлении в силу двустороннего соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций 1 января 1993 г.
Истец также указывал, что ст. 7 Соглашения о консолидации предусматривает, что Соглашение о консолидации регулируется законами Чехии и двусторонним соглашением о поощрении и взаимной защите инвестиций. Это, по словам истца, создает обязательство для государства - участника спора подчиниться юрисдикции МЦУИС.
Обязательство Словацкого банка по выплате платежей в счет погашения предоставленного займа не было исполнено в силу возбуждения против Словацкого банка процедуры банкротства. Арбитраж, следуя положениям ст. 47Вашингтонской конвенции, рекомендовал ответчику приостановить процедуру банкротства в связи с тем, что Словацкий банк имел право заявить требование к государству о погашении платежей в соответствии с положениями Соглашения о консолидации.
Основным возражением ответчика против исковых требований было то, что истец не отвечает основным требованиям ст. 25Вашингтонской конвенции, согласно которой предметом рассмотрения арбитража МЦУИС являются споры между договаривающимся государством и лицом другого государства. В представленном споре истцом является Чешский банк, который является государственным агентством Чешской Республики, представляющим интересы государства, а ответчиком - другое государство.
Арбитраж отклонил указанные доводы ответчика. Он подчеркнул, что в Вашингтонской конвенциипод лицом другого государства подразумевается национальность лица, а не его статус частной компании. "Другим лицом" может быть юридическое лицо другого государства. При этом не обязательно, чтобы это лицо было частной компанией. Указанным термином охватываются также и принадлежащие государству юридические лица. Исключением могут быть лишь те государственные компании, которые выполняют государственные функции. Характер деятельности Чешского банка свидетельствует о том, что им совершались чисто банковские операции, а поэтому он подходит под понятие "другое лицо", которое содержится в Вашингтонской конвенции.
Ответчик, возражая против этой аргументации арбитража, указывал, что действия истца являлись действиями по приватизации Чешского банка, что можно отнести к государственным функциям, которые были возложены на истца. Арбитраж не согласился и с этим доводом ответчика, приведя в качестве аргумента постепенный характер самой приватизации, проводимой в Чехословакии с 1990 г. Деятельность банка оставалась чисто коммерческой, осуществляемой в рамках проводимой в то время государственной политики.
После рассмотрения вопроса о правовой природе спора арбитраж пришел к выводу, что заем, предоставленный "Коллекшн компа-ни", тесно связан с деятельностью Чешского банка в Словакии и, следуя определению инвестиций в двустороннем соглашении о поощрении и защите инвестиций между Чехией и Словакией, эта деятельность является инвестиционной. Об этом свидетельствует определение иностранных капиталовложений в указанном двустороннем международном соглашении.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений под инвестициями понимаются любые формы активов, вложенных или полученных инвестором одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны. В соответствии с законодательством договаривающихся государств к ним относятся "...c) денежные расписки или требования, связанные с инвестициями; ...ё) права, вытекающие из юридического действия или договора, лицензии, разрешения, оформленные в виде юридических акта, в том числе концессий на поиск и добычу полезных ископаемых".
Особые споры вызвал вопрос о том, следует ли считать, что арбитражное соглашение о подчинении спора МЦУИС был достигнуто. Обращаясь к юрисдикции МЦУИС, истец исходил из того, что между двумя государствами действует двустороннее соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. В официальном издании было опубликовано извещение МИДа Словакии о вступлении в силу с 1 января 1993 г. этого Соглашения. Кроме того, в Соглашении о консолидации есть отсылка к двустороннему соглашению о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
При решении вопроса о том, было ли достигнуто арбитражное соглашение, арбитраж принимает во внимание не только национальное законодательство, но также и нормы международного права, как это предусматривается в ст. 25Вашингтонской конвенции. Арбитраж в данном споре руководствовался не нормами международного права, поскольку двустороннее соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций еще не было ратифицировано Словакией, а нормами национального законодательства, к которым было отнесено согласие на рассмотрение споров в МЦУИС, выраженное в официальном извещении МИД Словакии. При этом суд исходил из общепринятой международной практики, согласно которой односторонние заявления государств, сделанные в отношении неопределенного круга субъектов международного права (заявления, сделанные erga omnes), могут повлечь такие же правовые последствия, что и норма международного права.
Арбитраж МЦУИС в деле Ceskoslovenska Obchodni Banka, A.S. v The Slovak Republic решил, что спор подпадает под юрисдикцию МЦУИС, и издал соответствующий приказ о возбуждении процедуры рассмотрения спора по существу. Представляется важным сделанный арбитражем вывод о том, что компетенция МЦУИС распространяется не только на соглашение государства с лицом другого государства, но и на другие связанные с ним соглашения, каким, например, является Соглашение о займе, заключенное между Чешским банком и "Коллекшн компани" Словакии.
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации