3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
Присутствие иностранного элемента в концессионном договоре, где концессионером выступает иностранное физическое или юридическое лицо, а также унификация материально-правовых норм, регулирующих концессионный договор, исходя из его гражданско-правовой природы, позволяют называть концессионный договор международным контрактом. К концессионным договорам понятие "международный контракт" применяется в том же его значении, в каком оно употребляется по отношению к договору международной купли-продажи и иным договорам, которые заключают субъекты гражданского права в сфере международного экономического сотрудничества.
Как это свойственно любому контракту в сфере внешнеэкономической деятельности, в качестве применимого права сторонами концессионного договора может быть избрано право одной из сторон в контракте. В концессионном договоре применимым правом, как правило, является право принимающего государства (государства-концедента). Именно эта формула получила отражение в Рекомендациях ЮНСИТРАЛ, унифицировавших материально-правовое регулирование концессионных договоров в качестве нормы субстантивного права. Однако признание гражданско-правовой природы концессионного договора не исключает применения права страны концессионера, участвующего в контракте*(225). Особенности же коллизионного регулирования концессионного договора в той или иной национально-правовой системе были выявлены в ходе разрешения споров, вытекающих из концессионных договоров.
Другой особенностью концессионного договора как международного контракта является присутствие в нем условия о порядке разрешения спора. Две особенности концессионного договора (участие государства в качестве стороны в гражданском правоотношении и инвестиционный характер договорных отношений) привели к появлению так называемых инвестиционных споров как особой категории споров, возникающих между государством и лицом другого государства. В основании такого рода инвестиционных споров лежит нарушение условий концессионного договора.
В то же время особый статус государства, участвующего в договоре, нередко приводил к тому, что основанием возникновения конфликта становились обстоятельства, лежащие за пределами договорных обязательств, например воспрепятствование деятельности иностранного лица со стороны органов государства или органов власти отдельных регионов. Именно эти обстоятельства побуждали инвестора искать суд, компетентный рассматривать такие споры. Альтернативные процедуры разрешения инвестиционных споров, находящиеся за пределами юрисдикции государственных судов, обеспечивали в максимальной степени объективность и служили интересам инвесторов. Таким образом, арбитражная оговорка в концессионном договоре, характеризуемом присутствием в нем иностранного элемента, является особенностью концессионного договора как международного контракта.
История развития концессионных соглашений показала, что обращение к процедуре международного коммерческого арбитража само по себе не является достаточно эффективным средством обеспечения объективности при разрешении конфликта между частным инвестором и государством. Нередко стороны, участвующие в арбитражном разбирательстве, ссылаясь на сложность отношений, возникающих из концессионного договора, а также на то, что эти отношения не могут быть в достаточной степени обеспечены нормами национального, в том числе и коллизионного, права, аргументировали свою позицию путем отсылки к принципам международного права, регулирующим отношения между государствами. В 70-е гг. XX в. в международном праве были приняты так называемые мягкие, т.е. необязательные, нормы, которые укрепили позицию государств, принимающих инвестиции, стремящихся подчинить инвестиционные споры своему, т.е. национальному, праву.
Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г. провозгласили постоянный и неотъемлемый суверенитет принимающего государства над природными ресурсами*(226). Изменение соотношения сил в концессионном договоре в пользу государств, принимающих инвестиции, вызвал к жизни новое развитие концессионной практики. Государствами - экспортерами капитала, стремящимися сохранить баланс интересов в концессионном договоре, начала разрабатываться международная конвенция о защите иностранной собственности*(227).
Тем не менее потребность развивающихся стран в финансовых ресурсах возрастала и усилиями Мирового Банка, деятельность которого направлена на обеспечение экономического развития финансовыми и правовыми средствами, наконец-то, был найден компромисс между двумя мирами, которые условно назывались в мировом сообществе "Север" и "Юг". В целях обеспечения притока частных инвестиций в развивающиеся страны Мировым Банком была разработана международная конвенция, создавшая международно-правовой механизм разрешения споров, вытекающих из концессионных договоров, - Вашингтонская конвенция*(228).
Вашингтонская конвенцияимеет более широкое значение, чем создание международно-правового механизма разрешения споров. Она содержит признаки международного унификационного договора, в котором содержатся единообразные коллизионные нормы и общие подходы к решению проблем инвестиционного законодательства в национально-правовых системах. С вступлением в силу этой Конвенции появилось международное инвестиционное право как часть международного публичного права. Вашингтонская конвенция положила начало практике разрешения инвестиционных споров на основе международного коммерческого арбитража, действующего по условиям Вашингтонской конвенции в рамках Регламента, разработанного МЦУИС (ICSID).
Практика заключения концессионных договоров и разрешения споров, вытекающих из них, свидетельствует о большом разнообразии в решении коллизионного вопроса относительно концессионных договоров.
В споре между государством Кувейт и компанией АМИНОЙЛ (США) суд избрал в качестве применимого права право принимающего государства*(229). При этом суд руководствовался положениями Европейской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам (ст. 4), в которой отражен современный принцип решения коллизионного вопроса. Согласно этому принципу правом, применимым к договорному обязательству, является право того государства, которое наиболее тесно связано с контрактом. Очевидность того, что именно право принимающего государства тесно связано с концессионным договором, казалось бы, ни у кого не может вызывать сомнений. Однако, учитывая особенность концессионного договора как международного контракта, существовали аргументы и в пользу иной позиции.
Дело "АМИНОЙЛ" было первым из дел, рассмотренных в соответствии с процедурами, предусмотренными в Вашингтонской конвенции, когда арбитражный суд при выборе права, применимого к концессионному договору, руководствовался нормами национального права. В ранее рассматриваемых спорах, вытекающих из концессионных договоров, арбитражный суд часто руководствовался не нормами национального права, а нормами и принципами международного права, которые в соответствии с условиями концессионного договора должны были применяться при разрешении спора, возникающего из этого договора. Решение по делу "АМИНОЙЛ" положило начало так называемой локализации концессионного договора как международного контракта*(230). "В последние годы мы являемся свидетелями того, как ряд государств проводит в жизнь свое решение локализовать государственные контракты, переведя их в сферу действия своего правопорядка. Примерами такой политики являются соглашения, заключаемые арабскими государствами (Катар, Египет), странами Африки (Эфиопия, Кения, Танзания), странами Тихоокеанского региона (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Перу)"*(231).
Указанная тенденция локализации международных контрактов получила развитие как реакция на распространение доктрины "интернационализации концессионных договоров". Началом развития доктрины "интернационализации концессионных договоров" является первая половина XX столетия, когда инвестиционные споры стали разрешаться в международных коммерческих арбитражах. Особое значение в тот период приобрело дело "Лена Гольдфильдс", которое рассматривалось Лондонским арбитражным судом в 1930 г.
В 1925 г. английской компании "Лена Гольдфильдс" была предоставлена в СССР концессия на месторождение и национализированное в 1918 г. имущество дочерних компаний этой компании. В 1930 г., следуя условиям концессионного договора, подписанного обеими сторонами, компания возбудила арбитражную процедуру в связи с невозможностью осуществлять деятельность на территории СССР, следуя условиям концессионного договора. Поскольку государство резко оборвало арбитражную процедуру и проинструктировало назначенного им арбитра не участвовать в процедуре разрешения спора, решение было вынесено при отсутствии стороны в споре. Согласно содержащемуся в договоре концессии арбитражному соглашению "если одна сторона не присутствует при разрешении спора или не допускает назначенного ею арбитра к слушанию дела, то по просьбе другой стороны спор может быть разрешен при участии другого арбитра и председателя арбитражного суда" (ст. 90 названного концессионного договора).
Согласно § 89 Концессионного договора компании "Лена Гольдфильдс" "Стороны кладут в основу своих отношений начало благожелательности, доброй совести, а также разумное понимание условий настоящего договора"*(232). Условие о праве, применимом к договорным отношениям, в данном концессионном договоре отсутствовало. При принятии решения арбитраж применил "общий принцип неосновательного обогащения"*(233). При этом общий принцип был выведен на основе сравнительного анализа института неосновательного обогащения, применяемого в английском и советском гражданском праве. По словам В.В. Веедера, арбитраж, принимая решение по данному инвестиционному спору, использовал по крайней мере три инновации, к числу которых относится и та, что допустила применение "ненационального права в решении частноправового спора - общего принципа права"*(234).
Крайним выражением доктрины "интернационализации контракта" стало решение арбитража по делу ТОПКО*(235). В этом решении было высказано суждение, что обращение к международному институту арбитражного разбирательства само по себе является основанием для применения норм и принципов международного права в качестве права, применимого к договорным обязательствам. По мнению ведущего юриста МЦУИС Дж. Р. Делома, "это суждение не может найти поддержку в учении международного частного права и нет никаких оснований полагать, почему государственный контракт и инвестиционное соглашение должны стать исключением"*(236).
В современных условиях получила развитие новая тенденция в коллизионном праве концессионных договоров. Стороны, желая добиться определенности и предсказуемости в решениях по возможным конфликтам, стали добровольно ограничивать себя в выборе применимого права. Так, например, в некоторых концессионных договорах присутствует условие, согласно которому стороны обязуются рассматривать концессионный договор как основной документ, в котором определены их права и обязанности. Обращение к другим источникам права допускается только в случаях, когда из условий концессионного договора невозможно сделать вывод о намерении сторон или когда концессионный договор не имеет связи с возникшим спором. Стремление сторон сделать международный контракт самодостаточным инструментом для регулирования отношений между сторонами получило отражение, например, в практике Египта. В концессионных договорах, заключаемых на добычу нефти в Египте, присутствует условие, согласно которому отношения сторон подчинены праву Египта, "если только действующие нормы не вступают в противоречие с положениями настоящего договора"*(237).
В ответ на практику заключения концессионных договоров, отражающую интересы принимающего государства, получила распространение практика толкования международных инвестиционных соглашений как международных контрактов.
В споре между французской компанией "Компания де Агуаз дель Аконкиха" и органом местной власти Республики Аргентина - провинции Тукуман Аргентины арбитражный суд фактически игнорировал условие о применимом праве. Спор возник на основе договора концессии, заключенного французской компанией с органом местной власти по эксплуатации местной системы водоснабжения.
Как выяснилось из обстоятельств дела, с самого начала своей деятельности по эксплуатации системы водоснабжения французская компания-инвестор столкнулась с противодействием со стороны властей провинции. Трудности, с которыми столкнулась компания в процессе эксплуатации системы водоснабжения провинции Тукуман, имели технический и коммерческий характер. Система водоснабжения была старой, не поддерживалась в рабочем состоянии, а действующие тарифы оплаты услуг не соответствовали тем затратам, которые необходимо было произвести для налаживания ее работы. Вместо содействия работе компании власти провинции начали вести пропагандистскую работу в прессе по дискредитации самого концессионного договора.
По заявлению истцов, принятые властями провинции нормативные акты и официальные заявления в прессе призывали пользователей услугами системы водоснабжения отказываться от их оплаты. Такая позиция стороны в концессионном договоре создала невозможность его реализации.
Арбитраж пришел к выводу о том, что спор подчиняется юрисдикции МЦУИС, несмотря на то, что в концессионном договоре предусматривалось разрешение споров в административном порядке и в соответствии с правом Аргентины. При этом суд руководствовался тем, что в силу действия ст. 8 Соглашения о поощрении и защите инвестиций, заключенного между Правительством Франции и Правительством Аргентины, все инвестиционные споры разрешаются в соответствии с процедурами, предусмотренными в Вашингтонской конвенции*(238).
Приравнивание двустороннего международного соглашения о поощрении и защите капиталовложений к международному контракту (концессионному договору), а условия международного соглашения о порядке разрешения инвестиционных споров - к арбитражному соглашению, содержащемуся в концессионном договоре, разумеется, не может соответствовать общепринятым началам международного права.
Постоянно меняющаяся практика заключения концессионных договоров свидетельствует о том, как важно и в концессионном договоре, характеризуемом как международный контракт, добиться баланса интересов между неравными по своему статусу сторонами. Особую роль в достижении этой цели может сыграть унифицированная коллизионная норма, определяющая право, применимое к концессионному договору.
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации