3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
Значение такого события, как создание МЦУИС, заключается в том, что процедура разрешения спора, предусмотренная в Вашингтонской конвенции, предоставляет инвестору возможность обращения с иском к государству, действиями которого был причинен ущерб. В настоящее время значение МЦУИС в разрешении инвестиционных споров возрастает. Это связано с тем, что на основе МЦУИС формируется своеобразная правовая система, состоящая из связанных между собой международных договоров.
Обращение к МЦУИС предусматривается в Соглашении о создании регионального объединения НАФТА. Основанием для признания компетенции МЦУИС для разрешения инвестиционных споров иностранных инвесторов с государством этого регионального объединения является Соглашение о создании североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), участниками которого являются США, Канада и Мексика. Согласно положениям гл. 11 названного Соглашения инвестиционные споры подлежат разрешению в МЦУИС.
Этот же механизм разрешения инвестиционных споров лежит и в основе Договора к Энергетической хартии. В соответствии с п. 4 ст. 26 Договора к Энергетической хартии инвестор дает свое согласие в письменной форме на передачу спора на рассмотрение в МЦУИС, учрежденный в соответствии с Вашингтонской конвенцией. Если договаривающаяся сторона инвестора и договаривающаяся сторона, являющаяся стороной в споре, являются участниками Вашингтонской конвенции, то спор рассматривается по правилам процедур, предусмотренных в Вашингтонской конвенции. Если договаривающаяся сторона инвестора или договаривающаяся сторона, участвующая в споре (но не обе), является участницей Вашингтонской конвенции, то спор разрешается в соответствии с процедурами, предусмотренными в Дополнительном протоколе к Вашингтонской конвенции (Additional Facilities).
В современной практике регулирования иностранных инвестиций нормы двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите капиталовложений в части, касающейся порядка разрешения споров, рассматриваются как достигнутое между государствами соглашение о передаче инвестиционных споров в МЦУИС, созданный Вашингтонской конвенцией. Однако вряд ли такое соглашение можно рассматривать как своеобразное арбитражное соглашение, достигнутое на межправительственном уровне. Оно не является соглашением между участниками спора. Международное соглашение связывает договаривающееся государство обязательством подчиниться компетенции МЦУИС лишь в случае, если такое соглашение будет заключено в письменной форме соответствующим государством и инвестором*(312). Такая оценка вытекает из положенияст. 26Вашингтонской конвенции, в соответствии с которой согласие сторон о передаче в МЦУИС спора для разрешения методом арбитража означает, если не предусмотрено иного, обязательность такого согласия и отказ от использования других средств разрешения споров.
Изменение роли двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций отмечалось в литературе и при анализе этих соглашений в практике стран с переходной экономикой. "Современные инвестиционные соглашения превратили взаимные права и обязанности инвестора и принимающего инвестиции государства в объект международно-правовых обязательств государств. Нарушение данных обязательств со стороны принимающего инвестиции государства может служит основанием спора с государством инвестора".*(313)
Создание МЦУИС можно рассматривать как создание базового элемента в международно-правовом механизме защиты иностранных инвестиций. Принятие Сеульской конвенции1985 г. является важным дополнением к этому элементу международной системы защиты инвестиций. Сеульская конвенция разрешила проблему, связанную с исполнением решений, выносимых МЦУИС. Принятие Сеульской конвенции привело к созданию международного страхового фонда за счет взносов участвующих в Конвенции государств. Участие в Сеульской конвенции обеспечивало выплату денежной компенсации иностранным инвесторам в случае наступления политических рисков, т.е. рисков, связанных с действиями государств (национализация инвестиций, изменение законодательства, в том числе валютного) и других указанных в Конвенции рисков (военные действия, гражданские войны на территории государства, принимающего инвестиции).
Все три элемента международно-правовой защиты иностранных инвестиций объединены в единый механизм во многом благодаря участию Мирового Банка в его создании. Мировой Банк заинтересован в развитии частных капиталовложений, которые используются для достижения экономического роста в развивающихся странах. Цель экономического развития является одной из уставных целей этой международной организации. Даже при предоставлении международных займов Мировой Банк, как правило, обращает внимание на то, чтобы предоставленные взаймы денежные средства одной из структур, входящих в группу международных финансовых организаций Мирового Банка, содействовали развитию частных инвестиций в стране, пользующейся этими заемными средствами.
Развитию международно-правового механизма защиты иностранных инвестиций во многом содействовала практика разрешения инвестиционных споров МЦУИС.
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации