1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
В Европейском Союзе действует принцип свободы движения капитала. Согласно ст. 52и58Договора об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г.*(90)(далее - Римский договор) предусматривается, в частности, что создание предприятий должно осуществляться "на условиях, установленных законодательством страны для собственных граждан и в соответствии с положениями главы, касающейся свободного движения капиталов"*(91). В то же время беспрепятственное движение капитала как общий принцип регулирования инвестиций, закрепленный в этом договоре, лег в основу утверждения пострадавшей стороны, что национальное законодательство в данном случае противоречит условиям международного договора.
Согласно решению Европейского Суда вопрос о соответствии Римскому договорунорм законодательства Дании об условиях регистрации филиала был рассмотрен с учетом двух следующих обстоятельств: присутствие черт дискриминации и целенаправленность закона, т.е. возможность обеспечения законом достижения той объективно необходимой цели, для которой он был принят. В решении Суда было отмечено, что рассматриваемое законодательство не носит черт дискриминации и направлено на защиту интересов датских кредиторов, т.е. на достижение цели, ради которой был принят данный закон*(92).
Относительно условий допуска иностранных инвестиций Руководство по регулированию иностранных инвестиций, разработанное и принятое Мировым Банком в 1992 г., предусматривает (ст. 2), что "каждое государство сохраняет за собой право регулировать допуск иностранных частных инвестиций. При формулировании норм и при их применении государства будут принимать во внимание, что открытый доступ, возможно, в рамках списка отраслей, открытых для иностранных частных инвестиций (при существовании списка ограниченного числа отраслей, видов деятельности, закрытых для иностранных инвестиций или требующих оценки условий допуска (screening), лицензирования), является наиболее эффективным решением проблемы правового регулирования иностранных инвестиций". Унификация национальных законов об иностранных инвестициях на основе рекомендаций Мирового Банка обеспечивает реализацию государством своих прав по управлению иностранными инвестициями и одновременно содействует их притоку в национальную экономику*(93).
Условия допуска иностранного капитала, присутствующие в законодательстве любого государства, подчеркивают значение материального права государства, принимающего инвестиции. Это реальное положение вещей может быть сформулировано, как правило, о том, что "в области регулирования иностранных инвестиций определяющую роль играет не коллизионный, а материально-правовой метод регулирования"*(94).
Статья 58Римского договора обеспечила унифицированное понимание термина "национальность юридического лица". Однако и эти успехи гармонизации корпоративного права являются относительными. Они дали инвестору право выбора страны для приложения своего капитала, породив иные проблемы правового регулирования инвестиций.
Создание Европейского Союза и гармонизация корпоративного права европейских стран поставили вопрос о конкуренции правовых систем в области регулирования положения иностранных юридических лиц. Учредители, действуя на основании положений Римского договора (ст. 48), получают также и свободу выбора правовой системы, в рамках которой будет действовать учрежденное ими юридическое лицо. При этом решение инвестора, связанное с выбором страны и, соответственно, правовой системы, зависит от ее характеристики (как дискриминационной, привлекательной, благоприятной и т.д.). Среди принимаемых во внимание свойств национальной правовой системы при создании юридического лица в форме корпоративного образования любого вида учитываются полнота корпоративного регулирования, сложившаяся судебная практика, предсказуемость управленческих решений, простота регистрации юридического лица, система налогообложения, регулирование труда и социальных отношений как факторы, позволяющие уменьшить расходы иностранного юридического лица*(95).
Возможность выбора правовой системы породила проблему перемещения юридических лиц. Проблема перемещения юридических лиц непосредственно связана с тем, что инвестор имеет возможность выбрать ту страну, где инвестирование представляется более выгодным делом. В континентальном праве некоторых государств - членов Европейского Союза, где принят критерий реального местонахождения компании, к вопросу о применении принципа свободы учреждения компании, закрепленного в Римском договоре, обратились в ряде судебных дел. Все эти дела были связаны с "перемещением компаний", под которым имеется в виду изменение местонахождения компании. Перенос местонахождения компании "подразумевает, что компания исключается из реестра компаний в государстве своего создания и вносится в реестр принимающего государства"*(96). Указанная проблема связана с более широким кругом вопросов: не только с формальной процедурой, но и с фактическими действиями, например с открытием за рубежом филиала, который становится центром управления деятельности компании по месту открытия филиала.
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации