logo
доронина_i

5. Альтернативные торговые системы

Возникшая ситуация привлекла внимание регуляторов, поскольку, с одной стороны, возникающие "мини-биржи" могли составить конкуренцию существующим биржам, в отношении которых регулирующий орган устанавливал ряд значительных ограничений (например, в отношении организационно-правовой формы деятельности, с другой стороны, нередко защиты требовали и интересы клиентов-инвесторов. Отсутствие каких-либо правовых рамок и требований фактически отдавали клиента в руки брокера, выполняющего функции "мини-биржи". Альтернативные торговые системы (АТС) (Alternative Trading Systems - ATS) стали предметом внимания регулирующих органов в США*(267).

Появление АТС сделало практически невозможным проведение четких граней между биржевым и внебиржевым рынком. "Уже сейчас действуют многочисленные торговые системы, альтернативные торговые системы, электронные торговые системы (ЭТС) и просто информационные системы, предоставляющие различного рода услуги, которые связаны с инвестированием и которые нелегко классифицируются"*(268).

Таким образом, основные критерии, отличающие биржевой рынок от внебиржевого, оказываются весьма размытыми: "основные особенности биржевого рынка заключаются в наличии организатора торгов - биржи; инвесторы заключают сделки лишь при помощи профессиональных участников биржи; сделки заключаются относительно стандартизированного биржевого товара"*(269).

В самом деле, заменив биржу АТС, мы получим, по существу, те же самые критерии, но уже работающие применительно к внебиржевому рынку.

Столкнувшись с необходимостью разграничения бирж от небирж, регулирующие органы сначала в США, а затем в европейских странах предоставили участникам самим решать вопрос относительно того, хотят ли они быть биржей или нет. Иными словами, для того, чтобы осуществлять деятельность как в качестве биржи, так и в качестве АТС, участник рынка должен иметь соответствующую лицензию: лицензию на осуществление деятельности в качестве биржи или лицензию брокера для осуществления деятельности в качестве АТС. Безусловно, участник должен соответствовать предъявляемым к лицензиатам данной категории требованиям. За какой лицензией обращаться и каким требованиям соответствовать, выбирает сам участник рынка. Регулирующий орган лишь проверяет соответствие кандидата установленным требованиям. Использование информационных технологий помимо создания условий для работы АТС, многосторонних торговых систем позволило брокерам использовать еще одно технологическое средство для работы на биржевых рынках. Речь идет об использовании так называемых алгоритмических информационных систем или "торговых роботов", которые, по существу, являются компьютерными программами, автоматически вводящими заявки в торговую систему по заранее заданному алгоритму.

С правовой точки зрения использование торговых роботов практически ничего не изменяет: трейдер, являющийся уполномоченным представителем участника торгов, использует техническое приспособление (компьютерную программу) для ввода заявок в систему торгов. В то же время использование торговых роботов позволяет вводить такое количество заявок в течение небольшого промежутка времени, которое человек ввести физически не способен.

Торговый робот практически подобен системе автодозвона, однако за действия робота в полной мере несет ответственность участник торгов, от имени которого на рынке работает уполномоченный трейдер. При этом торговый робот выражает волеизъявление одного участника торгов. В отличие от брокерских автоматизированных систем (АТС или многосторонних торговых систем), в которых обрабатываются заявки клиентов, являющихся участниками таких систем, торговый робот выражает самостоятельную волю только данного участника торгов, который в полной мере отвечает за последствия использования данного технического приспособления.

Следует заметить, что и с точки зрения содержания заключаемых сделок, и с точки зрения последствий заключения сделок способ заключения сделки на современном финансовом рынке (на бирже или через АТС) для участника рынка не должен иметь большой разницы, поскольку содержание заключаемых сделок, т.е. права и обязанности сторон, вытекающие из заключенных сделок, в принципе, единообразны. При этом и в случае биржевых сделок, и в случае внебиржевых сделок условия заключаемых сделок подлежат стандартизации либо в рамках Биржевых правил, либо путем выработки стандартных условий, единообразных генеральных соглашений и т.п. Такую работу в последнем случае берут на себя саморегулируемые организации профессиональных участников.

В связи с рассмотрением проблем АТС следует обратить внимание на то, что отечественный рынок ценных бумаг начинал свою историю именно с организации рынка, подобной АТС. Речь идет о рынке государственных краткосрочных облигаций, который начал работу с мая 1993 г. Функции торговой системы выполняла электронная торговая система, сформированная на основе ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа". В настоящее время правовую базу для обращения облигаций федерального займа (далее - ОФЗ), заменивших к настоящему времени государственные краткосрочные облигации (ГКО), составляют*(270):

1) Федеральный законот 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"*(271)(далее - Закон об эмиссии госбумаг);

2) Генеральные условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов Российской Федерации. Постановлениями Правительства РФ были, в частности, утверждены:

а) Генеральные условияэмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций -постановлениеПравительства РФ от 16 октября 2000 г. N 790*(272);

б) Генеральные условияэмиссии и обращения облигаций федеральных займов -постановлениеПравительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458*(273);

в) Генеральные условияэмиссии и обращения государственных федеральных облигаций -постановлениеПравительства РФ от 12 мая 1998 г. N 439*(274)(далее все вместе перечисленные акты будут именоваться "Генеральные условия").

В соответствии с перечисленными правовыми актами Министерство финансов РФ (далее - Минфин России), являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджета и государственного долга, выполняет функции эмитента государственных ценных бумаг.

В соответствии с названными выше Генеральными условиями Банк России был определен Генеральным агентом по обслуживанию выпусков соответствующих облигаций. Осуществление Банком России функций Генерального агента по государственным ценным бумагам в целях обслуживания долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению предусмотрено также п. 2 ст. 119ип. 3 ст. 155Бюджетного кодекса РФ. Выполнение Банком России таких функций осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Минфином России.

Выступая в качестве Генерального агента, Банк России с учетом требований Генеральных условий и утверждаемых эмитентом в соответствии с ними условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг (далее - Условия эмиссии), регламентирует по согласованию с эмитентом (Минфином России) порядок проведения операций, связанных с размещением, обращением, обслуживанием и погашением облигаций.

В связи с осуществлением функций Генерального агента Банком России утвержден документ, который регламентирует порядок размещения, обращения, обслуживания и погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, облигаций федеральных займов и государственных федеральных облигаций. Таким документом является Положениеоб обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг, утвержденное Банком России от 25 марта 2003 г. N 219-П*(275), согласованное с Минфином России (далее - Положение Банка России N 219-П).

В соответствии с п. 2.13Положения Банка России N 219-П торговой системой является юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли, уполномоченное на основании договора с Банком России обеспечивать процедуру заключения сделок с облигациями в соответствии с нормативными актами Банка России. Торговая система организует заключение сделок на рынке облигаций, осуществляет расчет позиций дилеров, осуществляет клиринг, составляет отчетные документы по совершенным сделкам и представляет их в расчетные системы и депозитарий.

ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа" на условиях заключенного с Банком России договора о выполнении функций торговой системы обеспечивает процедуру заключения сделок с государственными ценными бумагами. При этом участниками операций (сторонами по заключаемым посредством торговой системы сделок являются уполномоченные дилеры, т.е. организации, заключившие соответствующий договор с Банком России). Порядок совершения операций (сделок) в торговой системе определяется в ПоложенииБанка России N 219-П. Перечень ценных бумаг, которые обращаются в торговой системе, также определяется по согласованию с Банком России. К такого рода ценным бумагам относятся, в частности, ОФЗ и облигации Банка России (далее - ОБР).

Таким образом, при выполнении функций торговой системы на рынке ОФЗ ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа", по существу, выполняет функции торговой системы, не будучи собственно организатором торговли в силу того факта, что:

- торговая система самостоятельно не определяет требований к участникам операций, которые допускаются к заключению сделок;

- не принимает самостоятельных решений относительно допуска к обращению в торговой системе ценных бумаг;

- порядок совершения операций в значительном объеме определяется не торговой системой, а нормативным правовым актом Банка России - ПоложениемБанка России N 219-П.

Отсюда следует, что, выполняя функции торговой системы на рынке государственных ценных бумаг, ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа" не является собственно фондовой биржей, определяющей Правила членства, Правила допуска финансовых инструментов к обращению, Правила торгов. В то же время вряд ли будет правильным считать рынок ОФЗ и ОБР неорганизованным. Речь идет об иной, нежели биржевая, форме организации рынка. Причем важно учитывать то, что избранная форма организации рынка предопределена целями и задачами, решаемыми при данной организации рынка.