logo
доронина_i

3. Европейская компания в Европейском Союзе

В 2001 г. Совет Европейского Союза принял Регламент о статуте Европейской компании*(115). В соответствии с этим Регламентом предусматривается введение новой организационно-правовой формы публичной акционерной Европейской компании с ограниченной ответственностью, или Societas Europaea (SE)*(116). Принятие Регламента о статуте Европейской компании является одним из этапов в работе в области унификации корпоративного права, которое в настоящее время представляет собой блок нормативных актов, принятых органами ЕС.

Первые директивы Совета были посвящены вопросу признания иностранных юридических лиц*(117). Последующие директивы касались вопросов отчетности, слияния и поглощения компаний. Все они обеспечивали гармонизацию требований, предъявляемых к той или иной форме компании в рамках национального правопорядка. Так, Вторая Директива Совета касается порядка создания публичной акционерной компании с ограниченной ответственностью и порядка формирования капитала этой компании. Она предусматривает минимальный размер уставного капитала публичной акционерной компании, который должен быть отражен в национальном законодательстве.

Среди принятых в Европейском Союзе нормативных актов о компаниях выделяются регламенты, предусматривающие создание общеевропейских организационно-правовых форм деятельности. Это Регламент о Европейском объединении лиц с общей экономической целью и Регламент о статуте Европейской компании. Регламент Совета ЕС от 25 июля 1985 г. N 2137 о Европейском объединении лиц с общей экономической целью (далее - Европейское объединение) предусматривает, что порядок учреждения этой организации определяется положениями данного Регламента и лица, желающие создать Европейское объединение, должны заключить договор и зарегистрировать организацию в порядке, предусмотренном ст. 6 указанного Регламента. В соответствии со ст. 6 регистрация Европейского объединения осуществляется в государстве в соответствии с правилами и на основании документов, которые определяют соответствующее государство*(118).

Регламент о статуте Европейской компании предусматривает порядок создания особой формы акционерной компании, именуемой Европейской акционерной компанией и порядок управления ею. Указание на правовую форму данной организации должно содержаться в фирменном наименовании. В соответствии со ст. 2 названного Регламента учредителями Европейской компании могут быть акционерные компании, чей капитал формируется путем обращения к широкой публике с предложением о подписке на акции (публичные акционерные компании); имеющие зарегистрированные в государствах - членах ЕС структурные подразделения и головные организации, путем слияния, по крайней мере, двух из них, находящихся в юрисдикции различных государств - членов ЕС*(119). Помимо приведенного способа создания Европейской компании в Регламенте предусмотрены и другие, в том числе создание холдинга компаниями, находящимися в разных странах - участницах ЕС, путем подписки на акции дочерней компании, образованной компаниями из разных государств - членов ЕС. В последнем случае, по крайней мере, две из таких компаний должны подчиняться законам разных государств или не менее чем в течение двух лет иметь дочерние компании в других государствах.

Как следует из указанных регламентов, Европейское объединение и Европейская компания являются субъектами частного права, созданными в соответствии с национальным законом государства - члена ЕС*(120). Унификация корпоративного права стран - участниц ЕС не приводит к появлению организации, обладающей международной правосубъектностью. Будучи субъектом гражданского права, Европейская компания обладает общей правоспособностью в отличие от Европейского объединения, правоспособность которого ограничена.

С оговорками следует применять категорию "иностранный инвестор" также и к международной организации, создаваемой в современных условиях предпринимательской деятельности. Такая организация, созданная на основании международного соглашения, может обладать статусом юридического лица и выполнять функции коммерческой организации, как, например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В этом случае регулирование деятельности такой международной организации будет аналогично тому, как если бы иностранным инвестором было иностранное юридическое лицо. Если международная организация не наделяется статусом юридического лица или если ее деятельность связана с исполнением публично-правовых функций, как это имеет место, например, в случае предоставления кредитов МБРР государству - члену МБРР, международная организация рассматривается как субъект международного публичного права, и отношения между ней и государством, принимающим инвестиции в форме кредитов, основываются на международном договоре.