2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
Одним из явлений, сопровождавших массовую приватизацию, было появление на рынке огромного количества финансовых компаний - "мыльных пузырей" типа "Хопер-инвест", "МММ", "Нефть-Алмаз-Инвест" и т.п. Подобные компании предлагали широкой публике так называемые инвестиционные услуги*(131). Однако предлагаемые такими компаниями услуги не являлись инвестиционными по своему существу, поскольку компании, принимавшие денежные средства от населения, принимали их, не ставя перед собой задачи трансформации денежных средств в производительный капитал. По существу, компании типа "МММ" выполнили роль откачки средств национальных инвесторов перед началом приватизации.
Характерно, что отсутствие намерения реального инвестирования средств не скрывалось, а, наоборот, всячески рекламировалось и было известно не только инвесторам, но и государству. Доказательством осведомленности государства может служить заявление в то время Председателя Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, Первого заместителя Председателя Правительства РФ А.Б. Чубайса. В заявлении, в частности, отмечается: "В России началось бурное развитие рынка ценных бумаг. Ежедневно на нем появляются акции приватизированных предприятий, спрос на которые постоянно растет.
К сожалению, наряду с этой положительной тенденцией приобретают широкий размах злоупотребления и мошенничества, проводятся опасные для инвесторов высокорискованные операции. Всем хорошо известны случаи, когда вкладчикам не возвращают их собственные средства... Особую тревогу в настоящее время вызывает ситуация, сложившаяся вокруг семейства "Хопров", в которую входят множество связанных между собой обширными учредителями ЧИФ "Хопер-инвест фонд", инвестиционная компания "Хопер-инвест", концерн "Хопер", страховая компания "Хопер", компания "Хопер-холдинг", "Хопер-риэлт" и "шестерки" - "Хопер-Классик", "Хопер-Негоциант", "Хопер-Дилижанс", "Хопер-Юпитер", "Хопер-Прометей", "Хопер-Гарант". На официальный запрос Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации "Хопры" оказались единственной компанией, от которой не поступило подтверждения, что собранные ими средства куда-либо инвестированы. Согласно данным МВД, только 36 из 59 региональных представительств "Хопра" привлечено 57,5 млрд руб. населения. ...Грубейшим нарушением законодательства является тот факт, что, по сведениям Минфина России, в учредительных документах компаний из "шестерки" содержатся данные бухгалтерского баланса, который в то время не существовал. Проверка на месте продажи акций некоторых "Хопров" показала, что в момент продажи не всегда фиксируются сведения об акционерах, даже такие существенные, как паспортные данные".
Любопытен общий итог данного заявления Первого заместителя Председателя Правительства РФ: "В качестве председателя Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации обращаю внимание граждан на высокую рискованность вложений в настоящее время в компании семейства "Хопров" и еще раз предлагаю руководству компании "Хопер-инвест" и других "Хопров" предоставить полную информацию о своей деятельности Федеральной комиссии и широкой общественности"*(132).
Указом Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации"*(133)было установлено, что "предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг в Российской Федерации, в том числе предоставление услуг по размещению, купле и продаже ценных бумаг, осуществляется исключительно профессиональными участниками на основании лицензий, выдаваемых в порядке, определяемом действующим законодательством Российской Федерации" (п. 1). Указ определил виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением требований законодательства на рынке ценных бумаг, - Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ. Указом также утвержденоПоложениео Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ.
В частности, в число полномочий Комиссии, установленных п. 7 Положения, входило:
- в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах принимать решение о приостановлении действия лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами; немедленно после вступления в силу распоряжения Федеральной комиссии о приостановлении действия лицензии государственные органы или саморегулируемые организации, выдавшие соответствующие лицензии, должны принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;
- по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации или фондовой бирже (фондовому отделу товарной биржи), а также аннулировать лицензию с последующим обращением в суд с иском о признании недействительными учредительных документов и отмене их государственной регистрации;
- организовывать или совместно с соответствующими органами проводить аудиторские проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций, созданных профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также фондовых бирж (фондовых отделов товарных бирж);
- направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления необходимых документов;
- направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) о признании недействительными сделок с ценными бумагами, совершенных с нарушением законодательства РФ, а также решений Федеральной комиссии, принятых в пределах полномочий, предусмотренных указанным Положением;
- осуществлять выборочный контроль за достоверностью представленной эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг информации и ее соответствие стандартам.
Интересно, что один из "Хопров" - ЧИФ "Хопер-инвест фонд" должен был иметь соответствующую лицензию, выданную Госкомимуществом России на основании УказаПрезидента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186, другой "Хопер" - "Русский дом Селенга", по сообщениям средств массовой информации, даже получил лицензию Федеральной комиссии на право работы в качестве паевого инвестиционного фонда - ПИФа. Такое отношение к финансовым компаниям того времени было частью общей политики, которая заключалась в том, что "нужно эту деятельность не запрещать, а придать ей легальный характер"*(134).
Некоторые проблемы российского фондового рынка, с которыми приходится сталкиваться в настоящее время, связаны с ошибками, допущенными на начальном этапе формирования инфраструктуры рынка. К числу современных проблем рынка, выросших из ошибок прошлого, следует отнести:
1) отсутствие заинтересованности, а главное, доверия у индивидуальных инвесторов к инвестированию средств в инструменты финансового рынка (причины тому - недоступность ликвидных акций производственных предприятий для обычного, "среднего" инвестора*(135), массовые скандалы, связанные с многочисленными финансовыми пирамидами); в результате в государстве сложилась ситуация, когда массовый потенциальный инвестор предпочитает "омертвлять" накопления, "вкладывая" их в иностранную валюту*(136);
2) отсутствие массового индивидуального инвестора (в полном смысле категории "инвестор"), честной и открытой конкуренции по "прозрачным" и понятным для всех условиям привело к существенной недооценке стоимости приватизируемых предприятий, что, с одной стороны, не способствовало экономическому развитию страны в целом, а с другой - не стимулировало активности эмитентов на рынке, поскольку фондовый рынок ассоциировался у последних с переделом собственности, а не с привлечением денежного капитала; 3) отсутствие материальных стимулов для развития инфраструктуры рынка*(137)как следствие осторожной пассивности потенциальных инвесторов и явного нежелания эмитентов выходить на фондовый рынок. В нормальных рыночных условиях предприятия инфраструктуры фондового рынка живут на комиссию от предоставляемых услуг, причем жесткая конкуренция между предприятиями инфраструктуры неизбежно заставляет последних снижать цену и повышать качество предоставляемых как эмитентам, так и инвесторам услуг.
О правовых предпосылках, приведших к существенной недооценке стоимости активов приватизируемых предприятий, мы указывали (см. информацию об УказеПрезидента РФ от 29 января 1992 г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий"). Экономические последствия этого Указа стали очевидны уже в 1995 г. Объясняя большой интерес западных компаний, в частности крупнейшего инвестиционного банка CS First Boston, к осуществлению инвестирования в Россию, несмотря на крайне неблагоприятный и даже опасный инвестиционный климат, эксперт журнала "Economist" отмечает, что "акции большинства российских компаний до сих пор неприлично дешевы (dirty cheap)"*(138).
Еще более жесткая оценка содержится в докладе Мирового Банка. "Фактически российская программа приватизации стимулировала посредников к участию в портфельных инвестициях. На настоящий момент портфельные инвестиции с целью скупки 10-20% акций крупных предприятий по цене "панча", безусловно, имеют смысл для иностранных инвесторов, поскольку общий рискованный климат в России компенсируется дешевизной акций. Реализация курсовой разницы обогатит посредников, а не предприятия или правительство, страдающих от бюджетного дефицита. По косвенным данным 10-12% акций было куплено нерезидентами, хотя официальное участие в приватизации близко к нулю. Это означает, что вложения делались технически полулегально через посредников. Во многих случаях это были подставные фирмы, созданные россиянами за рубежом. В этом варианте "иностранные инвесторы" - это те же самые менеджеры или инвесторы, которые минимизировали цену покупки, используя возможно вывезенный капитал. Это, разумеется, не может рассматриваться как инвестиции в развитие"*(139).
Изложенное имеет еще одну негативную сторону морального характера, которая тем не менее также оказала влияние на последующие этапы развития рынка. "Речь идет не только о том, что рыночная финансовая структура более нестабильна; она неизбежно увеличивает неравенство. Лишь потому, что она предлагает большие возможности финансовым организациям, их управляющим и служащим создавать большие количества денег в очень короткие сроки, она тем самым увеличивает пропасть между богатыми и бедными. Общество неприязненно относится к банкирам и финансистам не по причине их богатства, а потому что их богатство не связано с производством; они сделали деньги из денег"*(140). Таким образом, общее негативное отношение потенциальных отечественных портфельных инвесторов к институтам финансового рынка также оказало существенно тормозящее воздействие на его развитие.
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации