1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
Развитие многосторонних инструментов регулирования инвестиций в международном праве связано с изменением концептуальных подходов в международном праве и международных отношениях, поворотным пунктом для которых стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции "Хартияэкономических прав и обязанностей государств" иДекларацияо НМЭП.
Для регулирования инвестиций принятие указанных документов создало основу для принятия норм международного права, регулирующих инвестиции в рамках многосторонних международных договоров, в то время как раньше иностранные инвестиции находились исключительно под защитой двусторонних международных договоров. До появления в международно-договорной практике соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций защиту иностранных инвестиций обеспечивали договоры о дружбе, торговле и мореплавании. Основным способом защиты прав инвесторов, применяемым на основе этих договоров, было дипломатическое вмешательство государства в случае нарушения прав своего подданного.
Развитие международного экономического сотрудничества в условиях нового международного экономического порядка привело к кардинальным изменениям в способах защиты иностранных инвестиций и к отказу от способа разрешения споров дипломатическим путем. Механизм арбитражного разрешения споров был создан специально для защиты инвестиций путем подписания Вашингтонской конвенции. Арбитражный порядок разрешения споров стал играть основную роль в защите иностранных инвестиций. Появившиеся впоследствии разного рода многосторонние международные договоры также использовали арбитражный механизм разрешения споров, связанных с инвестициями, как основной способ защиты иностранных инвесторов.
В основу принятия арбитражного механизма как способа защиты инвестиций были положены, по примеру Вашингтонской конвенции, многосторонние международные договоры. Это были преимущественно многосторонние международные договоры о региональном экономическом сотрудничестве. Расцвет международного регионального сотрудничества на основе многосторонних международных договоров, по мнению Т. Вэльда, профессора международного экономического права Международного Института экономики, природных ресурсов и энергетического права, стал возможным именно благодаря принятию Генеральной Ассамблеей ООН Нового международного экономического порядка. "Новый международный экономический порядок изменил привычный ход событий. Вопросы защиты прав иностранца были отданы полностью под юрисдикцию государства - реципиента инвестиций. В связи с этим особое значение приобрели многосторонние международные договоры, создающие правовую основу для обращения к общим нормам и принципам международного права при решении проблем, связанных с инвестициями"*(57).
Другим фактором, объясняющим переход на многосторонние международные договоры в правовом регулировании иностранных инвестиций, является развитие концепции универсализма в международном экономическом праве. В конце XX в. тенденция регионализма в международном праве сменилась на универсальные принципы в сфере международного экономического сотрудничества в международной торговле. Деятельность ВТО хотя и касалась непосредственно правового регулирования внешней торговли, но не могла не затронуть регулирование деятельности производителей экспортных и импортных товаров, а также их инвестиционную деятельность. Создание ВТО имеет свою самостоятельную историю, краткое изложение которой необходимо, чтобы понять связь соглашений, заключенных в рамках этой организации, с правовым регулированием иностранных инвестиций.
Развитие многосторонних международных инструментов регулирования международного оборота, товаров, услуг и капиталов (инвестиций) началось с попытки создать под эгидой ООН универсальную международную торговую организацию, регулирующую и направляющую торговую политику государств, составляющих единое мировое сообщество. Уже была создана подобная организация, определяющая общие направления денежно-кредитной политики, - Международный валютный фонд (МВФ). Создание под эгидой ООН международной торговой организации должно было обеспечить гармоничное развитие мирового сообщества и ликвидировать угрозу торговых войн и конфликтов.
Однако в 1947 г. устав Международной торговой организации не был одобрен на созванной для этой цели конференции в Гаване. Подписанный на этой конференции документ носил название: Протокол к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Он и положил начало большой работе по снятию ограничений в торговле и устранению возможных конфликтов. Лишь в 1995 г. был подведен итог этой работе, выразившийся в подписании десятков соглашений в результате проведения раундов многосторонних переговоров. Подписанием в г. Марракеш (Марокко) Соглашенияо создании Всемирной торговой организации (ВТО)*(58)в 1994 г. положил начало новой эпохе - эпохе глобализации, которая отразилась на правовом регулировании инвестиций*(59).
Создание ВТО, по словам проф. И.И. Дюмулена, означало создание недостающего третьего звена в так называемой Бреттон-Вудской системе учреждений (МВФ, Мировой Банк и Международная торговая организация). Создание ВТО явилось также логическим продолжением мировой торговой системы ГАТТ*(60). Благодаря пакету соглашений, входящих в качестве приложения вСоглашениео создании Всемирной торговой организации, созданная мировая торговая система охватывала все аспекты международного оборота имущественных ценностей в материальном и нематериальном виде путем передачи товаров или оказания услуг, обеспечивая также и регулирование инвестиций в той мере, в какой инвестиции связаны с торговлей.
Основное назначение "инвестиционных" соглашений, заключенных в рамках ГАТТ/ВТО (Генерального соглашенияпо торговле услугами (ГАТС),Соглашенияоб инвестиционных мерах, связанных с торговлей (ТРИМС), иСоглашенияпо торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)), было подчинить национально-правовое регулирование инвестиций тем же требованиям в отношении правового режима, которые предъявлялись в случае принятия мер регулирования торговли. Положения о правовом режиме торговли содержатся вГенеральном соглашениипо тарифам и торговле 1995 г.*(61)Ссылки на соответствующие статьи этого Соглашения содержатся в каждом из указанных "инвестиционных" соглашений ГАТТ/ВТО.
Основным правилом ГАТС является правило о том, что страны обязаны применять режим наибольшего благоприятствования (РНБ), не допуская дискриминации в отношении видов услуг и их поставщиков (ст. IIГАТС). В соответствии с принципом национального режима страны не должны также ставить собственные услуги и их поставщиков в привилегированное положение по сравнению с иностранными (ст. XVIIиXVIIIГАТС). При разработке положений ТРИМС была учтена практика государств, которые, осуществляя политику привлечения иностранных инвестиций, устанавливают условия для инвесторов в соответствии с национальными приоритетами. В Соглашении предусматривается, что требование о предоставлении национального режимаст. IIIГАТТ не допускает принятия мер регулирования инвестиций, указанных в Соглашении, так как предоставление иностранным компаниям иных прав, чем те, которые предоставлены национальным компаниям, является нарушением национального режима. В частности, не разрешается в качестве условия по инвестированию создания и деятельности предприятий требовать от иностранных инвесторов использования определенных объемов местных ресурсов (сырья, рабочей силы), реализации ими на внутреннем рынке определенной доли производимой продукции, требовать передачи иностранными компаниями - инвесторами на некоммерческих условиях технологии, используемой в производстве, и другие условия, в конечном счете ограничивающие торговлю (ст. IIТРИМС).
ТРИПС обеспечивает минимальные стандарты по защите прав на интеллектуальную собственность. В структуру ТРИПС входят главные международные конвенции по правам на интеллектуальную собственность, включая конвенции Всемирной организации по охране прав на интеллектуальную собственность (ВОИС). ТРИПС обобщает базовые принципы защиты прав на интеллектуальную собственность, содержащиеся в различных конвенциях. Например, в ТРИПС утверждается, что в отношении "доступности, приобретения, сфер применения, поддержания и обеспечения" прав на интеллектуальную собственность с иностранными гражданами не должны обращаться менее благожелательно, чем с собственными. Кроме того, страны должны распространять режим наибольшего благоприятствования на иностранных граждан, не допуская между ними дискриминации (ст. IIIиIVТРИПС).
Таким образом, после того, как государства - реципиенты капитала утвердились в своем суверенном праве регулировать инвестиции путем принятия законодательства и иных нормативных актов в рамках национально-правовой системы, первостепенное внимание уделяется международным многосторонним соглашениям, содержащимся в них положениям о национальном режиме. Международное обязательство государств не создавать для иностранных инвесторов условия хуже, чем для собственных граждан и юридических лиц, стало основой правового регулирования иностранных инвестиций в национально-правовой системе.
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации