1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
В настоящее время разработаны два международно-правовых документа, которые лежат в основе гармонизации законодательства о концессионных договорах. Это Руководство для законодательных органов по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников, подготовленное ЮНСИТРАЛ и разработанные в рамках ОЭСР Базовые элементы закона о концессионных соглашениях для корпоративного права и регулирования прямых иностранных инвестиций*(220)(далее - Базовые элементы). Концессионный договор является центральным правовым институтом в указанных документах.
Тот факт, что концессионный договор привлек внимание ЮНСИТРАЛ и ОЭСР, не является случайностью. Обращение к правовой форме концессионного договора в работе этих международных организаций было вызвано двумя обстоятельствами, ставшими актуальными в последнее время:
1) разгосударствление экономики в странах социалистического лагеря, что проявляется в расширении участия частного сектора в финансировании инфраструктурных и сырьевых проектов;
2) изменение значения самой правовой категории "договор". Этому институту гражданского права стали придавать регулятивные функции.
ЮНСИТРАЛ, как известно, является международной организацией, которая специализируется на унификации права международной торговли. Она разрабатывает единообразные нормы и принципы регулирования разного рода гражданско-правовых договоров. Именно поэтому ЮНСИТРАЛ занялась разработкой унифицированных правил для концессионного договора. Обращение ОЭСР к концессионному договору также вполне закономерно. Эта организация представляет интересы промышленных стран с развитыми рыночными отношениями. Именно поэтому ОЭСР инициировала работу по созданию условий для частной предпринимательской деятельности в форме концессионных договоров.
В концессионном договоре как особой разновидности гражданско-правовых договоров достигается главная цель заключения договора - совпадение частного интереса с государственным или публично-правовым подходом к решению экономических задач государственного масштаба. Указанная особенность концессионного договора потребовала применения специальных методов унификации материально-правовых норм. Работа ОЭСР по разработке модельного закона о концессионных договорах была ограничена, во-первых, лишь основными, так называемыми базовыми элементами. Кроме того, созданный Типовой закон, Базовые элементы, были предназначены для применения прежде всего в странах переходной (к рыночной системе) экономики Европы и Азии.
Работу над типовым или модельным законом рабочей группы ОЭСР стимулировала уже имевшаяся к этому времени универсальная унификация правового регулирования концессионных соглашений, достигнутая в результате работы ЮНСИТРАЛ над документом под названием "Руководство для законодательных органов по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников" (далее - Руководство). В международном документе, разработанном ЮНСИТРАЛ, подчеркивается, что он предназначен для законодательных органов, разрабатывающих законы о концессионных договорах. Если Базовые элементы включают в себя готовые для восприятия в национальном законе нормы, регулирующие концессионный договор, то Руководство, разработанное ЮНСИТРАЛ, касается исключительно инфраструктурных проектов.
Важное значение имеет еще одно различие между двумя международными документами. Руководство, разработанное ЮНСИТРАЛ, является официальной унификацией. Базовые элементы представляют собой пример частноправовой унификации. Для работы над Базовыми элементами была специально создана рабочая группа ОЭСР, состоящая из представителей частного сектора (Стамбульской фондовой биржи) и экспертов различных государств (из республик бывшего СССР, стран черноморского региона, юго-восточной Европы). Поскольку никто из разработчиков не представлял свое государство и даже организацию, в которой они работали, разработанный ими документ следует рассматривать как пример частной унификации правового регулирования концессионных договоров. Важно подчеркнуть, что разработанный по частной инициативе документ отвечал потребностям частного сектора, так как был предназначен для использования в корпоративном праве и при регулировании прямых иностранных инвестиций.
Особенностью метода унификации материального права, применимого к концессионным договорам, является то, что при работе над Базовыми элементами первоначально были выделены наиболее распространенные черты концессионных соглашений. Рабочая группа исходила из того, что основанием концессионного договора (causa) является реализация инфраструктурного или сырьевого проекта. Для исполнения концессионного договора, соответственно, требуется обращение к разного рода правовым средствам, включая заключение стороной в концессионном договоре иных договоров, создание ею юридического лица, целью которого является инвестиционная деятельность. При создании Типового закона ОЭСР исходила из того, что для реализации концессионного договора необходимо создание специальной компании частного права, имеющей доступ на международные рынки капитала.
Возможность создания унифицированных правил или так называемого ненационального права концессионных договоров появилась после того, как было достигнуто единство в понимании и оценке правовой природы концессионного договора как гражданско-правового договора. Договор концессии, регулируемый как на основе Типового закона ОЭСР, так и в соответствии с Руководством ЮНСИТРАЛ, является гражданско-правовым договором, направленным на реализацию инвестиционного проекта. При этом под инвестиционным проектом, на реализацию которого направлен концессионный договор, понимается предоставляемый на благо членов всего общества любой объект или услуга*(221). Эта характеристика инвестиционного проекта объясняет основную черту концессионного соглашения - прямое или подразумеваемое участие государства в договоре.
Инфраструктурный и сырьевой проекты составляют основной предмет унифицированного регулирования. Определение инвестиционного проекта позволяет применить к понятию "концессионный договор" характеристику его как договора, который направлен на организацию хозяйственных связей. Придание концессионному соглашению черт организационного договора соответствует и российскому законодательству, согласно которому концессионный договор содержит элементы различных договоров, регулируемых ГКРФ.
Применение концессионного договора для целей реализации инвестиционного проекта выявило еще одну его особенность - как разновидности гражданско-правового договора. Даже если в договоре будет участвовать не государство, или орган государства, или уполномоченное им лицо, а государственное предприятие, являющееся субъектом гражданского права, то это не мешает признанию договора концессионным в целях обеспечения равной степени защиты для участников соглашения. Если концессионный договор имеет характер организационно-правового и направлен на реализацию инвестиционного проекта, то apriori его целью является реализация общественно полезной цели, и этот договор может быть отнесен к категории концессионного договора. Эта черта концессионного договора нашла наиболее четкое выражение в Типовом законе ОЭСР.
Разработанный ОЭСР Типовой закон формулирует сферу применения концессионного договора таким образом, что она становится одним из квалификационных признаков концессионного договора. Базовые элементы, разработанные ОЭСР, содержат примерный перечень инфраструктурных объектов, для которых наиболее приемлемой правовой формой является концессионный договор. Договор, заключаемый в этой сфере и имеющий целью создание в этой сфере инфраструктурного проекта, будет рассматриваться как концессионный. Будучи лишь способом унификации права концессионных договоров, Типовой закон оставляет возможность для государства самому определить категорию "концессионный договор" в национальном законодательстве. В Типовом законе ОЭСР перечень инфраструктурных проектов является открытым. Согласно п. 13 этого перечня заинтересованный орган может назвать любой объект или услугу, не содержащиеся в перечне, как инфраструктурный объект или услугу для целей Типового закона*(222).
Базовые элементы рассматривают концессионный договор как правовую форму государственно-частного партнерства*(223). В контексте документа ОЭСР важным являются следующие квалифицирующие признаки концессионного договора: решение государственной задачи и частный источник финансирования. Типовой закон ОЭСР рассчитан на участие иностранного частного инвестора. В Базовых элементах подчеркивается, что сторонами в соглашении, как правило, являются консорциум иностранных инвесторов и правительство государства - реципиента капитала. Такой состав участников позволяет наилучшим образом обеспечить надежное долгосрочное финансовое планирование при реализации инфраструктурного проекта.
Таким образом, разработанные международными организациями документы направлены на унификацию норм материального права в сфере регулирования концессионных договоров. При этом опыт региональной унификации (Базовые элементы), представленный унификацией ОЭСР, основывался на уже достигнутой универсальной унификации ЮНСИТРАЛ (Руководство).
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации