1. Истоки кризиса 2008 года
Формирование системы регулирования финансовых рынков, ориентированной на осуществление глобального регулирования, привело к формированию глобальной мировой финансовой системы. Как показало последующее развитие событий, сформировавшаяся система имела в себе те недостатки, которые в дальнейшем привели к кризисному развитию событий. Заложенные изначально предпосылки в построении системы проявились с наибольшей остротой и очевидностью вследствие значительно возросшего объема производимых операций. Международный характер операций привел к возрастанию взаимной зависимости между национальными рынками. Потрясение на одном рынке с неизбежностью вызывало потрясение на других рынках.
Напомним, что начало кризиса связывают с банкротством главного офиса компании Lehman Brothers в США*(291). Банкротство Lehman Brothers было объявлено 15 сентября 2008 г., а 11 октября 2008 г. в Вашингтоне состоялась ежегодная конференция Международного валютного фонда. Европейские лидеры покинули конференцию, чтобы на следующий день собраться в Париже для обсуждения мер по сохранению европейского рынка и противостоянию кризису.
Касаясь причин и уроков глобального экономического кризиса 2008 г., Дж. Сорос в качестве самого важного урока называл следующий: "Впечатляющая и величественная международная система рухнула не потому, что испытала воздействие извне, а потому, что была недостаточно хорошо продумана". Представляется, что здесь не только вопрос в продуманности системы. Речь должна идти также и о некоторых свойствах, а точнее, характеристиках организации рыночной экономики, отказаться от которых рыночная экономика не может.
Отказавшись от планово-административного метода управления экономики как экономически неэффективного и приведшего экономику в тупик, "молодые реформаторы" целиком и полностью переняли опыт либерального и рыночного хозяйствования. Между тем следует обратить внимание на то, что рыночное определение цены вовсе не означает объективно лучшее и более справедливое. Этот вывод был сделан Дж. Соросом: "Финансовые рынки не стремятся к равновесию, а отклонения от него не являются случайными"*(292). В качестве причин отклонения Дж. Сорос называл "рефлексивность"*(293), свойственную любым социальным структурам. Согласно Дж. Соросу, рыночная цена определяется не только объективно спросом и предложением, наличествующими на рынке, но и ожиданиями участников рынка*(294).
Таким образом, описывая ситуацию кризиса на финансовом рынке 2008 г., Дж. Сорос фактически повторил выводы, которые в свое время сделал Л.И. Петражицкий, анализируя ситуацию на фондовом рынке в начале XX в.*(295)Исследование российского фондового рынка для Л.И. Петражицкого имело чисто прикладной характер, однако сделанные им выводы оказываются вполне современными для анализа глобального кризиса XXI в.
В частности, весьма актуальным оказывается замечание относительно тенденции преувеличивать "ценность благоприятных и желательных шансов при соображениях вероятности и действовать сообразно с такой несоразмерной оценкой"*(296). В результате действия такой "тенденции оптимистической надбавки" увеличение числа растущих "как грибы" акционерных предприятий означает "гипертрофию предприимчивости". Напомним, что состоянию кризиса 2008 г. предшествовал период экономического бума, гипертрофированного роста операций на финансовом рынке.
Отличительной чертой современного финансового рынка является усложнение его структуры за счет диверсификации видов операций, совершаемых на рынке. Выше мы отмечали, что категория "финансовый инструмент" подразумевает возможность проведения различных видов финансовых операций. Усложнение категорий объектов, обращающихся на организованных рынках, еще в большей степени отрывает оценку стоимости таких активов от оценки реальных активов, на основе которых были созданы такие инструменты. Не случайно на финансовом рынке вводится специальная категория - "квалифицированный инвестор"*(297), а объекты, обращающиеся на финансовом рынке, были поделены на обычные и "предназначенные для квалифицированных инвесторов".
Задача оценки реальной объективной стоимости активов еще больше усложняется, если принимать во внимание международный характер операций, совершаемых на финансовых рынках. Необходимо учитывать, что международный характер может быть присущ как деятельности участника рынка (например, если речь идет о деятельности зарубежного филиала иностранной инвестиционной фирмы), так и природе объекта имущественных отношений на финансовых рынках (например, в случае, если речь идет о производном финансовом инструменте, базовым активом для которого является фондовый индекс, сформировавшийся на иностранной бирже). В подобных ситуациях национальным регулирующим органам очень трудно даже не контролировать, а просто оценивать степень риска в деятельности такого участника.
Если обратить внимание на Директиву MIFID, то следует заметить, что в этой Директиве значительное место уделяется вопросам взаимодействия между национальными регуляторами. Выше мы анализировали особенности совершения операций на финансовых рынках, как биржевых, так и внебиржевых. Особенностью совершения таких операций является то, что хотя в любом случае в основе проводимых операций положены договорные отношения, тем не менее данные отношения развиваются в рамках дозволений, установленных императивными нормами, сформулированными от имени государства уполномоченным регулирующим органом.
Особенностью регулирования портфельных инвестиций, таким образом, является то, что в регулировании этих отношений большую роль играют императивные нормы прямого действия. При этом, принимая во внимание значение таких норм, государства вырабатывают стандарты регулирования, стараясь обеспечить единообразие в регулировании частных горизонтальных правоотношений. Тем не менее, как показал кризис 2008 г., такое национальное регулирование оказалось недостаточным.
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации