2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
К директивам ЕС, обеспечивающим гармонизацию законодательства об инвестиционных фондах, следует отнести Директиву Совета ЕС от 26 марта 1997 г. N 9 "О схемах выплаты компенсации инвесторам (компенсационные схемы)"*(155)(далее - Директива N 9). Принятие указанной Директивы было вызвано тем соображением, что никакая система пруденциального надзора и никакая система допуска инвестиционных фирм на национальный рынок не могут полностью обезопасить инвестора от мошеннических действий, совершаемых на рынке ценных бумаг. Чтобы обеспечить защиту прав инвестора от мошеннических действий, необходимо установить необходимый минимум требований, которые государства - члены ЕС обязаны предусмотреть в национальном законодательстве. Создание в национальном законодательстве стран - участниц ЕС компенсационных схем, в соответствии с которыми осуществляются выплаты инвесторам, чьи права и интересы были нарушены, рассматривается в соответствии с Директивой N 9 как необходимый минимум требований к защите прав инвестора.
Действие Директивы N 9 направлено на создание обязанности у инвестиционной компании участвовать в компенсационной схеме. При этом Директива N 9 исходит из того, что как мелкие, так и крупные инвесторы должны чувствовать себя одинаково уверенными на рынке ЕС. Для достижения этой цели Директива предусматривает введение компенсационной схемы в государстве, принимающем инвестиции.
Согласно Директиве N 9 инвестиционные компании ЕС обязаны участвовать в компенсационной схеме принимающего государства, чтобы соблюдать минимальные требования в отношении защиты прав инвестора. Если инвестиционная компания не участвует в национальной компенсационной схеме принимающего государства, а также если национальная компенсационная схема не обеспечивает эквивалентной защиты прав инвестора, равно как в случае отсутствия такой схемы, следует считать, что цели гармонизации законодательства в отношении минимальных требований защиты прав инвестора не было достигнуто.
Национальная компенсационная схема должна включать в себя сумму компенсации, выплачиваемой инвестору, а также указание на те правовые средства, с помощью которых обеспечивается выплата компенсации, если инвестиционная компания не смогла выполнить свои обязательства перед инвестором. Компенсационная схема, направленная на защиту прав инвестора, применяется без ущерба для общих правил и процедур, применяемых в каждом государстве - члене ЕС в случае наступления банкротства или прекращения инвестиционной фирмы.
Директива N 9 применяет термин "инвестиционная фирма", определение которого включает в себя "кредитные учреждения, которым разрешено оказывать инвестиционные услуги". В Директиве определяется граница действия норм, регулирующих кредитную и инвестиционную деятельность кредитных организаций. Так, Директива N 94/19/ЕС "О схемах гарантии депозитных вкладов" (далее - Директива N 94/19/ЕС), одобренная Европарламентом и Советом 30 мая 1994 г. и Директива N 9 применяются к депозитным вкладам. При этом Директива N 94/19/ЕС применяется к депозитам, регулируемым этой Директивой, а все другие суммы, которые кредитное учреждение держит в связи с осуществлением своей инвестиционной деятельности, попадают в сферу действия Директивы N 9. Под депозитами при этом понимается кредитовое сальдо расчетного счета, полученное в результате помещения суммы на счете или образовавшейся в результате совершения обычных банковских операций суммы, отражаемой на расчетном счете на определенный момент времени, равно как сумма задолженности, подтвержденная документом, выданным кредитной организацией (ст. 1Директивы N 94/19/ЕС).
Более высокий уровень требований к защите прав инвестора, существующий в национальном законодательстве государства - члена ЕС, не препятствует применению Директивы N 9 в этом государстве. В Директиве N 9 подчеркивается, что разный уровень защиты прав инвестора в странах - участницах ЕС ведет к тому, что для национальных и иностранных инвестиционных компаний и инвестиционных фондов создаются разные условия конкурентной борьбы, а это приводит к нарушению функционирования рынка. Директива стремится устранить основание возникновения таких нарушений, предусматривая, что размер компенсации, выплачиваемой инвестиционной компанией, не должен отличаться от размера компенсации, выплачиваемой филиалом иностранной инвестиционной компании, инвестиционного фонда.
В Директиве N 9 предусматриваются разные способы гармонизации правового регулирования инвестиционных фондов. Так, например, в ней предусматривается, что требования и цели, содержащиеся в национальной компенсационной схеме государства - происхождения инвестиционной компании (home Member States' scheme), не должны отличаться от требований и целей их установления в государстве - месте деятельности этой компании (host Member States' scheme). Директива предписывает государствам - членам ЕС выплачивать компенсацию без задержек, если признаются исковые требования инвестора. Схема выплаты компенсации должна предусматривать сроки подачи искового заявления. Пропуск срока подачи искового заявления не должен быть обращен против инвестора, если у него имелись уважительные причины, не позволившие ему уложиться в установленные сроки.
Директива N 9 учитывает, что в одних государствах - членах ЕС ответственность инвестиционной компании основывается на том, что они являются профессиональными участниками рынка. В других государствах принят иной подход, согласно которому их ответственность вытекает из особого правового статуса инвестиционной компании, который связан с обязательным ее участием в системе защиты прав инвестора. Нарушение требований, предусмотренных для инвестиционных компаний, влечет исключение инвестиционной компании из национальной схемы. Способом гармонизации законодательства указанных стран является установление в Директиве N 9 пределов действия национальных компенсационных схем.
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации