logo search
уник / ПО / Новая папка (2) / Правоохранительные органы РФ под ред

1.1. Общая характеристика

правоохранительной деятельности

Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ). В число важнейших основ конституционного строя включена характеристика Российской Федерации как правового государства. Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией РФ, выражается в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каокдому от рождения (ч-2 ст. 17), 1 государство признает, соблюдает и защищает их носителя - человека как высшую ценность (ст. 2).

Основополагающие конституционные положения служат пра-ювой базой формирования принципа законности, т.е. обязатель-гого выполнения предписаний Конституции РФ и действующего аконодательства всеми органами государства, общественными рганизациями и гражданами. Принцип законности находит свое оплощение в отношениях и связях, определяющих правопорядок государстве.

Современное понимание правопорядка включает, в частности, цене компоненты, как верховенство Конституции РФ, законов и соответствие им всех других нормативных правовых актов; соблю-щие норм права всеми участниками общественных отношений [олжностными лицами и гражданами); равная и реальная ответ-венность перед обществом и государством всех, кто нарушил за-)н, чьи-либо субъективные права или не исполнил субъективные обязанности; применение права и государственного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений.

Законность и правопорядок выступают необходимыми условиями многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, а также гарантом соблюдения прав и свобод граждан. Отсюда следует, что реальное обеспечение мер по соблюдению законности и укреплению правопорядка как важнейшего фактора успешной практической работы в той или иной степени присуще всем участникам общественных отношений.

Президент РФ как глава государства считается гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в рамках действующего законодательства обеспечивает суверенитет страны, ее независимость и государственную целостность, согласовывает функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).

Вопросами законности и правопорядка, наряду с другими проблемами, занимается Федеральное Собрание РФ, которое принимает законы, в том числе и о правоохранительных органах. Совет Федерации назначает судей высших судов страны и Генерального прокурора (подп. «ж» и «з» ст. 102 Конституции РФ). Государственная Дума РФ назначает на должность Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию (подп. «Д» и «е» ст. 103 Конституции РФ).

Правительство РФ наряду с выполнением основной функции - руководством политической, экономической и культурной жизнью государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и охране общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е» ст. 114 Конституции РФ).

Министерства, федеральные службы и другие органы отраслевого управления наряду с выполнением своих основных функций, занимаются и вопросами обеспечения законности и правопорядка, прежде всего в порученной им сфере деятельности, включая и координацию работы с другими ведомствами. Так, например, п. 2 и 6 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российский Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N° 443 обязывают Министерство экономического развития и торговли РФ при осуществлении хозяйственной и управленческой функций руководствоваться Конституцией РФ, обеспечивать исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Министерство вправе издавать нормативные правовые акты в соответствии с действующими правовыми нормами, в том числе и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Органы государственной власти субъектов РФ на своей территории осуществляют полномочия, связанные с обеспечением законности, правопорядка и общественной безопасности (п. «б» ст. 72 Конституции РФ). К предметам ведения местного самоуправления в числе других в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 13I -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной милиции, муниципальной пожарной службы и ряд других функций.

Особо отметим участие граждан и их общественна объединений в обеспечении законности и правопорядка. Согласно Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Обращаясь в суд за защитой субъективных трудовых, жилищных, имущественных, семейных и других прав, добиваясь устранения допущенных нарушений закона, гражданин тем самым по существу участвует в выполнении функции охраны права в целом. Характерно, что закон (ст. 14 Гражданского кодекса РФ) допускает самозащиту гражданских прав способом, который должен быть соразмерным нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Важное значение в обеспечении участия граждан в борьбе с правонарушениями имеет их право обратиться с заявлением в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Изложенное ранее применимо и к деятельности многочисленных общественных объединений граждан, которые в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» создаются на добровольной основе для защиты общих интересов и достижения общих целей. Меры, принимаемые для защиты интересов членов объединении, включая и обращения в суд, способствуют укреплению законности и правопорядка.

При федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах могут быть образованы общественные советы согласно Указу Президента РФ от 4 августа 2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам». Согласно п. 1 этого Указа и в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» общественные объединения могут быть образованы руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по предложению совета Общественной палаты РФ.

Предложение совета Общественной палаты РФ об образовании общественного совета при федеральном органе исполнительной власти, направленное руководителю соответствующего федерального органа исполнительной власти, подлежит обязательному рассмотрению. Общественный совет образуется в двухмесячный срок со дня направления совету Общественной палаты РФ уведомления руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти о согласии образовать общественный совет.

Таким образом, все упомянутые ранее участники выполняют меры по охране правопорядка. Однако эта часть функций не у всех определяет основное содержание их деятельности, ограничена в той мере, которая требуется для решения стоящих перед ними иных задач в сферах экономического, социального, культурного развития, вопросов науки, образования, обороны, внешних сношений и т.д.

Для того чтобы из приведенного перечня выделить круг органов, основная'деятельность которых заключается именно в обеспечении правопорядка и законности, т.е. таких, которые принято относить к правоохранительным органам, следует определить критерии, имманентно присущие правоохранительной деятельности. В соответствии со сложившимся пониманием существенные признаки правоохранительной деятельноети сводятся к следующим.

Для такого рода деятельности характерным считается применение гмер юридической ответственности. Так, в случае совершения уголовного преступления применяются меры наказания, установленные Уголовным кодексом РФ; за проступки, не влекущие уголовного наказания, - меры административного взыскания; при причинении имущественного или иного ущерба, невыполнении договорных обязательств - соответствующие санкции, установленные гражданским законодательством, и т.д.

Применение мер юридической ответственности может осуществляться только на основе закона или иного правового акта, принятого в его исполнение. Соответствующий правовой акт устанавливает круг органов, имеющих право применять меры юридической ответственности, ее пределы и перечень обстоятельств, которые должны учитываться при вынесении решения.

Правоохранительная деятельность реализуется не произвольно, по усмотрению правоприменителя, в рамках точно определенных процедур. Процедуры относятся кдосудебным и судебным стадиям расследования преступлений, рассмотрению имущественных, трудовых, жилищных, семейных конфликтов, разрешению дел об административных правонарушениях. Такой подход обеспечивает объективность применения соответствующих мер юридической ответственности и обеспечивает права лиц, в отношении которых они применяются.

Существенный признак правоохранительной деятельности заключается в том, что она реализуется Органом, специально на то уполномоченным государством. Это вравной степени относится как к государственным органам, другим публичным структурам государства, так и к негосударственным организациям. Тем самым обеспечивается необходимая правовая регламентация правоохранительной деятельности соответствующих правоприменителей, их ответственность и контроль со стороны государства.

Таким образом, правоохранительная деятельность - это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур. .

Из приведенного определения следуют два общих положения.

Во-первых, в связи с разнообразием задач и особенностями статуса правоприменителя правоохранительная.деятельность может осуществляться как государственными структурами (органами юстиции, внутренних дел и т.д.) и негосударственными организациями (адвокатурой, частной охранной деятельностью); в рамках централизованных подсистем (прокуратурой, органами Федеральной службы безопасности РФ), так и действующих автономно (су-' дом, органами охраны порядка местного самоуправления); не только гласно, но и с использованием негласных методов работы (оперативно-розыскной деятельности).

Во-вторых, при многообразии организационных форм и методов работы во всех случаях и для всех органов и организаций, осуществляющих правоохрану, незыблемым остается соблюдение конституционных принципов правоохраны:

принципа законности, из которого следует, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституционные нормы и.законы (ст. 15 Конституции РФ);

приоритета прав и свобод человека и гражданина, который включает обязанность государства обеспечивать соблюдение политических, экономических, социальных прав человека как высшей ценности государства (ст. 2 гл. II Конституции РФ); равенства граждан и юридических лиц перед законом. В отношении граждан он обеспечивается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции РФ). В отношении юридических лиц дополнительно включает государственные гарантии единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).