16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
Нотариат - единая система государственных и негосударственных публично-правовых органов, наделенных законом правом совершать нотариальные действия, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г., № 4462-1, нотариат призван в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и правовыми актами субъектов РФ обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариальный акт - это процедурно оформленное, выражающее волю государства решение специального субъекта по применению норм права к конкретным физическим и юридическим лицам. Придавая свободному соглашению частных и юридических лиц характер достоверности, присущей публично-правовому документу, нотариус защищает их законные права, интересы и безопасность в обществе, управляемом правом, а не силой.
Таким образом, нотариат представляет собой необходимую составную часть правовой системы любого государства, обладающего развитой экономикой и базирующегося на принципах правового государства. В таком государстве функции, выполняемые нотариусами, объективно не только необходимы, но и востребованы, так как обеспечение и защита законных прав и свобод человека и граж-данина является задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех институтов гражданского общества.
Характеризуя современный российский нотариат, исследователи указывают, что он имеет уникальную.двойственную правовую природу, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и гражданским обществом. С одной стороны, нотариус - это лицо, уполномоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан и действующее при этом от имени государства, с другой».нотариус - представитель свободной профессии, выступающий при совершении нотариальных действий в качестве независимого консультанта.
Принцип публичности нотариальной деятельности основополагающий при характеристике юридической природы нотариата.
Историческое появление понятия «публичность» связано с возникновением государства как особой организации публичной власти. Власть стала силой, стоящей вне и над обществом, способной путем применения особых методов целенаправленно воздействовать на управляемых субъектов. Отделение власти от общества закономерно привело к тому, что интересы государства и отдельных индивидов в ряде случаев перестали совпадать. Появились категории публичных (государственных) и частных (индивидуальных) интересов.
Публичный интерес - это интерес, без удовлетворения которого невозможно обеспечить социальную стабильность, устойчивое развитие экономики в масштабе всей страны, нормальное существо-.вание государства вообще. Реализация публичного интереса (конкретное содержание которого зависит от исторических факторов, типа государства, расстановки политических и социальных сил в обществе) происходит посредством деятельности государственного аппарата - совокупности государственных органов, связанных иерархической соподчиненностыо и располагающих необходимыми организационными материальными средствами.
Возможности делегирования отдельных полномочий по осуществлению некоторых государственных функций негосударственным органам и организациям получила поддержку Конституционного Суда РФ. В Постановлении от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2,12,17,24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» он указал, что «Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти».
Следует отметить, что практика делегирования отдельных полномочий по осуществлению государственных функций - исключение , из общего правила осуществления государственных функций специалъно предназначенными для этого государственными органами. Данная практика будет оправдана лишь в случае наличия у негосударственного органа, которому передаются полномочия по осуществлению государственных функций, организационных, материальных, технических возможностей, обеспечивающих эффективность его деятельности по реализации государственных полномочий.
Таким образом, нотариат наделен полномочиями государственно-властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства, что" проявляется в разных аспектах.
Во-первых, в формировании нотариата по воле государства, так как правовой основой деятельности нотариата являются принятые государством Основы законодательства РФ о нотариате, регламентирующие все основные вопросы его организационной структуры, территориального масштаба деятельности, определяющие его место и роль в государстве, а также порядок его взаимоотношений с другими органами, организациями и гражданами.
Подотчетная Министерству юстиции РФ Федеральная регистрационная служба РФ и ее органы на местах осуществляют правоприменительные функции, а также функции контроля и надзора в сфере нотариата.
Во-вторых, публичность' деятельности нотариата проявляется в том, что нотариусы осуществляют нотариальные действия от имени государства - Российской Федерации в строго определенных государством процессуальных формах; несоблюдение процессуальных правил совершения нотариального действия влечет их недействительность.
И наконец, государство осуществляет контроль за деятельностью нотариусов: судебный контроль за совершением нотариальных действий и контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами и устанавливает ответственность (в том числе материальную) за ненадлежащее исполнение нотариальных функций.
Частноправовой аспект деятельности нотариата проявляется в том, что нотариат является правовым инструментом, без которого невозможно осуществление гражданско-правового оборота, должное правовое обеспечение рыночных экономических отношений. Нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества. Нотариусы консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий.
Цели защиты субъективных прав граждан и юридических лиц наиболее полно отвечает нотариат, действующий в форме свободной профессии, т.е. частнопрактикующий. При исполнении своей функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим имуществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу.
Таким образом, в деятельности нотариата находят свое отражение и публичное, и частное начало, что дает основание, как уже отмечалось, признать нотариат уникальным механизмом с двойственной правовой природой. Причем элементы частного и публичного В организации и деятельности нотариата не являются взаимоисключающими, а сочетаются и взаимно дополняют друг друга.
Правоохранительная деятельность представляет собой обеспечение властно-распорядительной оперативной работы органов государства (а также негосударственных органов и организаций) по защите норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.
Инструментом осуществления правоохранительной деятельности являются акты применения норм права, служащие целям восстановления нарушенного права, профилактики преступлений и других правонарушений, и в итоге - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом. Нотариат реализует функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения предусмотренных заксй-ном нотариальных действий.
В рамках правоохранительной функции нотариат с помощью присущих ему правовых средств решает целый ряд задач: во-первых, значительно сокращает количество правонарушений в гражданском обороте, особенно в сфере собственности; во-вторых, облегчает раскрытие преступлений; в-третьих, способствует снижению уровня преступности, обеспечивает юридическую безопасность граждан и организаций.
Публично-правовой характер нотариата, четкая процедура совершения нотариальных действий, необходимость исследования достаточно широкого круга доказательств является одним из эффективных средств снижения криминальности в сфере собственности, прежде всего в отношении объектов собственности, подлежащих регистрации.
В соответствии с Основами законодательства о нотариате нотариальные действия совершают нотариусы государственных нотаритп альных контор и частнО'Практикующие нотариусы. Кроме того, вГ) некоторых случаях право совершения отдельных нотариальных дей-, ствий предоставляется органам исполнительной власти и консульским учреждениям РФ.
Во исполнение ч. 3 ст. 39 Основ законодательства РФ о нотариате Министерством юстиции РФ приказом от 27 декабря 2007 г. № 256 утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений.
Таким образом, можно говорить о нотариальной деятельности в \ узком (специальном) и широком плане. В рамках предмета «Правоохранительные органы» рассматриваются проблемы нотариата в узком понимании, т.е. как деятельность органов, специально уполномоченных осуществлять нотариальные функции. Такой подход одинаково относится как к нотариусам государственных нотариальных контор, так и к частнопрактикующим нотариусам.
Это положение подчеркивается и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П. Как отметил Суд, по своей природе деятельность нотариусов, независимо от того, осуществляется ли она государственными или частнопрактикующими нотариусами, является публично-правовой деятельностью и может проводиться только в рамках установленной законом организационной формы.
В настоящее время идет процесс реформирования организации нотариального обслуживания путем частичной ликвидации государственных нотариальных контор и создания единого нотариата. По данным Федеральной нотариальной палаты, на конец 2004 г. из 7000 нотариусов РФ в государственных нотариальных конторах работали около 900 нотариусов; остальные заняты частной практикой. Окончательное решение вопроса связано с позицией органов власти субъектов РФ, так как в соответствии с Конституцией РФ кадры нотариусов - предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «л» ст. 72).
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности