12.3. Иные органы обеспечения безопасности
Органы ввешвей разведки в соотвфдвии с Законом РФ «О безопасности» включены в систему орга^ор безопасности.
Органы внешней разведки согласно Федеральному закону от 10 января 1996г. № 5-ФЗ «О внешнвй-разведке» осуществляют разведывательную деятельность посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизцфно важные интересы Российской Федерации реальныхи потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых в интересах безопасности РФ.
Разведывательная деятельнос^ьЬсуществляется Службой внешней разведки и подразделениямйУвходящими в структуры других федеральных органов исполнительной власти. Осуществление разведывательной деятельности в пределах их полномочий возложено на подразделения и органы внешней разведки:
• Службы внешней разведки РФ - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, сфере шифровальной, засекреченной и иных видах специальной связи с использованием радиоэлек-' тронных средств связи за пределами Российской Федерации, а также в части обеспечения безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за рубежом и имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
Министерства обороны РФ - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;
пограничных органов ФСБ России - в сфере охраны Государственной границы РФ, ее исключительной экономическойзоны и континентального шельфа.
Разведывательная деятельность органов ФСБ России осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки, которым в настоящее время передана часть функций упраздненного Федерального агентства связд и информации при Президенте РФ по использованию радиоэлектронных средств для получения разведывательной информации. 1,,
Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент РФ. Особое мёсгго в системе разведывательных органов занимает возглавляемая директором Служба внешней разведки' РФ (далее - СВР Росии), явлЬЙщаяся своего рода высшим звеном системы внешней разведки/
Структура СВР Росии 4к$ючает директора, директорат, группу консультантов, пресс служ(Ыбюро по связям с общественностью и средствами массовой информации, протокольный отдел. Руководство СВР России осуществляют также пять заместителей директора, в том числе: первый заместитель и заместители директора по кадрам; науке; операциям и Материально-техническому обеспечению. В центральном аппарате СВР России созданы управления: анализа и информации, внешней контрразведки и оперативной техники; оперативные отделы по Операциям, служба эксплуатации и обеспечения. При СВР России фуяедноТЙирует Академия СВР России. Для достижения постановлешиЛХ целей органам внешней разведки РФ предоставляются следующие П&лномочия:
•S установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие; v' осуществление мер по зашифровке кадрового состава и организации его деятельности^ использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
S использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ; s взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательнуда деятельность, и федеральными органами государственной охраны РФ;
S организация и обеспечение в пределах свойй компетенции защиты государственной тайны в учреждениях РФ, находящихся за пределами территории Российской Федерации; s обеспечение безопасности сотрудников учреждений РФ, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания; S обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
S взаимодействие с разведывательным)! и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном Федеральным законом «Q внешней разведке»; •/ создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий; •S обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз; S создание организационных ст@у|тур (подразделений и организаций), необходимых для /функционирования органов внешней разведки РФ, и ряд .Других.
В процессе разведывательной Деятельности органы внешней I разведки РФ могут использовать гласные и негласные методы и сред- 1 ства, особый характер которых определяется условиями этой дея- " тельности. Порядок использования'негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными органами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается.
За деятельностью органов внешней разведки РФ осуществляется парламентский контроль. Надзор за исполнением органами внешней разведки федеральных законов осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
Федеральные органы государствами .охраны входят в системуорганов безопасности и обеспечивают безопасность объектов государственной охраны, осуществляемую на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, технических и иныхмер. '
Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» установил объекты государственной охраны, перечень органов, ее осуществляющих, и их полномочия.
Объектами государственной охраны являются: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ, Председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный Прокурор РФ, а так же главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.
При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена лицам, занимающим государственные должности РФ, и федеральным государственным служащим.
Президенту РФ государственная охрана предоставляется со дня официального объявления о его избрании в местах его постоянного и временного пребывания. В течение срока своих полномочий он не вправе отказаться от* государственной охраны. Членам семьи Президента РФ, проживающим совместно или сопровождающим его, государственная охрана предоставляется в течение срока полномочий Президента РФ. Обеспечивает решение этих задач Служба безопасности Президента РФ.
Охраняемыми объектамн«читаются также-зданиял сооружения, в которых расположены федеральные органы государственной власти, прилегающие к ним территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения и сооружения, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны.
Государственную охрану;осуществляют федеральные органы государственной охраны, состоящие из Федеральной службы охраны РФ и Службы безопасности Президента РФ. Эти органы создаются, реорганизуются и подчиняются непосредственно Президенту РФ.
Федеральную службу охраны (далее - ФСО России) возглавляет директор в ранге председателя государственного комитета РФ, которого назначает и освобождает от должности Президент РФ-Первый заместитель директора ФСО России, командир Президентского полка назначаются Президентом РФ по представлению директора ФСО России. В состав ФСО России входит Служба безопасности Президента РФ.
Штатную численность, смету расходов на ее содержание, размеры окладов военнослужащим и гражданскому персоналу, размеры надбавок, доплат и иных выплат устанавливает Президент РФ.
Федеральные органы государственной охраны комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом из числа граждан Российской Федерации.
Военнослужащие, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, - сотрудники ФСО России проходят'службу в соответствии с воинскими законами, с учетом особенностей, обусловленных спецификой задач, и обязанностей, на них возложенных. Сотрудники федеральных органов государственной службы при исполнении ими служебных обязанностей считаются представителями власти и находятся под защитой государства.
На гражданский персонал распространяется действие федерального законодательства о труде и нормативно-правовых актов, устанавливающих особенности службы и работы в федеральных органах государственной охраны. Гражданскому персоналу запрещается заниматься предпринимательской деятельностью или совмещать службу или работу с другой оплачиваемой деятельностью.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 2004 с № 10 J 3 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» и во исполнение Федерального закона «О государственной охране» к основным обязанностям федеральных органов государственной охраны отнесены:
V выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
s организация и проведение охранных, режимных, технических и иных мероприятий по обеспечению безопасности объектов государственной охраны;
s поддержание общественного порядка, необходимого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны, в местах их постоянного или временного пребывания, устранение обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны;
^ •/
организация и проведение на охраняемых объектах, а также в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны оперативно-технического, санитарно-гигиенического, экологического, радиационного и противоэпидемического контроля;
•S осуществление во взаимодействии с федеральной службой безопасности мер по противодействию утечке информации по техническим каналам;
S осуществление внешних сношений со специальными службами, правоохранительными органами и организациями иностранных государств.
Для решения возложенных на них задач федеральным органам государственной охраны предоставлены следующие права:
S привлекать силы и средства обеспечения безопасности, необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий;
•S осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ;
•S проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, производить при проходе (проезде) на охраняемые объекты и при выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
^ производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий;
s задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершающих правонарушения в местах пребывай ия объектов охраны;
S разрешать сотрудникам хранение, ношение и использование оружия и специальных средств;
S использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников, ведомственную принадлежность их подразделений, помещений и транспорта.
В соответствии с законом контроль за деятельностью федеральных органов охраны осуществляет Президент РФ и Федеральное Собрание РФ. Надзор за исполнением законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
Вопросы и задания для обсуждения
Дайте юридическое определение понятия безопасности и назовите принципы ее обеспечения.
Назовите основные объекты безопасности и субъекты обеспечения безопасности.
Укажите правовые акты, регулирующие деятельность органовобеспечения безопасности.
Определите правовой статус Совета Безопасности РФ.
Охараетеризуйте структурную организацию системы органовФСБ России.
Каковы основные направления'деятельности ФСБ России?
Перечислите основные полномочия (права и обязанности)органов ФСБ России.
Каковы цели и полномочия внешней разведки?
Охарактеризуйте основные функции ФСО России.
13
ГЛАВА
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности