5.4. Иные арбитражные органы
К иным арбитражным органам относятся третейские суды и международный коммерческий арбитраж. Следует подчеркнуть, что перечисленные учреждения, хотя и содержат слово «суд» в своем названии, судами не являются. Федеральный конституционный закон *О судебной системе Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень судов, функционирующих на территории Российской Федерации, и не включает в их число упомянутые учреждения. Более того, Федеральный конституционный закон содержит норму, запрещающую создание судов, не предусмотренных этим законом (ч. 1 ст. 4).
Лица, осуществляющие рассмотрение споров в третейских судах и в международном коммерческом арбитраже, не обладают статусом (несменяемость, неприкосновенность и т.д.) и полномочиями судебной власти. Вместе с тем их деятельность способствует предотвращению возможных конфликтов в хозяйственных отношениях, оперативному и на добровольной основе их разрешению, что в конечном итоге содействует развитию и укреплению рыночных отношений современного общества.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» допускается создание третейских судов для рассмотрения того или иного конкретного спора и постоянно действующих третейских судов при торговых палатах, биржах, финансовых и промышленных предпринимательских и иных структурах.
Третейские суды рассматривают в числе других и экономические споры, подсудные арбитражным судам. Число судей определяется сторонами и должно быть нечетным и состоять из граждан, давших согласие на выполнение соответствующих обязанностей. Обычно суд состоит из трех судей. Каждая сторона назначает по одному, затем двое судей избирают третьего судью.
Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.
Стороны определяют место и порядок разрешения дела, распределяют размер расходов на разрешение спора или поручают это судьям. При разрешении дела третейский суд обязан руководствоваться действующими законами. Решение принимается большинством голосов, излагается в письменной форме и подписывается всеми
судьями. Судья, не согласный с принятым решением, вправе изложить особое мнение, которое прилагается к решению.
Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение является окончательным, то оно может быть оспорено стороной путем обращения в арбитражный суд субъекта РФ (ст. 40 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»).
В ином случае принятое решение исполняется добровольно в сроки, определенные судом. При неисполнении ответчиком вынесенного решения приказ на его принудительное исполнение выдается арбитражным судом, на территории которого находится третейский суд. Арбитражный суд не входит в обсуждение принятого решения по существу и вправе отказать в выдаче приказа о принудительном исполнении в случаях нарушения процедуры принятия решения, или когда спор не может быть предметом третейского разбирательства, или принятое решение нарушает основополагающие принципы российского права (ст. 239 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Международный коммерческий арбитраж создается согласно Закону РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О Международном коммерческом арбитраже» как широко применяемый метод разрешения споров, возникающих в сфере международной торговли. В его состав входят Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате'РФ. Оба эти органа - самостоятельно и постоянно действующие арбитражные учреждения (третейские суды).
Закон определил общие положения о сфере его применения, формы арбитражных соглашений^ требования к составу суда, его компетенцию, процедуру разбирательства дел, вынесения решений и порядок их исполнения.
Корпус арбитров Международного коммерческого арбитража формирует Президиум Торгово-промышленной палаты РФ сроком на четыре года из числа лиц, обладающих специальными познаниями в сфере деятельности коммерческого арбитража.
Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ осуществляет свою деятельность на основе упомянутого закона и в соответствии с Регламентом, утвержденным Торгово-промышленной палатой РФ, которая устанавливает ставки арбитражных сборов, размер гонораров арбитров и других расходов, а также оказывает иное содействие деятельности Международного коммерческого арбитражного суда.
В Международный коммерческий арбитражный суд по соглашению сторон передаются споры:
из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находитсяза границей;
предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территорииРоссийской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.
Гражданско-правовые споры включают, в частности, отношения по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товаров, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительствуй посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, инвестициям, совместному предпринимательству и другим формам предпринимательской кооперации.
Международный коммерческий арбитражный суд принимает к своему рассмотрению и споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров РФ.
Решения Международного коммерческого арбитражного суда исполняются сторонами в определенные судом сроки. Неисполненные в срок решения приводятся в исполнение в соответствии с законами и международными договорами.
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» и с учетом Регламента, утвержденного Торгово-промышленной палатой РФ, в котором определен тот же круг вопросов, о которых шла речь применительно к Международному коммерческому арбитражному суду.
Морская арбитражная комиссия разрешает споры, которые вытекают из договоров, регулирующих вопросы торгового мореплавания, независимо от того, являются ли сторонами таких отношений субъекты только российского или российского и иностранного права.
В частности Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из отношений:
S по фрахтованию судов и морской перевозки грузов;
s морской буксировке судов и иных плавучих объектов;
•/ морскому страхованию или перестрахованию; S спасению морских судов, а также спасению в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;
/ связанных с подъемом затонувших судов и иного имущества; / в связи со столкновениями морских судов, а также с причинением судном повреждения портовым сооружениям и по другим вопросам.
Споры принимаются к рассмотрению по согласованию сторон, решения исполняются сторонами добровольно. В необходимых случаях приводятся в исполнение принудительно в соответствии с действующим законодательством.
Вопросы и задания для обсуждения
Охарактеризуйте место и роль арбитражных судов в судебнойсистеме РФ.
Расскажите о системе арбитражных судов РФ и порядке ихформирования.
. 3. Объясните содержание компетенции арбитражных судов.
Назовите состав и основные полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ.
Изложите порядок формирования Пленума, Президиума иСудебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ и раскройте их полномочия.
Каковы место и роль федеральных арбитражных судов округов?
Расскажите о структуре и основных направлениях деятельности арбитражных судов субъектов РФ.
Определите место ирольарбитражныхапелляционныхсудов.
Охарактеризуйте третейские суды РФ, порядок их образования и деятельности.
10. Дайте общую характеристику статуса Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ.
К 6
ГЛАВА
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности