4.3. Военные суды
Начиная с Положения о революционных трибуналах, утвержденного Декретом ВЦИК РСФСР от 20 ноября 1919 г., военно-судебная юстиция России прошла сложный и противоречивый путь' развития от органов репрессий в борьбе с «врагами народа» до становления одной из составляющих судебной системы правового демократического государства.
Важным этапом стало Положение о военных трибуналах 1958 г., которое практически исключило из подсудности этих судов дела о преступлениях, совершенных лицами, не состоящими на военной службе, и предусматривало отправление правосудия по тем же правилам судопроизводства, которые действовали в отношении других судов.
В период перестройки и воссоздания современной системы правоохранительных органов РФ Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 3037-1 «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» Военная коллегия Верховного Суда СССР была включена в состав Верховного Суда РСФСР, тем самым все военные трибуналы, расположенные на территории России и в группах войск за рубежом, перешли в юрисдикцию Российской Федерации.
Очередной поправкой, внесенной 27 апреля 1992 г. в Конституцию РСФСР-1978 г., военные.трибуналы были переименованы в военные суды.
Дальнейшее реформирование военно-судебной системы осуществлялось путем внесения отдельных норм в федеральное законодательство, регулирующее судебную сферу. Так, Законом РФ от 26 июня 1992 г Nfe 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливалось, что'правовое положение военных судей определяется федеральным законом. Федеральным законом от 3 декабря 1994 г. № 55-ФЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» был регламентирован. порядок прохождения воинской службы в военных судах и решены вопросы материального обеспечения судей. Указывалось, что Положение о военных трибуналах 1980 г. применяется в части, не противоречащей действующему законодательству. Принципиальные вопросы о месте и роли военных судов нашли отражение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».
В результате проведенной реформы военные суды были исключены из состава вооруженных сил, введен институт прикомандирования судей и работников аппарата судов из числа военнослу-жащих к судам для прохождения военной службы, что позволило вывести их из подчинения командования военных ведомств и исключить зависимость от военных должностных лиц.
Важным фактором, укрепляющим самостоятельность военных судов, считается отключение Министерства обороны РФ от их финансирования и материально-технического обеспечения. В соответ-, ствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г, № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» финансирование и обеспечение деятельности военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом, Военной коллегией и самим Верховным Судом РФ.
Установлен механизм заключения контрактов между Судебным департаментом Верховного Суда РФ и Министерством обороны РФ, в силу которых обеспечение военных судов и соответствующих подразделений Судебного департамента транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями, их обслуживанием, эксплуатацией и охраной, а также, хранение соответствующих архивов осуществляется подразделениями Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета.
Охрана военных судов, лиц, содержащихся под стражей на гауптвахте, а также их конвоирование осуществляется соответственно воинскими частями или военными комендатурами гарнизонов.
Организационное обеспечение деятельности Военной коллегии осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а других военных судов - Судебным департаментом и аппаратами соответствующих судов.
Упомянутые законодательные положения и другие вопросы, связанные с практикой органов военной юстиции, нашли воплощение в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации».
В соответствии с упомянутым Федеральным конституционным законом военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ. Их создание и упразднение осуществляется на основании федерального закона. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным Судом РФ.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Заместители Председателя Военной коллегии назначаются Советом Федерации по представлению Председателя Военной коллегии. Все другие судьи военных судов, включая председателей и их заместителей окружных (флотских) и гарнизонных военных судов - указами Президента РФ после прохождения соответствующей процедуры отбора и выдвижения на должность.
В состав военных судов помимо военнослужащих, имеющих офицерское звание, входят и непрофессиональные судьи - присяжные заседатели. Их статус и порядок привлечения к участию в осуществлении правосудия в военных судах определяется приведенным ранее законодательным актом - Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» (см. гл. 3.2).
Военные суды не специализированные суды, а суды общей юрисдикции, т.е. осуществляют правосудие, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Основными задачами при рассмотрении дел, как установлено упомянутым Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г., являются обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, прав и интересов органов государственной власти и местного самоуправления.
Характерно, что закон специально подчеркивает вопрос о местонахождении военных судов: «военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах», размещаются в зданиях, внешний вид и внутреннее убранство которых должны соответствовать конституционному статусу судебной власти. В зданиях военных судов не могут размешаться другие учреждения, в том Числе военного ведомства. В судебных помещениях устанавливаются сим^ волы судебной власти (флаг, герб), а на здании - Государственный флаг РФ, что важно еще и втом случае, если военные суды расположены по месту дислокации войск за пределами Российской Федерации.
Судопроизводство в военных судах ведется по правилам, установленным гражданским, административным и уголовным процессуальным законодательством, т.е. по единым для всей системы судов общей юрисдикции РФ. Язык судопроизводства - русский, государственный язык Российской Федерации. Участвующим в д лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Подсудность военных судов включает рассмотрение уголовных дел о преступлениях военнослужащих, а также гражданских и административных дел. Таким образом, в сферу полномочий военных судов включено, во-первых, рассмотрение дел не только в отношении военнослужащих, но и гражданскихлиц, и, во-вторых, речь идет не о воинских преступлениях, а о любых преступлениях военнослужащих.
Следует иметь в виду, что к лицам, состоящим на военной службе, относятся не только военнослужашие Вооруженных Сил РФ, но также и лица, состоящие на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности РФ, внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, железнодорожных войсках (железнодорожные войска в настоящее время вошли в состав Вооруженных Сил РФ в соответствии со ст. 77 Федерального закона от 29 июня 2004 г. N° 59-ФЗ «О создании и упразднении некоторых гарнизонных военных судов»), военнослужащие Министерства по чрезвычайным ситуациям и некоторых других ведомств, где предусмотрена военная служба. Военнослужащими признаются и граждане, призванные на военные сборы в период их прохождения.
Принцип подсудности военным судам уголовных дел включает два важных момента. Во-первых, при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, еслн хотя бы в одном участвовал военнослужащий, дело подлежит рассмотрению в военном суде, если против этого не возражают обвиняемые, которые не являются военнослужащими. В противном случае в отношении нихдело должно быть вынесено в отдельное производство, а при невозможности такого вынесения дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (п. 7 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Во-вторых, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется военнослужащий или лицо, призванное на военные сборы, при условии, что преступления совершены до призыва на военную службу или сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами в установленном законом порядке.
Военным судам подсудны гражданские дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц или принятых ими решений, а также дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.
Кроме разбирательства гражданских, административных и уголовных дел военные суды рассматривают ходатайства о применении ареста в виде меры пресечения в досудебных стадиях судопроизводства, а также о продлении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей и ряд других.
К полномочиям военных судов отнесено и рассмотрение ходатайств при проведении оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и неприкосновенность жилища.
Система военных судов согласно Федеральному конституционному закону «О военных судах Российской Федерации» включает три звена: Военную коллегию Верховного Суда РФ, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Ранее существовавшие суды соединений, объединений, флотилий получили статус гарнизонных военных судов, а флотов и ракетных войск стратегического назначения - статус окружных (флотских) военных судов.
Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и считается высшей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Структура Военной коллегии включает председателя, его заместителей, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.
К полномочиям Военной коллегии как суда первой инстанции отнесены рассмотрение дел/
• об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касаюшихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы; преступлениях в совершении которых обвиняется судья военного суда, военнослужащие, депутаты парламента (по их ходатайствам), а также дела, отнесенные федеральным законом к ее подсудности.
Военная коллегия выступает как кассационная инстанция по делам окружных (флотских) судов и как надзорная - по всем делам, рассмотренным военными судами всех уровней.
Председатель Военной коллегии (заместитель Председателя Верховного Суда РФ) вправе участвовать в рассмотрении дел Военной коллегией и председательствовать в судебных заседаниях; организует деятельность коллегии и контролирует работу аппарата, являющегося структурным подразделением аппарата Верховного Суда РФ; решает вопрос о передаче дела из одного судебного состава в другой и осуществляет иные полномочия.
Окружной (флотский) военный суд действугт на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Окружной суд образуется в составе председателя, его заместителей, президиума суда, судебных коллегии или судебных составов и аппарата суда.
Окружной (флотский) суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела о преступлениях, отнесенных к подсудности судов общей юрисдикции областного и равного ему звена, в отношении военнослужащих и лиц, проходящих вбенные сборы. Выступает в качестве кассационной и надзорной инстанций по делам, рассмотренным гарнизонными военными судами и надзорной - по постановлениям и определениям, принятым окружным судом в качестве второй инстанции.
Президиум окружного (флотского) действует в составе председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий и судебных составов. Заседания созываются председателем суда не реже чем один раз в месяц. Постановления принимаются простым большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании.
Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по представлениям и жалобам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, и на определения и постановления окружных (флотских) военных судов во второй инстанции, а также утверждает председателей судебных коллегий л судебных составов; рассматривает вопросы координации работы судебных коллегий и судебных составов, а также организация работы аппарата суда и, по представлению председателя, утверждает смету расходов, структуру и численность работников.
Пфнизонный военный суд действует на территории дислокации одного или: нескольких военных гарнизонов и образуется в составе председателя, его заместителей, судей и аппарата суда.
Гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные И уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружных (флотских) Военных судов.
Кроме осуществления правосудия гарнизонный военный суд принимает решения по ходатайствам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных переговоров и неприкосновенность жилища, а также жалобы на действия лиц, производивших дознание, следствие, или прокуроров.
Гарнизонный военный суд рассматривает административные и гражданские дела в первой инстанции единолично либо в составе коллегии, если какая-либо сторона заявит об этом ходатайство. Уголовные дела по первой инстанции рассматриваются коллегиально или единолично в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Председатель гарнизонного военного суда вправе участвовать в рассмотрении дел и председательствовать в судебном заседании, организует деятельность суда, распределяет дела между судьями, контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает и освобождает от должности работников аппарата, не состоящих на военной службе, представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.
Аппараты военных судов обеспечивают осуществление правосудия, обобщение судебной Практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства и выполняют другую работу. Возглавляют работу аппарадяфуководители соответствукшщх подразделений военных судов. Общий контроль осуществляет председатель суда.
В аппаратах военных судов устанавливаются должности помощников председателей суда и судей, начальников отделов, советников, консультантов, главных, ведущих и специалистов иных категорий. Работники аппаратов военных судов считаются федеральными государственными служащими. К составу аппаратов судов могут быть прикомандированы военнослужащие.
Структура, штатная численность аппаратов военного суда определяются в пределах выделенных средств президиумом суда или председателем суда. Работникам аппарата судов присваиваются классные чины, специальные звания, а военнослужащим -также воинские звания. Работники аппаратов военных судов подлежат аттестованию один раз в три года. Положение об аппарате Военной коллегии Верховного Суда РФ утверждается председателем Военной коллегии.
Администратор военного суда, обеспечивая организацию судебной деятельности:
s взаимодействует с государственными органами, общественными объединениями и другими работниками по вопросам, связанным с деятельностью суда;
s принимает меры по обеспечению надлежащих материальных
и бытовых условий для судей и работников аппарата;
s осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства, ведение архива;
•S организует охрану здания, помещений, работу транспорта, связи и принимает иные меры в соответствии с приказами председателя соответствующего суда.
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности