logo
уник / ПО / Новая папка (2) / Правоохранительные органы РФ под ред

4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф

Как уже отмечалось, обеспечение деятельности судов, т.е. проведение мероприятий кадрового, финансового, материально-технического характера, направленных на создание необходимых условий для нормального функционирования полного и независимого осуществления правосудия, считается неотъемлемой составной частью судебной власти {см. гл. 2).

Еще со времен судебной реформы 1864 г. российские судебные деятели отдавали приоритеты не столько правилам судопроизводства, сколько тому, при каких условиях осуществляется приложение этих правил на практике.

Организационное обеспечение деятельности судов в истории российской юстиции претерпело многочисленные изменения на пути развития от непосредственного управления этой сферой правосудия государственными органами власти (органами юстиции) до коренных изменений, произошедших в последние годы.

В первые десятилетия советского периода суды находились в прямом подчинении органов юстиции, которые создавали и ликвидировали судебные учреждения, издавали предписания, регулирующие все стороны организации работы по осуществлению правосудия, и даже контролировали принимаемые судом решения.

В дальнейшем наметился процесс некоторого обособления судов от государственных органов власти. Однако, вопреки декларируемому Конституцией СССР 1936 г. принципу независимости суда, органы юстиции по-прежнему наделялись полномочиями ревизовать деятельность судов, в том числе по осуществлению правосудия, и давать указания по вопросам применения закона.

После воссоздания Министерства юстиции в 1970г. процесс непосредственного вмешательства в судебную деятельность был несколько ограничен и сохранен в форме организационного руководства судами без вмешательства в осуществление правосудия.

Коренное изменение в этой сфере деятельности судов, проведенное в рамках реализации судебной реформы, связано с изъятием из подведомственности органов юстиции вопросов кадрового, ресурсного и организационного обеспечения деятельности судов и передачи этих функций вновь созданному федеральному государственному органу - Судебному департаменту при Верховном Суде РФ.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» установил, что организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, представление в их распоряжение необходимого ресурсного обеспечения должно обеспечиваться Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, а его структура, полномочия и порядок деятельности устанавливаются федеральным законодательством (ст. 31).

Соответствующий Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» был принят 8 января 1998 г. Закон определил, что Судебный департамент при Верховном Суде РФ (далее - Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов - т.е. судов общей юрисдикции; органов судейского сообщества, атак-же финансирование мировых судей.

Создание отдельной структуры - Судебного департамента специально для организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции диктовалось, по меньшей мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, необходимостью исключить влияние на правосудие органов исполнительной власти и прежде всего органов юстиции, которые были традиционно связаны с деятельностью судов и, во-вторых, с учетом значительного объема предстоящей работы (только судов общей юрисдикции, не считая мировых судей, в России свыше 2000) передача этих функций непосредственно аппарату Верховного Суда РФ недопустима, так как непомерно расширит его вспомогательные функции, не свойственные органу, осуществляющему правосудие.

Отметим, что в полномочия Судебного департамента не входит организационное обеспечение высших судебных органов РФ,в том числе и самого Верховного Суда РФ, деятельность которого обеспечивается аппаратом и администратором этого Суда.

В таком же порядке осуществляется организационное обеспечение деятельности и других высших судов. В Конституционном Суде РФ такая обязанность возложена на Председателя и аппарат Суда. Обеспечение деятельности всех арбитражных судов РФ возлагается на Высший Арбитражный Суд РФ.

П

Рис. 4.3. Система Судебного департамента при верховном Суде РФ

од организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Созданная для этой цели система судебного департамента включает аппарат самого Судебного департамента, а также его управления (отделы) в субъектах РФ и соответствующие учреждения (рис. 4.3).

Приведенные нормы, которые относят Судебный департамент к федеральным государственным органам, прямо не определяют его место в системе ветвей публичной власти. По смыслу ст. I Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть осуществляется только судами, в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжными и арбитражными заседателями. Обеспечение деятельности какого-либо органа власти не Сеть проявление полномочий этого органа. В силу этих соображений нет оснований относить Судебный департамент к ветви судебной власти.

Специфика функций и организационной структуры Судебного департамента определяет и особенности правового регулирования его деятельности. Судебный департамент, его учреждения и органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Полномочия Судебного департамента можно разграничить применительно к основным направлениям его деятельности: кадровое, организационное и материально-техническое обеспечение судов. Кадровое обеспечение включает:

s определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и аппаратов судов;

/ перераспределение по согласованию с Председателем Верховного Суда РФ и с учетом мнения председателей судов общей юрисдикции среднего звена образовавшихся вакансий на должности судей;

S ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов.

Организационное обеспечение - следующее направление деятельности Судебного департамента:

s изучение организации работы судов и разработка мер по ее

совершенствованию;

S разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;

S ведение судебной статистики, организация делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юс№шш при составлении сводного статистического отчета; S организация разработки и внедрения программно-аппаратных средств для ведения судопроизводства и делопроизводства, работа по систематизации законодательства; s установление и развитие связей с государственными и иными органами, в том числе и с иностранными, в целях совершенствования организации работы судов; S взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов.

Материально-техническое обеспечение деятельности судов охватывает:

S разработку и представление в Правительство РФ согласованных с- Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложений о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества;

S организацию строительства, ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда;

s организацию материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов, их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения; обеспечение судей благоустроенным жильем.

Применительно к полномочиям определяется и структура Судебного департамента, состоящая из следующих основных подразделений: главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, главного управления обеспечения деятельности военных судов, главного финансово-экономического управления. В структуру входит ряд других подразделений: кадровое, контрольно-ревизионное, капитального строительства, учебных и образовательных учреждений.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, который назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Материальное и финансового обеспечение Генерального директора Судебного департамента предоставляется на условиях, установленных для федеральных министров.

Директор Судебного департамента руководит деятельностью Судебного департамента, его органов и учреждений; распределяет обязанности между своими заместителями; назначает работников аппарата и руководителей органов и учреждений Судебного департамента, присваивает им классные чины. Директор представляет суды в Правительстве РФ, в федеральных и региональных органах власти при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента.

Работники Судебного департамента, его органов и учреждений, считаются государственными служащими. Их права, обязанности и порядок прохождения службы устанавливается Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Основное звено системы обеспечения деятельности судовобщей юрисдикции на региональном уровне - Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ, который согласно Федеральному закону «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетен Совету судей субъекта РФ (ст. 13).

Начальник регионального Управления Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем соответствующего суда областного звена и Советом судей субъекта РФ.

Начальник Управления Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности по его представлению Генеральным директором Судебного департамента. В Управлении создается коллегия для рассмотрения наиболее важных вопросов текущей деятельности. Региональное управление Судебного департамента является юридическим лицом, имеет гербовую печать и счета в банке, в том числе валютные.

На основании действующего законодательства и в соответствии с Положением об Управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утвержденным 6 июня 2002 г Генеральным директором Судебного департамента, к основным задачам Регионального Управления отнесены: организационно-правовое обеспечение деятельности районных судов и органов судейского сообщества; кадровая работа с кандидатами на должности судей; финансирование районных, военных судов, мировых судей и квалификационной коллегии судей; организация строительства и эксплуатации зданий и помещений судов; материально-техническое обеспечение районных судов и органов судейского сообщества; социальная и правовая защита судей, в том числе и пребывающих в отставке, работников аппарата районных судов« Управления Судебного департамента.

Применительно к основным направлениям деятельности формируются и соответствующие подразделения (отделы) аппарата регионального Управления Судебного департамента: организационно-правовое; кадрового обеспечения; финансово-экономическое; капитального строительства; материально-технического обеспечения и общий отдел. По сложившейся практике заместители начальника управления одновременно исполняют роль руководителя соответствующего подразделения (кадрового, капитального строительства). Одним из заместителей выступает главный бухгалтер управления - руководителем финансово-экономического отдела.

В состав системы Судебного департамента входят администраторы судов, организационно обеспечивающие деятельность судов общей юрисдикции. Администратор суда среднего звена осуществляет свои полномочия под контролем Судебного департамента, а нижнего (районного) звена - под контролем и во взаимодействии с Управлением (отделом) Судебного департамента в субъекте РФ. Администратор суда назначается на должность- по представлению председателя соответствующего суда и ему подчинен.

Региональное Управление судебного департамента осуществляет контроль и взаимодействует с администратором суда по следующим основныц направлениям: согласованию мероприятий, подлежащих включению в текущие планы организационного обеспечения правосудия; профессиональной подготовке кадров. Управление Судебного департамента не реже одного раза в год проверяет работу администратора суда. Начальник Управления определяет конкретный размер надбавки к зарплате администратора суда за сложность и напряженность в работе.

Председатель суда утверждает план работы администратора суда и отчет о его выполнении; контролирует рабочее время администратора; направляет представление начальнику Управления Судебного департамента о его назначении, увольнении, присвоении классного чина, поощрении и наложении дисциплинарного взыскания. Указания председателя суда по вопросам организационного обеспечения судебной деятельности обязательны для администратора суда.

Полномочия администратора суда включают круг вопросов, связанных с финансовым и материально-техническим обеспечением деятельности суда. Администратор суда принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, созданию надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, организует строительство, ремонт помещений суда и решает другие вопросы.

Вопросы и задания для обсуждения

  1. Каковы роль и место районных судов в российской судебнойсистеме?

  2. Назовите основные полномочия районного суда.

  3. Перечислите права и обязанности председателя районногосуда.

  4. Охарактеризуйте структуру и организацию работы районного суда.

  5. Определите роль и место суда общей юрисдикции среднегозвена.

  6. Расскажите о полномочиях суда среднего звена.

  7. Изобразите графически структуру и состав суда среднегозвена.

  8. Какова роль президиума суда среднего звена?

  9. Дайте общую характеристику системы военных судов.

  1. Назовите полномочия военных судов.

  2. Как разграничивается подсудность военных судов?

  3. Охарактеризуйте место Верховного Суда РФ в системе судовобщей юрисдикции.

  4. Назовите состав и полномочия Пленума и Президиума'Верховного Суда РФ.

  5. Перечислите основные полномочия Председателя ВерховногоСуда РФ.

  6. Назовите основные функциии полномочия, Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

  7. Какова структура органов и учреждений Судебного департамента?

  8. Охарактеризуйте полномочия администратора суда и определите его роль в организации работы судов.

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВА