10.1. Министерство юстиции рф
и его территориальные органы
Образованный в ноябре 1917г. Наркомат юстиции РСФСР и его органы на местах были наделены широким кругом полномочий по руководству различными сторонами правоохранительной деятельности. На них возлагалось руководство судебными учреждениями, прокуратурой, организацией следствия, заведование местами лишения свободы, нотариатом, наблюдение за деятельностью третейских судов и адвокатурой.
На протяжении советского периода истории полномочия юстиции претерпевали различные изменения. В 1936 г. из системы юстиции была исключена прокуратура. Несколько раньше учреждения исполнения уголовных наказаний перешли в систему органов внутренних дел, менялись взаимоотношения с судами: от прямого управления к так называемому организационному руководству и т.д.
В 1956 г. было принято решение об упразднении Министерства юстиции СССР, а в 1963 г. и министерств юстиции союзных республик, включая и РСФСР. Организационное руководство судами перешло в ведение Верховного Суда РСФСР, а работа с законодательством - к специально созданной для этой цели Юридической комиссии при Совете Министров РСФСР
Спустя 15 лет органы юстиции были восстановлены. В их функции вошли законопроектная работа, организационное .руководство судами, управление нотариатом и общее руководство адвокатурой.
Дальнейшее реформирование органов юстиции связано с перестройкой государственно-правовой системы и принятием новой Конституции РФ. Основные направления реформы имели целью исключение из полномочий Министерства юстиции не свойственных органу исполнительной власти функций, допускающих вмешательство в правосудие, и повышение правозащитного потенциала органов юстиции в защите прав и свобод граждан, т.е. деятельность, свойственную правовому демократическому государству.
В соответствии с Концепцией реформирования органов и учреждений юстиции (далее - Концепция), утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г № 1177, предусматривалось повышение роли и ответственности Министерства юстиции РФ в правовом обеспечении нормотворческой деятельности органов государственной власти; усиление контроля за нормотворческой деятельностью ведомств; создание системы контроля за сделками с собственностью; улучшение работы по реальному исполнению судебных постановлении.
Основные положения Концепции нашли свое отражение в Положении о Министерстве юстиции Российский Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 7 августа 1999 г. «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».
Дальнейшее реформирование организации и деятельности органов юстиции связано с проводимой административной реформой. В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» было установлено, что в систему органов юстиции, возглавляемую Министерством юстиции РФ, входят подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказания, Федеральная служба судебных приставов и Федеральная регистрационная служба.
Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» было утверждено новое Положение о Министерстве юстиции.
В соответствии с Положением Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере деятельности подведомственных ему федеральных служб.
Руководство деятельностью Министерства юстиции РФ осуществляет Президент РФ. Министерство контролирует и координирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы
исполнения наказания, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной регистрационной службы.
Основными задачами Министерства юстиции РФ являются:
разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
нормативно-правовое регулирование в установленной сфередеятельности;
обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Министерство юстиции РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, выполняющих задачи в установленной сфере деятельности. Министерство юстиции РФ осуществляет следующие основные полномочия:
•/ вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства юстиции РФ и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы-и прогнозируемые показатели деятельности Министерства;
S обобщает практику законодательства России и разрабатывает предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства РФ, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов, вносимых на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, участвует в организации работы по систематизации законодательства и подготовке Свода законов РФ;
V осуществляет юридическую экспертизу и государственный учет нормативно-правовых актов субъектов РФ и организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований;
S проводит государственную регистрацию актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан или имеющих межведомственный характер;
S обобщает практику деятельности подведомственных Министерству юстиции РФ федеральных служб и осуществляет контроль за соответствием принимаемых ими решений законодательству РФ;
S представляет предложения о заключении и выполнении международных договоров РФ и международных соглашений о правовой помощи;
•S организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Министерства юстиции РФ и его территориальных органов. Осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью учреждений судебной экспертизы. Министерство юстиции РФ осуществляет и иные функции, если они предусмотрены федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации* Министерство юстиции РФ возглавляет министр юстиции РФ, назначаемый на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр имеет семь заместителей, назначаемых на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
В состав центрального аппарата Министерства юстиции РФ включены 11 департаментов по основным направлениям его деятельности и аппарат уполномоченного при Европейском Суде по правам человека, возглавляемый заместителем министра юстиции РФ. Общая численность сотрудников центрального аппарата 749 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий)1.
Министр юстиции осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Министерства юстиции РФ; распределяет обязанности между своими заместителями; утверждает Положения о структурных подразделениях, структуру и штаты центрального аппарата; назначает и освобождает от должности работников центрального аппарата и в установленном порядке руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб руководителей территориальных органов этих служб, если иной порядок не установлен законодательством РФ; согласовывает решения руководителей подведомственных федеральных служб о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов этих служб; присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции; подписывает международные договоры РФ о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам; осуществляет иные полномочия.
1 Указ Президента РФ от 4 марта 2008 с Ms 311 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации* и в Положение, утвержденное этим Указом» // СЗ РФ. 2008. № 10 (ч. 2). Сг. 909.
Рис. 10.1. Система органов Министерства юстиции РФ
Система органов Министерства юстиции РФ включает:
Министерство юстиции РФ - центральный аппарат;
управления Министерства юстиции РФ по федеральным округам;
органы Министерства юстиции РФ в субъектах РФ;
4) федеральные и региональные учреждения юстиции (рис. 10.1).Центральный аппарат Министерства юстиции РФ состоит из
департаментов:
V государственной политики в сфере юстиции;
S констатуционногозаконодательстваизаконодательстваобез-
опасности;
s экономического законодательства; •S бюджетного законодательства; V гражданского и социального законодательства; ^ управления и государственной службы; v правового регулирования, анализа и контроля деятельности
подведомственных федеральных служб; s организации, координации и контроля; s международного, права и сотрудничества; S ресурсного обеспечения.
В состав каждого департамента входят отделы по конкретным направлениям деятельности соответствующего департамента.
В Министерстве юстиции РФ образуется коллегия в составе председателя - министра юстиции, заместителей министра (по должности),руководителей подведомственных федеральных служб, а также других лиц. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Президентом РФ по представлению Министра юстиции.
Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства юстиции РФ. Решения коллегии реализуются приказами и указаниями министра. В случае разногласий между министром и коллегией министр реализует свое решение и о возникших разногласиях информирует Президента РФ или Правительство РФ. Такая процедура обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам деятельности органов юстиции имеет еще и то значение, что Министерство юстиции РФ вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
При Министерстве юстиции РФ состоит Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия, а также образуются научно-консультативные советы, состав которых и положения о них утверж-t даются министром.
Управления Министерства юстиции РФ по федеральному округу являются окружными территориальными органами Министерства юстиции РФ, основные задачи которых включают организацию работы и контроль за деятельностью органов и учреждений юстиции на территории округа ло вопросам1, отнесенным к ведению Министерства юстиции РФ. В их число, в частности, входит исполнение обязательств Министерства по международным договорам о правовой помощи; контроль за выполнением соглашений между Министерством юстиции РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ о взаимодействии в сфере юстиции; оказание содействия в обеспечении деятельности судебно-экспертных учреждений; контроль за исполнением актов по вопросам помилования; контроль за финансово-экономической и хозяйственной деятельностью территориальных органов юстиции и ряд других.
Положением определены должностные права и обязанности руководителей управления, их участие в работе полномочного представителя Президента РФ в округе. Предусматривается создание
Совета при Управлении - консультативного органа, действующего в рамках упомянутого Положения.
Федеральные территориальные органы Министерства юстиции РФ включают министерства юстиции республик в составе РФ, управления (отделы) юстиции в краях, областях, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, автономных округах и автономной области.
Органы юстиции в субъектах РФ реализуют государственную политику в сфере юстиции, координируют деятельность федеральных специализированных учреждений юстиции на территории соответствующего субъекта РФ, взаимодействуют с органами государственной власти субъекта РФ, которые по соглашению с Министерством юстиции РФ могут передавать им осуществление своих полномочий.
Территориальные органы создаются Министерством юстиции РФ, которое утверждает положение о них, штатную численность и фонд оплаты труда. Руководители территориальных органов юстиции назначаются и освобождаются от должности министром юстиции.
Руководители органов юстиции в субъектах РФ Принимают и увольняют работников аппарата, распределяют обязанности между ними. Работа аппарата территориальных органов юстиции строится в соответствии с основными направлениями деятельности (функциями) Министерства юстиции РФ.
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности