13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
Система таяюженных органов включает следующие звенья, каждое из которых является подсистемой правоохранительных органов:
Федеральная таможенная служба РФ (далее - ФТС России);
региональные таможенные управления;
таможни Российской-Федерации;
таможенные посты.
Федеральная таможенная служба РФ в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе», считается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ-лии по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе' с контрабандой и другими преступлениями и административными правонарушениями.
Основными полномочиями ФТС России являются:
обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемыхчерез таможенную границу;
осуществление таможенного оформления и таможенногоконтроля;
производство по делам об административных правонарушениях, проведение оперативно-розыскной деятельности и дознания;
осуществление валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу;
ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
обеспечение соблюдения законодательства по таможенномуделу и иного законодательства, контроль за исполнением ко-
торого возложен на таможенные органы;
осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФТС России;
обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
В соответствии с возложенными задачами ФТС России выполняет и другие функции, связанные с совершенствованием эко^о-мических и организационных механизмов таможенной политики; повышением эффективности таможенного контроля; организацией борьбы с контрабандой, иными преступлениями и правонарушениями, посягающими на деятельность таможенных органов; принятием мер по защите прав и интересов граждан, предприятий и организаций при осуществлении таможенного дела; участием вдеятельности международных организаций и развитием сотрудничества с таможенными органами иностранных государств; созданием и развитием сети таможенных органов и обеспечением подготовки и переподготовки кадров и выполняет другие обязанности в соответствии с действующим законодательством.
Для осуществления перечисленных функций ФТС России имеет право:
•S создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные
посты, специализированные таможенные органы; S определять регион деятельности таможенных органов; s - утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах;
S взаимодействовать с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также с должностными лицами и гражданами как в Российской Федерации, так и за границей; запрашивать и получатьу нихдокументы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на нее функций;
•S образовывать координационные и экспертные советы, привлекать на договорной основе ученых и специалистов, включая зарубежных, для решения проблем организации таможенного дела, а также осуществлять издательскую деятельность. ФТС России возглавляет руководитель, назначенный на должность Правительством РФ. В его подчинении находятся шесть заместителей, назначаемых по его представлению Правительством РФ. Руководитель ФТС России вносит в Правительство РФ: •S проект положения о ФТС России;
S предложения о численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников таможенных органов; v' проект ежегодного плана и отчет о его исполнении. Руководитель ФТС России самостоятельно распределяет обязанности между заместителями, назначает должностных сотрудников центрального аппарата, начальников региональных, таможенных управлений и таможен, утверждает штатное расписание в пределах выделенных ассигнований, выполняет другие полномочия в соответствии с функциями ФТС России.
Структура ФТС России включает восемь главных управлений и 11 управлений с учетом основных направлений деятельности центрального аппарата.
Главные управления: организационно-инспекторское, финансово-экономическое; организации таможенного контроля, федераль ных таможенных доходов, товарной номенклатуры и торговых организаций, по борьбе с контрабандой, тылового обеспечения, информационных технологий.
Управления: кадров, организации силового обеспечения, собственной безопасности, валютного контроля, таможенных расследований и дознания, контрольно-ревизионное, правовое и ряд другах.
Общая численность центрального аппарата -1882 штатных единицы, в том числе сотрудников, которым присвоены специальные звания, - 828 единиц.
Структура таможенных органов включает региональные таможенные управления, таможни, специализированные таможни и таможенные посты.
Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов, непосредственно подчинены ФТС России и осуществляют свою деятельность на части территории Российской Федерации, не всегда совпадающей с ее административно-терри-' ториальным делением. По состоянию на начало 2005т. функционировали семь региональных таможенных управлений: Дальневосточное, Приволжское, Северо-Западное, Сибирское, Уральское, Центральное и Южное.
В непосредственном подчинении региональных таможенных управлений находятся расположенные на территории их деятельности таможни и таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.
Региональное таможенное управление - орган управленческий, исам непосредственно таможенными процедурами не занимается. Он осуществляет реализацию таможенной практики и контроль на региональном уровне; разрабатывает меры, направленные на сохранение единства таможенной территории; применение в регионе ограничений и запретов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу; кадровое, социально-бытовое, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности подчиненных ему таможенных органов; взаимодействует с местными органами государственной власти и органами местного самоуправления и осуществляет другие функции, аналогичные функциям ФТС России, с учетом объема предоставленных ему полномочий.
Помимо региональных таможенных управлений в системе таможенных органов функционируют специализированные региональные таможенные управления. Они решают задачи всех таможенных органов, но не входят в структуру центрального аппарата ФТС России. К ним относятся следующие управления: оперативно-поисковое, радиоэлектронной безопасности, специальных операций и центральное экспертно-криминалистическое управление.
Штатную численность региональных таможенных управлений утверждает руководитель ФТС России в пределах выделенных ассигнований.
Региональные территориальные управления являются правоохранительными органами и обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и административных правонарушениях, а также обеспечивают проведение дознания в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ (см. гл. 13.3).
Таможни - нижестоящее звено по отношению к региональным таможенным управлениям. Территория их деятельности определяется ФТС России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и может не совпадать с административными границами субъектов РФ. В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.
Таможни возглавляются начальником, назначаемым на должность руководителем ФТС России, с учетом мнения руководителя регионального таможенного управления. Обычно в региональное таможенное управление входит несколько таможен.
Таможни - органы, черезкоторые ввозятся в страну и вывозятся с ее территории все экспортируемые и импортируемые товары, а также багаж, почтовые отправления и другие грузы. Таможни - юридические лица и проводят весь объем операций в соответствии с установленными полномочиями, включая таможенное оформление и контроль, борьбу с нарушениями Таможенных правил, содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ, юридических и физических лиц, лицензирование отдельных видов деятельности, обеспечение своевременного и полного перечисления в бюджет та-. меженных платежей, других налогов и сборов и иные функции. Как правоохранительный орган таможня реализует полномочия, связанные с исполнением законодательства об уголовной и административной ответственности за нарушение таможенных правил.
В зависимости от расположения все таможни можно разделить на внутренние и пограничные. С учетом специфики проводимых операций их классифицируют как сухопутные, морские, речные, воздушные.
Некоторые таможни являются специализированными и подчинены непосредственно ФТС России: Внуковская, Домодедовская,
Центральная базовая, Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России), Центральная энергетическая и Шереметьевская.
Таможенный пост - низовое звено системы таможенных органов. Определение территории его деятельности, создание, реорганизация, ликвидация, а также назначение начальника таможенного поста относятся к полномочиям руководителя регионального таможенного управления, кроме тех случаев, когда таможенный пост подчинен непосредственно ФТС России. Таможенный пост считается правоохранительным органом и может быть наделен статусом юридического лица.
Таможенный пост уполномочен в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определенномпункте или на конкретной территории и в тех случаях, когда он получил статус юридического лица, таможенный пост является структурным элементом таможни. -•;.
Распределение полномочий и особенности деятельности тамонхенных органов разного уровня определяются положениями, угвержиденными руководителем ФТС россии. -л
Характер деятельности сотрудников таможенных органов, подчеркивающий их правоохранительную функцию, установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе втаможен-ных органах Российской Федерации». В соответствии с законом, служба в таможенных органах считается особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации полномочий таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ;
Закон регламентирует условия поступления на службу, устанавливает ограничения в приеме отдельныхлиц, определяет права, обязанности и ответственность сотрудников таможенных органов, порядок присвоения им специальных званий, материальные и социальные гарантии, их бытовое и медицинское обслуживание и ряд других вопросов.
i Правительство РФ, руководитель ФТС России осуществляют контроль за прохождением и соблюдением условий службы в таможенных органах.
Указом Президента РФ «О Федеральной таможенной службе» утвержден Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, который распространяется наверх сотрудников таможенных органов и определяет сущность служебной дисциплины, праваи обязанности начальников таможенных органов, атакже порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности