15.3. Органы дознания
Дознание как составная часть уголовного судопроизводства является формой предварительного расследования и осуществляется на основе общих принципов и в целях решений задач, ему присущих.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством к органам дознания относятся:
органы внутренних дел РФ и другие органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
органы Государственной противопожарной службы РФ;
органы Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний;
командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений.
Кроме того, возбуждение дознания и проведения неотложных следственных действий возлагается также:
на капитанов судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на этих судах;
руководителей геологических партий и зимовок - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
глав дипломатических и консульских учреждений РФ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих представительств и учреждений.
Окончательное решение о направлении дальнейшего расследования в упомянутых случаях принимается прокурором, в распоряжение которого незамедлительно направляются соответствующие материалы.
Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя на-, чальником органа дознания. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.
Дознаватель уполномочен самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать решения, за исключением случаев, когда на-это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение.
Основной орган дознания - милиция. Оба ее подразделения: криминальная милиция и милиция общественной безопасности - осуществляют функции дознания, а начальники соответствующих подразделений выступают в роли руководителей органов дознания.
, В связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности милиции в районных, городских отделах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели - сотрудники, которым на лостоянной основе поручается ведение дознания. В вышестоящих органах внутренних дел создаются отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями. - Командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и'гарнизонов, начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных оперативных сотрудников, которым и поручается ведение дознания по конкретным делам.
В таком же порядке, с учетом объема работы, организовано дознание и в других органах, где законом предусматривается ведение дознания.
Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Орган дознания возбуждает при наличии к тому оснований с согласия прокурора уголовное дело и производит неотложные следственные действия по закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допросы подозреваемых, потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По выполнении неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю. В случае если расследование данного преступления подследственно другому правоохранительному органу, а не тому, где проводилось дознание, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.
После передачи дела следователю орган дознания может проводить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя: о результатах.
Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Орган дознания возбуждает уголовное дело и Принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В этом случае орган дознания руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством для предварительного следствия. Дознание производится в течении 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.
Дознание заканчивается составлением обвинительного акта или постановлением о прекращении дела. Обвинительный акт со всеми материалами представляется прокурору для утверждения. В случае вынесения постановления о прекращении дела, постановление в суточный срок направляется прокурору.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ дознание осуществляется по значительному числу уголовных дел, в том числе:
s дознаватели органов внутренних дел РФ ведут дознание о преступлениях против здоровья граждан, чести и достоинства личности, семьи и несовершеннолетних; нарушениях общественного порядка, безопасности движения и эксплуатации транспорта; против собственности и по ряду других преступлений, затрагивающих многие сферы жизнедеятельности об-щества и государства;
S дознаватели органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков ведут дела о незаконном изготовлении, хранении или сбыте наркотических веществ; хищении
или вымогательстве наркотиков; организации и содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ и др.;
V дознаватели подразделений пограничной службы Федеральной службы безопасности РФ ведут дознание по делам, связанным с незаконным пересечением и изменением государственной границы, нарушением законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ; дознаватели органов Федеральной службы судебных приставов РФ - по делам, связанным с преступлениями против правосудия (неуважение к суду, неисполнение приговоров, решений и других судебных актов), незаконными действиями в отношении описанного имущества и др.; J дознаватели таможенных органов РФ производят дознание по делам о контрабанде и другим нарушениям таможенных правил;
- • •. S дознаватели органов противопожарной службы РФ - по уго-н ловным делам о преступных нарушениях правил противопожарной безопасности, уничтожении или повреждении лесов, другого имущества в результате неосторожного обращения с огнем.
Жалобы на действия органов дознания подаются прокурору непосредственно либо через лицо, производившее дознание, которое обязано в течение 24 часов направить поступившую жалобу вместе со своим объяснением прокурору.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет прокуратура. Осуществляя надзор, прокурор в пределах своей компетенции:
S требует от органов дознания для проверки любе дело, находящееся в их производстве; S дает письменные указания о Порядке и способах проведения дознания; s отменяет незаконные и необоснованные постановления лиц, производящих дознание; S изымает от органа дознания и передает следователю любое дело; .
S отстраняет лицо, производящее дознание, если им допущено
нарушение закона при расследовании дела. Указания прокурора органам дознания в связи с расследованием ими дел для этих органов обязательны. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности