10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
Как уже отмечалось, функции Министерства юстиции РФ претерпели существенные изменения- Отпала функция организацион- . ного руководства судами, изменилось содержание полномочий по обеспечению судебной деятельности. В сферу деятельности Министерства юстиции РФ в соответствии с Концепцией реформирования органов и учреждений юстиции были включены дополнитель- I ныеполномочия,связанныесегоучастиемвобеспеченииправотвор- 1 ческой деятельности органов государственной власти, контролем за движением собственности, новыми подходами к функционированию системы исполнения уголовных наказаний и решением ряда других вопросов.
Остановимся подробнее на основных функциях Министерства юстиции РФ.'
Обеспечение нормотворческой деятельности органов государственной власти включает несколько направлений деятельности Министерства юстиции РФ: экспертизу и координацию правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; юридическую оценку правовых актов субъектов РФ; учет и систематизацию действующего законодательства.
Министерство юстиции РФ координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых этими органами на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ.
Координационная функция осуществляется Министерством юстиции РФ в двух формах: в тех случаях, когда подготовка проекта правового акта поручена Министерству юстиции РФ с участием других ведомств и когда проект готовится другими ведомствами, а Министерство юстиции РФ принимает участие в его подготовке.
Для осуществления координационной функции Министерство юстиции РФ наделено правом запрашивать и получать необходимые материалы от органов государственной власти, привлекать для разработки проектов и их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов* в том числе «4ia договорной основе, а также работников федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, Министерство юстиции РФ имеет полномочия по собственной инициативе вносить на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам собственной компетенции, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции.
Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам - еще одна важная сторона обеспечения нормотворчества органов государственной «ласти регионов.
О неблагополучном положений с законностью правовых актов субъектов РФ свидетельствуют меры, которые в последнее время осуществлялись в сфере государственного строительства. Как отмечалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 3 апреля 20W г., проводимые реформы укрепления государственной власти, всех ее институтов и на всех уровнях могут дать положительные результаты только при обеспечении четкой правовой дисциплины и ответственности на всех уровнях управления. Обязательным условием успеха стратегических преобразований считается прежде всего наведение порядка во взаимоотношениях между федеральным и региональным уровнями власти.
Оценивая сложившуюся ситуацию, Президент РФ отметил, что в результате проделанной работы из более чем трех с половиной тысяч незаконных правовых актов, принятых в субъектах РФ, 4/s из них отменены или приведены в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.
Свой вклад в укрепление законности вносит и реализация пол- 1 номочий Министерства юстиции РФ на этом участке. В случае несо- I ответствия нормативного правового акта субъекта РФ Конституции | РФ или федеральному закону Министерство юстиции РФ представ- | ляет мотивированное заключение в соответствующий федеральный | орган исполнительной власти об отмене или приостановлении дей- | ствия такого акта. Отработан и дальнейший механизм ответственности. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об обших принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в случае неустранения допущенных нарушений Конституции РФ и федеральных законов уста- . новлена ответственность вплотьдо прекращения (роспуска) предста- 1 вительных органов власти или отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ.
Государственный учет и систематизация действующего законодательства - функция, которая обеспечивает правотворческую деятельность не только самого Министерства юстиции РФ, но и правовую информацию Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти.
В этих целях на базе общеправового классификатора отраслей законодательства осуществляется государственный учет правовых актов федерального уровня: законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Учет ведется на магнитных и бумажных носителях, каждый акт распределяется по предметам соответствующей отрасли законодательства и, путем внесения необходимых поправок и уточнений, поддерживается в контрольном состоянии. Во исполнение Указа Президента РФ от 10 августа 2000 г. № ]486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и принятого в его развитие Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных актов субъектов Российской федерации на Министерство юстиции РФ возложена обязанность ведения этого регистра в целях обеспечения контроля за соответствием правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, а также для получения гражданами и органами власти необходимой правовой информации.
В соответствии с установленным порядком высшее должностное лицо субъекта РФ обязано в семидневный срок после принятия соответствующего правового акта законодательным или исполнительным органом власти направить копию этого акта в Министерство юстиции РФ через соответствующий территориальный орган юстиции для его оценки и последующего включения в соответствующий раздел Федерального регистра.
К этому участку работы Министерства юстиции РФ относится также подготовка к официальному изданию кодифицированных актов (кодексов), участие в работе по созданию Свода законов РФ, а также осуществление обмена правовой информацией с иностранными государствами.
Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных .органов исполнительной власти осуществляется Министерством юстиции РФ в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы и обязанности'Человека и гражданина; устанавливают правовой статус организации 'или имеют межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством РФ. - '
Сейчас эта функция Министерства юстиции РФ значительно расширена. В соответствии с Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. № 318 «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования "Российской Федерации» под контроль Министерства юстиции РФ были отнесены подлежащие регистрации нормативные правовые акты Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования, Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ.
Выполняя возложенные на него полномочия, Министерство юстиции РФ проверяет полноту отбора ведомственных нормативных актов, подлежащих государственной регистрации; осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им правовых актов; обобщает практику государственной регистрации и вносит Президенту РФ и Правительству РФ предложения об отмене или приостановлении нормативных правовых актов ведомств в случае их несоответствия действующему законодательству
Координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется путем утверждения Министерством юстиции РФ образцов бланков актов и бланков свиде тельств о государственной регистрации. Министерство юстиции РФ закрепляет за субъектами РФ серии бланков свидетельств о государственной регистрации, разрабатывает методические материалы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния и содействует в повышении профессиональной подготовки работников органов ЗАГСов.
Кроме упомянутых к полномочиям Министерства юстиции РФ отнесено осуществление функций государственного патентного ведомства; подготовка предложений по совершенствованию авторского права и смежных прав; правовая зашита интересов государства в процессе правового оборота результатов научно-исследовательских работ специального и двойного назначения; выдача разрешений на открытие представительств иностранных юридических организаций на территории Российской Федерации.
Учреждения судебной экспертизы осуществляют экспертную деятельность под организационным и методическим руководством Министерства юстиции РФ в целях обеспечения достоверных обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным и гражданским делам, а также административным материалам.
Систему судебно-экспертных учреждений составляют Федеральный центр судебной экспертизы и 43 экспертных учреждения в регионах, включающие центральные (межрегиональные) лаборатории и лаборатории судебной экспертизы в субъектах РФ. Методическое руководство осуществляется Федеральным центром судебных экспертиз при Министерстве юстиции РФ.
Становление и развитие учреждений судебной экспертизы связано с Концепцией реформирования органов юстиции, в соответствии с которой осуществляются меры по материальному, кадровому и правовому обеспечению ее деятельности, в том числе по повы-шению оплаты труда, развитию научных исследований, укреплению материально-технической базы экспертных учреждений.
В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 е № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» лаборатории судебной экспертизы проводят для судов, органов прокуратуры, внутренних дел федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов криминалистические, трасологические, баллистические, почерковедческие и многие другие виды экспертиз.
Приказом Министерства юстиции РФ от 20 декабря 2002 f. № 347 была утверждена Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации. Этим документом регламентируются вопросы, связанные с требованиями профессиональной подготовки экспертов; их права, обязанности и ответственность; процедура производства экспертных исследований, включая повторные и комиссионные экспертизы; полномочия руководителей судебно-экспертных учреждений. Приказом Министерства юстиции от 23 декабря 2004 г. № 196 было утверждено Положение об аттестации экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, порядок создания и деятельности Центральной экспертно-квалификационной комиссии. Как уже отмечалось, функции Министерства юстиции РФ включают И решение вопросов, связанных с разработкой политики государственного регулирования и нормотворчества в сфере деятельности подведомственных Министерству юстиции РФ федеральных служб.
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности