logo
уник / ПО / Новая папка (2) / Правоохранительные органы РФ под ред

2.2. Понятие и признаки судебной власти

Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение различных интересов, разных оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие. Справедливо подчеркивается, что само по себе принятие законодательного акта, как бы совершенен он ни был, не гарантирует его точного исполнения всеми участниками общественных отношений. Отсюда необходимо в определенных случаях понуждение исходя из принципа «Право там, где есть средства его защиты».

Обращаясь к специфике средств судебного воздействия, можно выделить такой атрибутивно свойственный ей элемент, как использование властных полномочий. Известно, что понятие власти как таковой включает различные аспекты, имеет разное содержание в зависимости от сферы воздействия (государственная, местная, семейная и т.д.)- В общем виде понятие власти можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение-людей-с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и др.

Понятие судебной власти связано с местом суда в системе государственных органов. В основе такого подхода - концепция разделения властей. Впервые сформулированная в середине ХУШ в. Джоном Локком (1632-1704) и основательно разработанная в сочинениях Шарля Луи Монтескье (1689-1755) теория соотношения властей в государстве основана на самостоятельном функционировании законодательной, исполнительной и судебной власти. Теория разделения властей, обеспечивающая, по мнению ее создателей, взаимный контроль властных структур и нормальное управление делами государства без произвола и насилия, нашла практическую реализацию в государственном устройстве большинства современных демократических государств.

Прогрессивная в свое время и сохранившая значение в наши дня теория разделения властей длительное время не находила своего воплощения на российской почве. После октября 1917 г. господствующим был лозунг «Вся власть Советам!» Советы рассматривались как «работающая корпорация», законодательная власть одновременно обеспечивала принятие и исполнение законов, власть судебная низводилась до рядового инструмента исполнительных функций государства.

В постсоветский период принцип разделения властей был востребован и впервые отражен в принятой 12 июня 1990 г. Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», в п. 13 которой записано «Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства».

Конституция РФ 1993 г. несколько изменила формулировку: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).

Таким образом, судебная власть отнесена к самостоятельной ветви государственной власти. Упомянутый принцип не означает разделения властей на непроницаемые перегородки, не связанные между собой. Государственная власть, в современном ее понимании, едина и все ее ветви с учетом специфики их функций выполняют свои задачи, обеспечивающие решение общих проблем государства. Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится по существу участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающеюся общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, так как в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно осуществляться без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что и обеспечивается судебной властью.

В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства- Особое положение суда и специфика судебной власти, о которой шла речь ранее, дают основание выделить ряд характерных признаков судебной власти и ее Отличия от других форм государственной деятельности. Характерные черты (свойства) судебной власти - это прежде всего самосто-ггельность, подзаконность, исключительность и полнота.

В силу принципа самостоятельности (судебная власть осуществляется только судом) суд не делит свои функции с иными государ-ггвенными органами, выступая автономной ветвью государствен-юй власти. Некоторые другие органы (государственные, общественные), даже если в их наименовании содержится слово «суд», не относятся к числу органов, обладающих судебной властью, в том ;исле и такие, как их называют, квазисудебные органы, как третей-:кий суд, Судебная палата по информационным спорам (в настоящее время ликвидирована) и др.

Не следует понимать самостоятельность судебной власти как противостояние органам законодательной и,исполнительной власти. Характеризуя данный принцип, принято выделять внешние и ;нутренние влияния на деятельность суда. Если внешняя.самостоятельность означает ее неподчиненность иным структурам государатвенной власти, то внутренняя в целях обеспечения ее надлежащего функционирования обеспечивается структурой автономного руководства со стороны вышестоящих судов.

Подзаконность судебной власти находит свое выражение, во-первых, в том, что суды (судьи) действуют в точном соответствии с законом, подчиняясь только Конституции РФ и действующим законам, и, во-вторых, они не вправе в своей деятельности отступать от требований закона по мотивам так называемой целесообразности, с учетом особых обстоятельств рассматриваемого дела и т.д.

В силу упомянутых причин судебная власть носит правоприменительный характер. Принимая на основе и во исполнение действующего закона судебные акты (решения, приговоры, постановления, определения), правосудие не создает новых норм права, а лишь с учетом конкретных обстоятельств дела решает вопрос о наличии или отсутствии отклонений от соответствующих правовых установлений.

Исключительность судебной власти заключается в том что, во-первых, никакой другой орган (должностное лицо) не вправе осуществлять функцию правосудия и использовать принудительные полномочия суда. Во-вторых, не допускается возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта и применения использованных судом мер принуждения до тех пор, пока ранее принятое решение не отменено судом в установленном порядке.

Полнота судебной власти - это безусловное и обязательное исполнение всех судебных актов на территории Российской Федерации государственными органами и должностными лицами, т.е. применение мер государственного принуждения и иных способов воздействия, определенных судом в соответствии с представленными ему полномочиями.

С утверждением в российской государственной жизни принципа разделения властей существенно изменился характер и объем полномочий судебной власти. До проведения мер по реализации судебной реформы содержание полномочий судебной власти в основном сводилось к рассмотрению и разрешению уголовных и гражданских дел, а также оказанию содействия в исполнении судебных актов. Суды не допускались к оценке действующего законодательства в рамках разбирательства конкретных конфликтов; к контролю за действиями и решениями органов исполнительной власти; практически по всем делам об административных проступках, независимо от их характера и степени общественной опасности, правосудие-осуществлялось чиновниками различных ведомств.

Принятые в последнее время решения изменили сложившуюся ситуацию. К полномочиям судебной власти в современном ее понимании относятся правосудие, конституционный контроль, судебный контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов, участие в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов. Правосудие считается наиболее важной и объемной частью реализации судебной власти, базовым элементом ее функций. Под правосудием принято понимать деятельность независимого суда ло.рассмотрению и разрешению в установленном законом порядке уголовных, гражданских и арбитражных дел и применению к нарушителям государственного принуждения в условиях соблюдения законности, обоснованности и справедливости в интересах охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Новое процессуальное законодательство, принятое в 2001- 2002 гг. закрепило и развило полномочия судебной власти при осуществлении правосудия, повысило ее авторитет и роль в государственной и общественной жизни страны.

Так, вновь принятый Уголовно-процесуальный кодекс РФ установил, что только суд правомочен принимать решение об избрании меры пресечения виде заключения под стражу и продлении срока содержания под стражей; производстве обыска и наложении ареста на имущество; аресте корреспонденции и контроле телефонных переговоров; временном отстранении обвиняемого от должности и проведении некоторых других действий, затрагивающих права и свободы человека (ст. 29).

Другая составляющая судебной власти - конституционный контроль - имеет особое значение не только для легитимного функционирования всех органов государственной власти, но и непосредственно затрагивает полномочия самой судебной власти в части контроля на досудебных стадиях судопроизводства и обеспечение законности в деятельности самих судов (см. гл. 6).

Впервые в послереволюционной российской практике суду было предоставлено право контроля за решениями органов, осуществляющих предварительное расследование до передачи дела в суд. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности статьи 209 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» было введено право обжаловать постановления о прекращении уголовного дела в стадии следствия не только вышестоящему прокурору, но ив суд.

Постановление Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. № 12-П установило право судебного обжалования решений, принятых прокурором, следователем или органом дознания, об отказе в возбуждении уголовного дела, а постановлением от 23 марта 1999 г. N° 5-П в полномочия суда было включено принятие решения о законности обыска, ареста имущества и некоторых других решений, принятых прокурором или органом предварительного расследования.

Другие постановления Конституционного Суда РФ были связаны с расширением демократических начал судебной власти, обеспечением прав граждан на достойное правосудие. Постановлением от 6 июля 1998 е № 21-П было признано необходимым ввести норму о праве на кассационное обжалование приговоров, принятых Верховным Судом РФ по первой инстанции, которое ранее не допускалось. Постановлением от 15 января 1999 г. № 4-П было признано право потерпевшего по уголовному делу участвовать в судебных прениях, что повсеместно было свойственно демократически организованному правосудию.

Как отмечалось ранее, эти и некоторые другие принципиальные решения Конституционного Суда РФ нашли свое разрешение в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Особо отметим полномочия судебной власти осуществлять контроль за решениями и действиями государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, нарушающих права и свободы граждан, в случае их обращения в суд с соответствуюшим заявлением (Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). Рассмотрение и разрешение в суде таких заявлений обеспечивает реальную защиту прав граждан и повышает авторитет судебной власти.

Участие в формировании судебного корпуса и содействие органам судейского сообщества также относится к реализации полномочий судебной власти. Судейское сообщество, которое образуют судьи федеральных судов всех уровней и судьи судов субъектов РФ, участвует в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, защищает права и законные интересы судей, обеспечивает выполнение ими требований, предъявляемых кодексом судебной этики.

Организационное обеспечение деятельности судов как составная часть судебной власти включает мероприятия кадрового, финансового, материально-технического характера, направленные на создание необходимых условий для нормального функционирования, полного и независимого осуществления правосудия.

Таким образом, судебная власть - самостоятельная ветвь государственной власти РФ, осуществляющая независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества в установленной законом форме реализацию предоставленных полномочий в целях обеспечения охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства путем правосудия и разрешения дел об административных правонарушениях, конституционного контроля и судебного контроля за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечения исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов.

Подчеркнем, что речь идет о всем комплексе полномочий в их неразрывной связи. Такой подход обеспечивает самостоятельность, полноту и высокий профессионализм уровня реализации судебной власти, что находит отражение в формировании, законодательства, развивающего конституционно-правовые основы судебной власти.

Органом, осуществляющим судебную власть, считается суд. Заметим, что термин «суд» часто употребляется в разных смысловых значениях. Говорят «суд», имея в виду помещение суда или конкретный суд (районный, городской, областной и т.д.)- Иногда судом называют состав суда (-«суд идет» - объявляется перед началом заседания) или выносимые судом решения («суд решил», «суд приговорил» и т.д.). В нашем понимании суд-орган, осуществляющий судебную власть. Не отождествляя понятия «суд» с органом судебной власти, подчеркнем, что судебная власть - это государственная функция, а не сам орган или должностное лицо, ее осуществляющие. Особенности функций, выполняемых судом, о которых шла речь ранее, предопределяют и подходы к формированию состава суда и обеспечению его деятельности.

Состав судейского корпуса формируется с соблюдением особых правил и процедур, обеспечивающих беспристрастный отбор кандидатов, способных профессионально, грамотной справедливо рассматривать и разрешать дела. Требования, предъявляемые к судьям, запрещают их участие в коммерческой деятельности, состояние в политических партиях и общественных движениях, не допускают совмещения судейских функций с депутатскими полномочиями.

Существенным моментом в деятельности суда является проблема независимости судей. Выступая в роли арбитра меэкду государством и гражданами (физическими и юридическими лицами), суд неизбежно испытывает давление со стороны органов государственной власти, организаций, учреждений, общественных формирований граждан. Все. это ставит в повестку дня необходимость консти-туирования особых правил, обеспечивающих независимость суда, ограждения, от посторонних влияний не только извне, но и со стороны вышестоящих руководителей судов (см, гл. 8).

Важное значение для обеспечения независимости суда, успешной реализации функций судебной власти имеют закрепленные законом процедуры судопроизводства, о чем пойдет речь при изучении понятия правосудия и его демократических основ (см. гл. 3).

Точное выполнение законодательно установленных правил и процедур обеспечивает реализацию судом функции правоохраны, повышает его роль и ответственность в общегосударственном деле укрепления законности и правопорядка.

Высокий статус суда подчеркивается установленными законами символами судебной власти. На зданиях высших судебных органов (Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ) постоянно поднимается Государственный флаг Российской Федерации. Государственный флаг страны устанавливается в кабинетах всех федеральных судей в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 1 -ФКЗ «О Государственном флаге'Российской Федерации». Государственный герб Российской Федерации помешается на фасадах зданий всех высших судов РФ и в залах заседаний всех федеральных судов в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации». При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.