logo
уник / ПО / Новая папка (2) / Правоохранительные органы РФ под ред

3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия

Термин правосудие определяется в русском языке как деятельность правовых, судебных органов, т.е. в прямом смысле как суждение (в нашем случае - суда) о правах, обязанностях и ответственности кого-либо на основе, применения закона, в конечном итоге, как способ реализации судебной власти.

Наиболее существенные стороны правоохранительной деятельности суда осуществляются именно путем правосудия, которое считается главным содержанием судебной власти, ее основной функцией. Обращаясь к судебной сфере в целом, отметим, что именно с проблемами правового регулирования правосудия связана детальная законодательная регламентация.

Конституция РФ определила формы судопроизводства, в которых осуществляется правосудие (ст. 118); утвердила главную задачу правосудия - обеспечивать права и свободы человека (ст. 18); установила право граждан участвовать в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32).

Конституционные нормы получили дальнейшую детализацию и развитие в федеральных конституционных и федеральных законах о судоустройстве, судебной системе, статусе судей, военных, арбитражных судах и др. Особое место в регламентации правосудия занимает процессуальное законодательство. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ, в Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ систематизированы нормы, регламентирующие деятельность судов при осуществлении правосудия, права, обязанности и ответственность всех участников судебного процесса.

Особая роль правосудия ставит вопрос о его соотношении с судебной властью в целом. Доминируют два различных подхода. В одном случае с правосудием отождествляются все функции судебной власти, в другом - только судопроизводство по уголовным, гражданским (арбитражным) делам. Представляется, что оба подхода нуждаются в определенной корректировке.

Такие функции судебной власти, как исполнение судебных решений и приговоров по гражданским и уголовным делам; контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц государственной власти, включая и обоснованность применения мер процессуального принуждения (аресты, обыски, опись имущества и др.) в ходе предварительного расследования; принятие решений о допустимости применения некоторых мер оперативно-розыскного характера; участие в формировании судейского корпуса, не могут, строго говоря, быть отнесены к правосудию.

В соответствии с действуюшим законодательством исполнение судебных актов по гражданским, уголовным делам и в некоторых других случаях возложено на судебных приставов-исполнителей, которые входят в систему Министерства юстиции РФ, т.е. органов исполнительной власти. Отнесение их деятельности к правосудию противоречит принципу разделения и самостоятельного функционирования органов судебной и исполнительной власти.

С учетом особенностей судебной процедуры, существенно отличающихся от правосудия по рассмотрению уголовных, гражданских, арбитражных дел, не могут быть отнесены к правосудию контроль за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц, в том числе в ходе предварительного расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также организационные меры по формированию судейского корпуса.

Недопустимо исключать из правосудия рассмотрение дел об административных правонарушениях. Сторонники этой точки зрения обычно ссылаются на Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», который относит к правосудию только рассмотрение гражданских и уголовных дел. Заметим, что в том же Законе устанавливается, что в случаях, предусмотренных законодательством, районный суд (судья) рассматривает и дела об административных правонарушениях (ч. III ст. 25), что соответствует конституционной норме, включающей в сферу деятельности суда административное судопроизводство.

Добавим, что участие суда в административном судопроизводстве из года в год растет. В настоящее время в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях судебное раз-рирательство проводится по значительному числу правонарушений, затрагивающих многие важные стороны государственной и общественной жизни: нарушений избирательного законодательства, посягательств на порядок управления, нарушений режимов пограничной зоны, континентального шельфа и многих других.

Реализуя полномочия по разбирательству дел об административных правонарушениях, суд (судья) вправе применять строгие меры воздействия (в ряде случаев превышающие меры уголовного наказания): штраф в сумме до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, например, за нарушения режима континентального шельфа; конфискацию орудий охоты и лова, включая и морское судно, административный арест. Тенденция расширения административного правосудия находит свое воплощение в подготовленных законодательных предложениях о создании подсистемы административных судов страны.

Содержательную сторону правосудия применительно к основным направлениям судопроизводства можно кратко охарактеризовать следующим образом.

Конституционное судопроизводство охватывает рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ федерального и регионального законодательства, разрешение споров между органами власти, проверку жалоб граждан о нарушении конституционных прав и толкование Конституции РФ.

Гражданское судопроизводство включает правосудие по спорам о нарушении личных и имущественных прав граждан и прав юридических лиц. Суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства рассматривают также заявления граждан о нарушении их прав и свобод. Арбитражные суды разрешают экономические и иные споры между юридическими лицами, а также отдельные вопросы по заявлениям физических лиц - предпринимателей.

Административное судопроизводство связано с решениями суда по проступкам, посягающим на государственный иди общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, если такого рода умышленные или неосторожные действия предусмотрены законом об административной ответственности и по своему характеру не влекут уголовного наказания.

Уголовное судопроизводство-это рассмотрение дел о готовящихся или совершенных преступлениях, под которыми понимаются общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом РФ под угрозой уголовного наказания.

Обобщая изложенное, можно указать на характерные правосудия как способа реализации судебной власти, обеспечивав ющего государственную правоохранительную деятелЫйбсть, и его отличие от функций других государственных органов:

•правосудие осуществляется только судом и лишь установленными законами способами, т.е. путем разрешения в судебныхзаседаниях гражданских (арбитражных), уголовных дел и материалов об административных-правонарушениях;

*каждая форма осуществления правосудия регулируется соответствующими законодательными актами, обеспечивающими соблюдение демократических основ (принципов) и предоставляющими его участникам необходимые гарантии защиты прав и отстаивания своих интересов.

Таким образом, правосудие - это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства, в рамках установленного законом процессуального порядка и применение на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия.

Законами определено, что деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступности и иных правонарушений и имеет цель оградить от всяких посягательств:

  1. закрепленных в Конституции РФ общественного и государственного строя Российской Федерации, ее политической, экономической и социальной систем;

  2. социально-экономических, политических и личных прав исвобод граждан, провозглашенных и закрепленных Конституцией РФ и законами;

  3. прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, их объединений и общественных организаций.