13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
Борьба с таможенными правонарушениями - важное направление деятельности таможенных органов и осуществляется во всех звеньях системы ФТС России. Во исполнение положений об органах ФТС России во всех региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах созданы соответствующие подразделения (управления, отделы, отделения) для производства по делам об административных правонарушениях (нарушении таможенных правил) и для проведения оперативно-розыскных действий и дознания по делам о контрабанде и других преступлениях.
Производство по делам об административных правонарушениях регламентируется гл. 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии с законом дела об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) вправе рассматривать:
руководитель ФТС России, его заместители;
начальники региональных таможенных управлений и их заместители;
начальники таможен, их заместители;
начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
Закон не только устанавливает круг таможенных органов, правомочных рассматривать дела о нарушении таможенных правил, но и определяет их компетенцию, т.е. наделяет соответствующим объемом полномочий по рассмотрению тех или иных дел. При определении органа, который должен рассматривать дело, принимается во внимание прежде всего его компетенция, а также характер правонарушения и правовой статус лиц, привлекаемых к ответственности.
Если субъектом правонарушения выступает должностное лицо, организации или лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такое дело рассматривается таможней, должностное лицо которой либо должностное лицо нижестоящего по отношению к ней таможенного поста вело производство по этому делу.
В случае необходимости таможня может принять к своему рассмотрению дело, по которому к ответственности привлекается физическое лицо, если производство по этому делу вело должностное лицо нижестоящего таможенного поста. Такая необходимость на практике может вызываться особой сложностью или особым общественным значением, а также местом жительства привлекаемого к ответственности физического лица.,
Региональное таможенное управление может принять к своему рассмотрению любое дело, производство по которому вело должностное лицо таможенного органа данного региона, или передать его для рассмотрения в любой другой таможенный орган данного региона с соблюдением общего правила, что дела, по которым к ответственности привлекаются должностные-липа организаций или лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без об* разования юридического лица, рассматривались таможней. Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил региональными таможенными управлениями вызываются случаями особой сложности или особого общественного значения, а также местом нахождения лица, совершившего правонарушение.
ФТС России как центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в России, может принять к своему рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, совершенном на территории Российской Федерации, или передать его для рассмотрения в любой другой таможенный орган. В последнем случае также должно соблюдаться правило, в соответствии с которым дела в отношении должностного лица организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, рассматриваются таможенным органом не ниже таможни. Рассмотрение дел Государственным таможенным комитетом РФ или передача им дел для рассмотрения в другой таможенный орган также может вызываться исключительной важностью дела, особым общественным значением, совершением правонарушений в нескольких регионах.
Нарушением таможенных правил в соответствии с Таможенным кодексом РФ признается противоправное действие или бездействие лица, посягающего на установленный законодательством контроль, осуществление которого возложено на таможенные органы. Все виды административных правонарушений, за которые Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность, можно разделить на три группы.
Нарушения порядка перемещения товаров и грузов через таможенную границу и таможенного режима.
Перемещение через таможенную границу - действия по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с
этой территории любым способом товаров и грузов, включая пересылку в почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.
Под таможенным режимом понимается совокупность положений, определяющих правовой статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Среди наиболее распространенных правонарушений Кодекс РФ об административных правонарушениях указывает на следующие: ^ незаконное перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств, минуя посты таможенного контроля, либо путем использования тайников, либо путем придания одним товарам вида других или с предоставлением подложных документов и другим способом укрытия подлинности провозимых товаров (ст. 16.1);
S несоблюдение запретов или ограничений на ввоз и вывоз товаров (ст. 16.3);
S несоблюдение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5); S причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам без разрешения таможенного органа (ст. 16.8) и некоторые другие административные правонарушения
Нарушения правая таможенного контроля и таможенного оформления, под которыми понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства о таможенном деле, и процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный контроль и завершение таможенного оформления.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение такого порядка:
^ недекларирование или недостоверное декларирование товаров или транспортных средств (ст. 16.2);
S недекларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ (ст. 16.4);
^ выдача без разрешения таможенных органов, утраталибо недоставление в определенное таможенными органами место находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств (ст. 16.9);
s нарушение сроков временного хранения товаров (ст. 16.16). Неуплата таможенных платежей, которые включают таможенную пошлину, налоги, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ, влечет меры ответственности за следующие нарушения:
непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 16.15);
нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу^. 16.22);
приобретение ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил товарови (или) транспортных средств (ст. 16.21) и в некоторых других случаях.
Субъектами ответственности за нарушение таможенных правил являются предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации. На общих основаниях с ними отвечают иностранные физические и юридические лица и военнослужащие, в том числе другие лица, на которых распространяется действие дисциплинар^ ных уставов.
Виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил, включают:
S предупреждение; s штраф;
•S конфискацию товаров и транспортных средств; ^ взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками.
Оперативно-розыскная деятельность и дознание осуществляются соответствующими подразделениями таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела. Обязанность организации и координации выполнения таможенными органами в пределах их компетенции функций органов дознания по уголовным делам возлагается на Управление таможенных расследований и дознания ФТС России.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ дознаватели таможенных органов проводят дознание по делам:
s о контрабанде, т.е. перемещении через таможенную границу товаров и иных предметов в крупных размерах, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или сопряженным с
недекларированием, недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 188 Уголовного кодекса РФ). Под крупным размером понимается стоимость перемещенных товаров, превышающая 500 тыс. руб.;
S уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица, в крупном размере (свыше 500 тыс. руб.), а также совершенное группой лиц, лицом ранее судимым или неоднократно, или в особо крупном размере (свыше 1,5 млн руб.) - ч. 1 и 2 ст. 194 Уголовного кодекса РФ.
В связи с дознанием таможенные органы могут проводить оперативно-розыскные действия. Решение о производстве дознания принимается руководителем регионального таможенного управления или таможни и исполняется уполномоченными на то лицами. Контроль за деятельностью таможенных органов осуществляют .Президент РФ и Правительство РФ. Ведомственный контроль проводят вышестоящие органы управления системы ФТС России.
При рассмотрении жалоб на незаконные решения и действия таможенных органов осуществляется судебный, контроль. Надзор за исполнением законов таможенными органами поручен Генеральному прокурору РФ и уполномоченным им прокурорам.
Вопросы и задания для обсуждения
Что такое таможня и каково ее основное назначение?
Назовите правовые основы деятельности таможенных органов.
Перечислите основные функции таможенных органов.
Охарактеризуйте систему таможенных органов.
Опишите структуру и назовите полномочия ФТС России.
Какими актами регулируется служба в таможенных органах?
Перечислите основные нарушения таможенных правил, влекущие административную ответственность.
Укажите виды взысканий, налагаемых за административныенарушения таможенных правил.
По каким делам таможенные органы проводят дознание?10. Кто осуществляет контроль и надзор за деятельностью таможенных органов?
ОРГАНЫ КОНТРОЛЯ
ЗА ОБОРОТОМ
НАРКОТИЧЕСКИХ
С РЕДСТВ
И ПСИХОТРОПНЫХ
ВЕЩЕСТВ
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности