11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
Правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел базируются на Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов исполнительной власти; уголовное и уголовно-процессуальное законодательство (п. «в», «г», «о» ст. 71).
В развитие конституционных Норм в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в области безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан; охране собственности и общественного порядка; борьбе с преступностью и другими опасными явлениями, а также меры по укреплению кадров и развитию материально-технической <5азы правоохранительных органов (ст. 19). Установлено, что деятельностью так называемых силовых ведомств, в том числе и Министерства внутренних дел РФ (далее - МВД России), руководит Президент РФ, а Правительство РФ осуществляет координацию их повседневной работы (ст. 32).
Организация и деятельность органов внутренних дел РФ детально регулируется Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927, утвердившим Положение 6 Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с Положением МВД России - федеральныйорган исполнительной власти, осуществляюший функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе всфере миграции. , " ,
Основными задачами МВД России являются разработка обшей стратегии государственной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности: обеспечение в пределах своих полномочий защиты.прав и свобод граждан; организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также пресечение административных правонарушений; охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения; управление органами внутренних дел.
МВД России возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят:
Главные управления МВД России по федеральным округам;
органы внутренних дел в субъектах РФ: министерства внутренних дел республик, главные управления (управления) внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;
управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном,водном и воздушном транспорте;
управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;
окружные управления материально-технического и военногоснабжения;
органы управления внутренними войсками (округа внутренних войск, соединения и воинские части);
представительства МВД России за рубежом;
иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством порядке для реализации возложенных наМВД России задач (рис. 11.1).
Деятельность МВД России осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств, взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также соответствующими органами иностранных государств.
Рис. 11.1. Система основных органов Министерс тва внутренних дел РФ
Многообразная и ответственная деятельность МВД России находит выражение в его функциях. В соответствии с законодательством МВД России осуществляет следующие основные полномочия:
формирует с учетом анализа и прогнозирования состоянияправопорядка, общественной безопасности и миграционныхпроцессов основные направления государственной политики в установленной сфере деятельности и осуществляет мерыпо ее реализации;
на основе и во исполнение Конституции РФ, федерального законодательства, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
определяет основные направления деятельности и осушеств-ляет руководство органами внутренних дел и внутреннимивойсками по защите прав и свобод человека и гражданина,обеспечению общественного порядка, защите всех форм собственности, участвует в выполнении федеральных целевыхпрограмм в сфере борьбы с преступностью;
осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает долгосрочные и оперативные прогнозыразвития криминогенной ситуации и на этой основе вноситв установленном порядке в органы государственной властипредложения об укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, усиленииборьбы с преступностью, информирует население по этимвопросам, организует взаимодействие со средствами массовой информации;
обеспечивает выполнение органами внутренних дел и внутренними войсками федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов су&вектов РФ, принятых в пределах их полномочий; I
организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по делам,отнесенным к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает реализацию мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, розыску лиц и похищенного имущества, контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, лицензирование отдельных видов деятельности;
• участвует в организации территориальной обороны РФ и вы- 1полнении мероприятий гражданской обороны;
обеспечивает охрануважныхгосударственныхобъектов, особо важных и режимных объектов, имущества физических июридических лиц по договорам, оказывает содействие предприятиям, учреждениям и организациям в разработке мер пообеспечению их имущественной безопасности, а также личной безопасности их работников;
обеспечивает государственную защиту судей, должностныхлиц правоохранительных и контрольных органов, участниковуголовного судопроизводства и их близких;
осуществляет взаимодействие с международными организациями, правоохранительными органами иностранных государств, направляете иностранные государства своих представителей для реализации полномочий МВД России.
Ряд полномочий МВД России связан с координацией и контролем деятельности Федеральной миграционной службы РФ (далее - ФМС России). МВД России утверждает ежегодный план деятельности ФМС России и отчет о его исполнении; вносит проект положения о ФМС России на рассмотрение Правительства РФ для представления его Президенту РФ; утверждает состав коллегии ФМС России; вносит предложения в Министерство финансов РФ о финансировании ФМС России и ряд других.
МВД России осуществляет и иные функции, отнесенные к его компетенции федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
Приведенный перечень показывает, во-первых, что основным звеном системы МВД России являются органы внутренних дел, выпол-няюгциенаибольишй объем пражюхранительньк функций, и, во-вторых, что управленческие структуры системы МВД России не только управляют, но и сами реализуют деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений и иных правонарушений, используя предусмотренные законом контрольно-административные, оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные формы работы.
МВД России возглавляет министр, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр имеет четырех заместителей, в том числе одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
Министр внутренних дел РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализацию политики в установленной сфере деятельности. Министр:
•/ организует работу центрального аппарата МВД России, распределяет обязанности между своими заместителями, обра зует в пределах своей компетенции входящие в систему МВД России органы, военные части внутренних войск, организации и подразделения;
S вносит Президенту РФ представления о назначении на должности, которые подлежат замещению лицами высшего начальствующего состава внутренних войск и высшими офицерами;
^ вносит в Правительство РФ для последующего представления Президенту РФ проект положения о МВД России, предложение о предельной численности сотрудников и военнослужащих системы МВД России;
s утверждаетструктуруиштатноерасписаниецентральногоап-парата МВД России, положение о коллегии и составе ее членов, положение об образуемых в МВД России консультативных и экспертных органах;
s представляет МВД России в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти иностранных государств;
S назначает на должность и освобождает от должности по представлению директора ФМС России руководителей ее территориальных органов, если иной порядок не установлен законодательством РФ;
•/ осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством РФ.
' Структура центрального аппарата МВД России включает 15 департаментов по основным направлениям деятельности, Следственный комитет при МВД России и Главное командование внутренних войск МВД России.
В соответствии с приказом МВД России от 10 ноября 2004 г. № 730образованыдепартаменты:администратшшый;государствен-ной защиты имущества; кадрового обеспечения; обеспечения без- | опасности дорожного движения; обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах; обеспечения правопорядка на транспорте; охраны общественного порядка; по борьбе с организованной преступностью и терроризмом; собственной безопасности; департамент тыла; уголовного розыска; экономической безопасности; организационно-инспекторский; финансово-эко- | комический и правовой департамент.
Департаменты с учетом характера их деятельности включают 1 различные оперативно-розыскные бюро и центры оперативного J управления (по борьбе с терроризмом, обеспечения оперативной i
деятельности в сфере экономической безопасности), отряд милиции специального назначения «Рысь» и другие подразделения.
В МВД России образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии) его заместителей, директора ФМС России, входя-щеговнее по должности, а также других лиц. Состав коллегии (кроме лиц, входящих в нес по должности) утверждается Президентом РФ. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МВД России. Решение коллегии принимаются большинством голосов и реализуются приказами министра.
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности