14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» было установлено новое наименование службы - Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России) и утверждено Положение о ней.
ФСКН России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их обороту.
Основными задачами ФСКН России являются:
• обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и противодействие их незаконному обороту
выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и следование преступлений, а также производство по делам o6 административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов ФСКН России;
координация деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
участие в разработке и реализации государственной политики в области оборота наркотиков и противодействия их незаконному обороту;
создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств и психотропных веществ;
осуществление взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств, представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков.
ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредствен^ но и (или) через входящие в ее систему территориальные органы управления, иные организации и подразделения, созданные для реализации возложенных на нее задач.
Оценивая задачи ФСКН России, отметим комплексный подход к проблемам наркомании. Кроме осуществления традиционных мер борьбы с наркопреступностю (оперативно-розыскная деятельность, следствие и дознание) задачи включают и контроль за деятельностью государственных органов, юридических и физических лиц, связанной с оборотом наркотиков, и проведение профилактических мер в этой сфере общественных отнрщений.
С учетом стоящих задач определены многосторонние полномо-чия ФСКН России. Их можно разделить на несколько основных групп.
Информационно-аналитические и нормотворческие: обработка и анализ информации в области незаконного потребления и оборота наркотических средств; ведение единого банка данных, касающихся оборота наркотических средств и психотропных веществ; подготовка и внесение Президенту РФ и Правительству РФ предложений по совершенствованию соответствующей нормативной правовой базы; разработка и участие в выполнении федеральных целевых программ по реализации мер борьбы с наркоманией.
Борьба с преступностью и иными правонарушениями: осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознания и следствия поделам, отнесенным к подследственности органов ФСКН России; производство по делам об административных правонарушениях; проведение криминалистических и других экспертных исследований; осуществление профилактических мероприятий по предупреждению незаконного потребления и оборота наркотических средств.
Контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: контроль за оборотом наркотических средств, в том числе лекарственных наркотических и психотропных средств; согласование порядка отпуска наркотических средств гражданам; контроль за хранением, перевозкой и уничтожением конфискованных или изъятых из оборота наркотиков; представление в суд требований о ликвидации юридических лиц в случаях нарушения законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах.
Международное сотрудничество: участие в разработке проектов международных договоров и представление интересов Российской Федерации в международных организациях в рамках своей компетенции; направление официальных представителей ФСКН России в иностранные государства.
Обеспечение собственной безопасности: защита сотрудников органов ФСКН России и лиц, оказывающих содействие этим органам, их близких и имущества от преступных посягательств; разработка и приобретение специальных технических средств, закупка вооружения; обеспечение соблюдения правил оборота оружия в системе органов ФСКН России; организация шифровальных работ и мер по обеспечению государственной и иной охраняемой законом тайны.
Работа с кадрами: Организация подготовки и переподготовки персонала, материально-техническое и фйнанровое обеспечение; медицинское и санаторно-курортное обслуживание; пенсионное обеспечение.
Особо отметим, что к числу полномочий правоохранителей функций ФСКН России отнесены предварительное следствие и дознание по уголовным делам, а также применение норм ответственности за административные правонарушения.
Следователи органов ФСКН России ведут предварительное следствие при наличии отягчающих обстоятельств (рецидив, совершение преступления группой, крупный размер), включая дела о преступлениях: контрабанда наркотиков; незаконное хранение, изготовление и переработка наркотиков с целью сбыта; хищение или вымогательство наркотических средств; склонение к потреблению наркотиков; организация либо содержание притонов для потребления наркотиков и некоторые другие.
По этим же преступлениям без учета отягчающих обстоятельств проводится дознание оперативными сотрудниками органов наркоконтроля.
По ряду уголовных дел о незаконном предпринимательстве: легализации незаконных доходов и некоторым другим преступлениям в сфере экономической деятельности, а также по делам о получении или даче взятки и другим - предварительное следствие ведется следователями органа, выявившего эти преступления.
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях руководители органов ФСКН России и их заместители рассматривают дела: о незаконном приобретении или хранении наркотических веществ без цели сбыта (ст. 6.8); непринятии мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, используемых для -изготовления наркотических средств (ст. 10.4) и непринятии мер по уничтожению дикорастущих растений такого рода (ст. 10.5), а также потреблении наркотиков в общественном месте (ст. 20.20).
Кроме того, по ряду административных правонарушений сотрудникам органов ФСКН России предоставлено право составлять протоколы с передачей их на рассмотрение уполномоченным органам и должностным лицам.
В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы Российской Федераций по контролю за оборотом наркотиков» ФСКН России возглавляет директор в ранге федерального министра, назначенный на должность Президентом РФ. В ФСКН России введены должности четырех заместителей директора, назначаемых на должность Президентом РФ, и 10 департаментов по основным направлениям деятельности. Общая численность сотрудников центрального аппарата определена в количестве 1400 единиц.
Структура ФСКН России включает следующие подразделения:
ФСКН России - центральный аппарат;
региональные управления по федеральным округам;
управления в субъектах РФ;
организации и подразделения, обеспечивающие деятельностьсистемы ФСКН России (экспертно-криминалистические, оперативно-технические, материально-технического обеспечения и др.);
ФСКН России (центральный аппарат) состоит из следующих департаментов:
организационно-региональной деятельности;
оперативно-розыскной;
межведомственной и информационной;
следственного департамента;
международно-правовой деятельности;
кадрового обеспечения;
оперативного обеспечения;
специального и криминалистического обеспечения;
тылового обеспечения;
административного аппарата.
В состав департаментов входят управления с учетом характера его деятельности. Так, в департамент организационно-региональной деятельности Входят семь управлений по числу федеральных округов и организационно-инспекторское управление; воперативно-розыскной - три управления: по противодействию наркопреступности, подрыву экономических основ наркопреступности, контролю за легальным оборотом наркотиков - и отдел дознаний и административной практики.
Директор ФСКН России:
•S организует работу, руководит на принципах единоначалия деятельностью органов наркоконтроля и несет ответственность за выполнение возложенных на них задач; S устанавливает полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними и полномочия других должностных лиц по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых и иных вопросов, относящихся к компетенции ФСКН России;
S информирует Президента РФ и Председателя Правительства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции ФСКН России, и вносит на их рассмотрение проекты нормативных актов и предложений, касающихся совершенствования законодательства по вопросам в установленной сфере деятельности; S представляет ФСКН России в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти РФ, а также компетентными органами иностранных государств; S создает, реорганизует и упраздняет в соответствии с законодательством РФ территориальные органы, а также подразделения и организации обеспечивающие деятельность органов службы нарконтроля; назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;
S присваивает сотрудникам органов ФСКН России специальные звания до полковника полиции включительно и квалификационные разряды государственным служащим системы; S вносит на рассмотрение Президента РФ предложения на утверждение членов коллегии и утверждает положение о коллегии ФСКН России;
S распоряжается финансовыми средствами, в том числе валютными, выделяемыми из федерального бюджета на содержание органов ФСКН России, а также осуществляет ряд других полномочий в соответствий ^законодательством РФ.
В ФСКН России образована коллегия из 18 членов, состав которой, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждается Президентом РФ.
Решения коллегии оформляются приказами ФСКН России. При наличии разногласий председатель коллегии реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии могут довести свое мнение до сведения Президента РФ.
Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии ФСКН России и других федеральных органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами руководителей соответствуй ющих ведомств.
Для обеспечения эффективной деятельности органов ФСКН России важнейшее значение имеет организация службы во вновь созданном правоохранительном органе. Правовая основа и порядок службы до принятия федерального закона установлены Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613, утвердившим Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ '(далее - Положение).
В соответствии с Положением персонал сотрудников ФСКН России включает следующие категории:
сотрудники - проходящие службу в этих органах граждане, которым в установленном порядке присваиваются специальные звания;
федеральные государственные служащие - граждане, занимающие должности федеральной государственной службы в соответствии с законодательством РФ;
работники органов ФСКН России - граждане, занятые техническим обеспечением функций органов ФСКН России, трудовые отношения с которыми регулируются законодательством о труде.
В соответствии с Положением на службу принимаются граждане в возрасте от 20 до 40 лет, владеющие русским языком, способные по своим личным и профессиональным качествам, состояниях здоровья выполнять возложенные на них обязанности.
К числу ограничений при приеме и прохождении службы относятся: наличие судимости или привлечение к уголовной ответственности; отказ от прохождения процедуры проверки, в том числе и от обязательной дактилоскопической регистрации; наличие гражданства другого государства; решение компетентных органов об отказе в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторые другие.
Регламентированы права и обяз!аннрсти сотрудников, порядок присвоения специальных званий, меры поощрения и дисциплинарной ответственности.
Нормы, регламентирующие порядок прохождения службы, регулируют режим рабочего времени, меры социальной защиты, медицинского, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
Включены и некоторые специфические требования к службе. Так, в исполнение Должностных обязанностей входят участие в сборах, учениях и спортивных соревнованиях; действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства фаждан; нахождение в положении заложника в связи с исполнением обязанностей службы.
Положение определяет порядок привлечения сотрудников для выполнения специальных заданий по выявлению, предупреждению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Сведения о такой деятельности сотрудника могут быть преданы гласности только с его письменного согласия.
Вопросы и задания для обсуждения
Назовите международно-правовые акты, регулирующие проблемы наркомании.
Дайте общую характеристику Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Каковы правовой статус и структура органов ФСКН России?
Перечислите основные функции ФСКН России.
Каковы основные положения, регулирующие правоохранительную службу в органах ФСКН России?
О РГАНЫ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности