14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
В настоящее время наркомания приобретает характер глобальной социальной проблемы. Вред, наносимый здоровью и благополучию людей, отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы жизнедеятельности общества и государства, потребовали консолидации усилий международного сообщества, принятия международно-правовых мер по предотвращению незаконного производства, спроса и оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Конвенция Организации Объединенных Наций, принятая 21 февраля 1971 г. в Вене (далее-Конвенция), определила сферу контроля над психотропными веществами, порядок их использования для медицинских целей, меры по запрещению и ограничению экспорта и импорта наркотических веществ, общее направление мер по противодействию незаконному обороту психотропных веществ и наказанию виновных.
В соответствии с Конвенцией был образован Международный комитет ООН по контролю за наркотиками. Комитет подготавливает ежегодные доклады о своей работе, содержащие полученную им информацию вместе с любыми замечаниями и рекомендациями. Доклады препровождаются сторонам соглашения и затем публикуются Генеральным секретарем ООН.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая 19 декабря 1988 г., на шестом пленарном заседании констатировала все большее распространение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ среди различных социальных групп и обратила особое внимание на использование детей в качестве потребителей наркотиков и их эксплуатацию при незаконном производстве и обороте психотропных веществ. Была подчеркнута взаимосвязь между незаконным оборотом наркотиков и иными формами организованной преступности, которая подрывает экономику и создает угрозу для стабильности, безопасности и суверенитета государства.
Конвенция дополнительно регламентировала меры по оказанию взаимной юридической помощи, включая подготовку кадров, передачу материалов уголовного разбирательства, выдачу преступников и ряд других вопросов, связанных с усилением борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Рекомендовано каждой стороне создавать и содержать специальное управление во исполнение положений Конвенции для контроля над наркотическими средствами.
Международные правовые акты нашли отражение и развитие в национальном законодательстве РФ. В русле положений, упомянутых Конвенцией, наряду с мерами уголовной и административной ответственности, Президентом РФ и Правительством РФ были приняты нормативные правовые акты, специально регулирующие эту сферу общественных отношений.
Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» была запрещена свободная реализация продукции (работ, услуг) и отходов производства, которые могли способствовать распространению наркотических средств и психотропных веществ. Утверждено Положение о Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблениям наркотическими средствами и их незаконному обороту. Основные задачи комиссии включали выработку и осуществление на основе межправительственных и межведомственных соглашений мероприятий по обеспечению реализации государственной политики по контролю за наркотиками.
К полномочиям комиссии относилось принятие обязательных решений по пресечению незаконного оборота наркотиков; заслушивание отчетов должностных лиц органов исполнительной власти по вопросам деятельности комиссии; внесение предложений о распределении финансовых средств и материальных ресурсов; сотрудничество с международными организациями и ряд других.
Правительством РФ устанавливались государственные квоты, в пределах которых осуществлялись производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ. Их суммарное производство, ввоз (вывоз) для любых целей не мог превы* шать ранее установленного объема, а внесение изменений могло иметь место только по постановлению Правительства РФ.
Важным шагом в деле усиления борьбы с наркоманией стало принятие Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», которым установлены правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Согласно Закону государственная политика в этой сфере отношений базируется на следующих принципах:
государственная монополия на основные виды деятельности,связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;'
лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических веществ;
координация деятельности федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков на многосторонней и двусторонней основе.
В организационном плане предусматривалось создание и функционирование по решению Президента РФ и Правительства РФ специально уполномоченных органов исполнительной власти по решению задач в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Субъектам РФ предоставлялось право создавать такие органы на региональном уровне, осуществлять правовое регулирование и организовывать исполнение законодательства РФ о наркотических средствах и психотропных веществах. Негосударственным организациям и объединениям запрещалось осуществлять такое регулирование.
Закон детально регламентировал особенности деятельности по производству, изготовлению и переработке наркотических средств и психотропных веществ, их хранению, перевозке и пересылке; рпре-делял порядок отпуска физическим Ьщам; использование в медицинских целях, ветеринарии, а также научных и учебных целях.
Значительное место в законе уделено правовому регулированию противодействия незаконному обороту наркотиков. Проведение таких мер возлагалось на Генерального прокурора РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, таможенную, пограничную и службу внешней разведки, а также на Министерство здравоохранения РФ и другие государственные органы исполнительной власти.
Организация противодействия наркомании осуществлялась на основе соответствующих федеральных целевых программ, которые были призваны обеспечивать координацию деятельности всех причастных к их исполнению органов государственной власти. Финансирование целевых программ осуществлялось за счет средств федерального бюджета, а также путем создания специальных внебюджетных фондов.
Согласно закону противодействие Незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ включало ряд мер, связанных со спецификой данной сферы общественных отношений. В их числе:
V медицинское освидетельствование лиц, в отношении которых есть основание полагать, что они находятся в состоянии наркотического опьянения или больны наркоманией. Такие меры проводятся на основании решения судьи, прокурора, по постановлению следователя или дознавателя; •S установление ограничения на занятия отдельными видами профессиональной деятельности больных наркоманией. Перечень видов такой деятельности определяется Правительством РФ; s наркологические средства, психотропные вещества, инструменты или оборудование для их приготовления подлежат конфискации и обращению в доход государства или уничтожению; V пропаганда каких-либо преимуществ наркотиков или деятельности, направленной на их Производство и распространение, средствами массовой информации запрещалась и влекла ответственность, установленную законом; S ликвидация юридических лиц, осуществляющих финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств; s должностные лица органов, на которые возложена ответственность осуществлять противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, обязаны принять меры, обеспечивающиегпривлечение виновных к административной или уголовной, ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» регламентировал широкую палитру правовых мер, которые должны были осуществляться с целью борьбы с незаконг ньш оборотом наркотиков. В числе исполнителей перечислены практически асе правоохранительные органы РФ. К недостаткам закона относится то обстоятельство, что стоящие перед ним задачи были сформулированы в общем виде,' без их подразделения с учетом характера деятельности конкретных органов правоохраны.
Как показала почти пятилетняя практика, борьба с наркоманиейне дала должного результата. В стране только официально зарегистрированных учтено около 500 тыс. наркоманов. Фактически, по оценке различных экспертов, их численность составляет не менее 3,5-4 млн человек. Происходила консолидация организованных преступных наркогруппировок. Отмечалась попытка установления ими контроля над некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу. Наркобизнес межрегионального и транснационального масштаба становился по существу политическим явлением, угрожающим целостности и безопасности России.
В этих условиях было принято решение о передаче Министерству внутренних дел РФ дополнительных полномочий и создание своего рода центра, координирующего борьбу с наркопреступностю. При Министерстве внутренних дел РФ было образовано новое структурное подразделение - Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ во главе с заместителем министра внутренних дел РФ.
На комитет и его органы на местах, созданные на базе главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, возлагалось исполнение законодательства РФ, регулирующего ответственность за незаконный оборот наркотиков, ведение банка данных по вопросам противодействия наркомании, координация с другими органами власти мер по предотвращению и пресечению наркопреступности.
Однако принятых мер оказалось недостаточно. Наркопреступность продолжала возрастать. За последние 10 лет уровень преступлений, связанных с наркотиками, увеличился в 15 раз. По мнению специалистов, одной из основных причин слабой эффективности работы в этой области являлась ведомственная разобщенность, поверхностное отношение к определению главных направлений воздействия на криминальную среду и в первую очередь на ее экономическую составляющую.
Таким образом, в очередной раз встал вопрос о создании единого авторитетного правоохранительного органа по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, о чем шла речь и в Конвенциях ООН 1971 и 1988 гг., и в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах». 11 марта 2003 г. было принято решение Президента РФ о создании Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № ЗОб «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотиков при МВД России был преобразован в Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - Госнаркоконтроль России).
Госнаркоконтроль России - специально уполномоченный орган, обеспечивающий исполнение законодательства РФ в сфере борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических веществ. Общая численность вновь созданного правоохранительного органа определена в количестве 40 тысяч штатных единиц в основном за счет перевода на новую службу сотрудников ранее упраздненной налоговой полиции РФ.
В связи с проведением административной реформы и в целях совершенствования государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств Госнаркоконтроль России был преобразован в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков.
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности