11.2. Организация милиции в Российской Федерации
Одно из основных структурных подразделений, входящих в систему органов МВД России, - милиция, осуществляющая охрану общественного порядка, борьбу с преступлениями и иными антиобщественными проявлениями. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» определил ее место и роль в системе государственных органов, комплексно урегулировал правовой статус и организационную структуру милиции, обязанности и права ее сотрудников.
Милиция в Российской Федерации - система-государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных федеральными законами.
Закон РФ «О милиции» определил задачи милиции, установив, что иные обязанности на нее могут возлагаться только федеральными законами. К основным задачам милиции отнесены:
обеспечение безопасности личности;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
выявление и раскрытие преступлений;-
охрана общественного порядка и обеспечение общественнойбезопасности;
зашита частной, государственной, муниципальной и иныхформ собственности;
оказание помощи физическим и юридическим лицам в защитеих прав и законных интересов в пределах, установленных законом.
Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
Милиция решает свои задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, обшественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Закон РФ «О милиции» особо подчеркнул обязанности милиции по обеспечению прав личности, уточнив и конкретизировав ряд положений:
^ милиция защищает права и свободы человека и гражданина; независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места; жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
^ милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию; другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению;
S всякое ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основании и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции обязан разъяснить основания и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности;
S милиция обязана предоставлять задержанным возможность реализовать свое право на юридическую помощь, сообщать по их просьбе (а в случаях задержания несовершеннолетних ~ в обязательном порядке) о задержании родственникам, администрации по месту работы или учебы; •S милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
•/ милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы.
В соответствии с Законом РФ «О милиции» милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную и общественной безопасности (рис. 11.2).
Рис, 11.2. Милиция РФ
Криминальная милиция выявляет, предупреждает, пресекает и раскрывает преступления, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организует и осуществляет розыск
лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уюгоня1-ющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей. Криминальная милиция выступает органом дознания.
Начальник криминальной милиции субъекта РФ назначается на должность и освобождается от должности министром внутренних дел РФ и является заместителем руководителя соответствующего органа внутренних дел.
Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность руководителями органов внутренних дел субъектов РФ и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 925 «О подразделениях криминальной милиции»- было утверждено По-, ложение о создании, реорганизации и ликвидации подразделении криминальной милиции и ее структура.
В криминальную милицию входят подразделения:
•S уголовного розыска;
s по борьбе с экономическими преступлениями;
•S по налоговым преступлениям;
S. по борьбе с организованной преступностью;
J оперативно-поисковые; специальных технических мероприятий;
s собственной безопасности и отряды милиции специального назначения;
S оперативно-розыскной информации.
В криминальную милицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.
В связи с ликвидацией в центральном аппарате МВД России единой Службы криминальной милиции и передачей ее функций в соответствующие департаменты органами управления криминальной милиции являются соответствующие подразделения МВД России, подразделения по федеральным округам, в органах внутренних дел субъектов РФ, на транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах."
Милиция общественной безопасности обеспечивает безопасность. j личности, общественную безопасность, охрану собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых предварительное следствие необязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.
Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции я исполнении возложенных на нее обязанностей. Милиция общественной безопасности считается органом дознания.
Начальник милиции общественной безопасности субъектов РФ утверждается и освобождается от должности министром внутренних дел РФ по представлению руководителя органов внутренних дел субъекта РФ, согласованному с высшим должностным лицом соответствующего субъекта РФ, и является по должности заместителем начальника органа внутренних дел субъекта РФ. ' Начальник милиции общественной безопастности района, города, иных муниципальных образованийиазначается и освобождается от должности руководителем органа внутренних дел субъекта РФ по согласованию с органом местного самоуправления и является по должности заместителем начальника органа внутренних дел.
Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность подразделении милиции общественной безопасности.
Правительство РФ постановлением от 7 декабря 2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» утвердило Положение о создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, и ее структуру.
В милицию общественной безопасности входят:
•S дежурные части; '
V участковые уполномоченные милиции;
V Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России;
S изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
S специальные приемники для содержания арестованных в административном порядке; -
•/ приемники-расгфеделителидлялиц,задержанныхзабродяж-ничество и попрошайничество;
s медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;
S центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей;
s отряды милиции особого назначения;
^ подразделения: вневедомственной охраны; патрульно-постовой службы; дознания; по делам несовершеннолетних; по охране дипломатических представительств и консульств; ли-цензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
С деятельностью милиции связана и проблема создания муниципальных органов охраны общественного порядка - муниципальной милиции.
Первая попытка решения этой проблемы относится к 1996 г., когда Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 802 «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» предусматривалось подготовить проект соответствующего закона. Однако реальных шагов в этом направлении не последовало.
Спустя два года был принят новый Указ Президента РФ от 17 сентября 1998 г, № 1115 «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления». Были определены регионы, где проводился эксперимент, утверждено Положение о порядке его проведения и определен срок-подведения итогов не позднее 1 января 2000 г.
К сожалению, вопрос не нашел окончательного решения, и Указом Президента РФ от 2 июня 2000 г. № 1011 «О завершении эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления» эксперимент был прекращен, а МВД России было предложено обобщить опыт и использовать его в мероприятиях по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности. Обязанности милиции:
s предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств; ^ выявлять и раскрывать .преступления;
s осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;
•/ обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
; ^ принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствияхидругихчрезвьгаайньгхсобытияхнеотложныемеры . . по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи;
V охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу;
S осуществлять государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательством РФ;
S осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности, а также приобретения оружия и патронов к нему в соответствии с законодательством РФ.
Для выполнения возложенных не нее обязанностей милиции предоставляются следующие права:
•/ требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, иных противоправных действий;
/ проверять у граждан и должностных лиц документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
•/ вызывать граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам в случаях, предусмотренных законом, подвергать их приводу;
V получать от граждан и должностных лиц объяснения, сведения, справки, документы;
^ участвовать в налоговых проверках и получать сведения, составляющие налоговую тайну;
S составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание;
^ производить уголовно-процессуальные действия;
S задерживать и содержать под стражей подозреваемых и лиц, которым .мерой пресечения избрано заключение под стражу;
•/ задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от назначенных принудительных мер медицинского и воспитательного характера;
S задерживать и доставлять в приемники-распределители лиц в случаях и порядке, определенных законом;
•/ задерживать и доставлять в медицинские учреждения лиц, находящихся в состоянии опьянения и утративших способность
самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе;
S задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений, до передачи военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей и ряд других полномочий. Милиция имеет право в пределах и условиях, установленных законом, на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Законные требования сотрудников милиции обязательны для исполнения. Их невыполнение или прегытствование совершению возложенных на сотрудников милиции обязанностей влекут установленную законом ответственность. При осуществлении своих полномочий сотрудник милиции подчиняется только непосредственному и прямому начальнику.
Усилен контроль за законностью деятельности милиции. Закон подчеркивает, что использование милицией предоставленных ей прав возможно только в целях выполнения обязанностей, возложенных на нее законом,
В отличие от прежней нормы, возлагавшей контроль за деятельностью милиции только на руководство МВД России, новая редакция Федерального закона «О милиции» установила, что контроль осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Надзор за законностью деятельности милиции осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Гражданин, считающий, что действия или бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать такие нарушения вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд. За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность.
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности