6.2. Статус судей и организация
деятельности Конституционного Суда РФ
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» закрепил особое правовое положение Конституционного .Суда РФ, что нашло отражение и в регулировании порядка отбора кандидатов, процедуре их назначения на должность судей и гарантиях их независимости при исполнении возложенных полномочий.
Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Детально регламентирована и процедура назначения на судейскую должность. Предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президентом РФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы РФ, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации, Назначенным на должность считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации приводит к присяге кандидата, назначенного на должность судьи Конституционного Суда РФ.
Судья Конституционного Суда РФ назначается надолжность на срок 35 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ - 70 лет. Назначение надолжность судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержит перечень занятий идействий, не совместимых с должностью судьи Конституционного Суда РФ.
Судья Конституционного Суда РФ не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы РФ, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда РФ.
Судья Конституционного Суда РФ не вправе осуществлять защиту или представительства, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Судья Конституционного Суда РФ не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельностью- Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединении, даже если они и не преследуют политических целей.
Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.
На судей Конституционного Суда РФ распространяются гарантии, установленные для всех судей Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей Российской Федерации». Независимость судьи Конституционного Суда РФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению (см. гл. 8).
Материальные гарантии, связанные с оплатой труда, социальным обеспечением, предоставлением жилья, социально-бытовым обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным для всех иных судей высших судов РФ. В случаях если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда РФ предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов (см. Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей»).
Деятельность Конституционного Суда РФ включает осуществ-. ление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана.
Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих соответственно 10 и девять судей. Персональный состав палатуста-навливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом Конституционного Суда РФ. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Председатель и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты.
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях могут рассматриваться любые вопросы и исключительно - наиболее важные дела: о соответствии Конституции РФ конституционно-правовых актов субъектов РФ, толковании Конституции РФ и даче заключения о соблюдении порядка импичмента Президенту РФ. Остальные дела могут рассматриваться в заседаниях палат.
В пленарных заседаниях также принимаются послания Конституционного Суда РФ, решается вопрос о выступлении с законодательной инициативой, формируется персональный состав палат, при нимается Регламент Конституционного Суда 'РФ, распределяются дела между палатами, принимается решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ.
В пленарных заседаниях избирается Председатель, его заместитель и судья-секретарь Конституционного Суда РФ. Выборы проводятся в индивидуальном порядке тайным голосованием сроком на три года. По истечении этого срока они могут быть избраны на новый срок. Рассмотрение вопроса о досрочном освобождении этих лиц возможно по инициативе не менее пяти членов Конституционного Суда РФ и производится большинством не менее 3/3 от общего числа членов Конституционного Суда РФ. Председатель Конституционного Суда РФ: ^ руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает и председательствует в заседаниях;
S вносит вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;
представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами я организациями, общественными объединениями и по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени; •s осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Суда кандидатуры руководителей секретариата и других подразделений и служб, а также штатное расписание аппарата. Вопросы организации внутренней деятельности Конституционного Суда РФ детализируются в Регламенте Суда. Регламент устанавливает порядок определения персонального состава палат и распределения дел между ними, очередность рассмотрения дел, некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства, требования к работникам аппарата и некоторые другие вопросы.
Существенной стороной гарантий деятельности Конституционного Суда РФ считается обеспечение его независимости в финансовом, кадровом и материально-техническом отношениях. Финансирование Конституционного Суда РФ производится за счет отдельной строки федерального бюджета и не может быть уменьшено по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. Имущество, необходимое Конституционному Суду РФ, находится в его оперативном управлении.
Какое бы то ни было ограничение установленных законом правовых, организационных, финансовых, материально-технических и других условий его деятельности не допускается.
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности