5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
Высший Арбитражный Суд РФ считается высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных форма* судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ включают вопросы, непосредственно связанные с осуществлением правосудия и обеспечением организации деятельности системы арбитражных судов страны.
В сфере правосудия Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в первой инстанции:
делаобоспариваниинормативныхправовыхактовПрезидента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
разрешает экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами РФ (ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ); рассматривает в лорядке надзора дела, решения по которым, принятые арбитражными судами любого уровня, вошли в законную силу (ст. 292 Арбитражного процессуального кодекса РФ), атакже пересматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в тех случаях, когда решения или определения по ним были приняты Высшим Арбитражным Судом РФ (ст. ЗЮАрбитражногопроцессуальногокодексаРФ); s изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законодательства, регулирующего отношения в экономической сфере, и дает разъяснения в целях обеспечения единства судебной практики.
Реализуя возложенную на него функцию по созданию условий деятельности арбитражных судов, Высший Арбитражный Суд РФ принимает меры по кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; разрабатывает предложения по совершенствованию законов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие во просы деятельности арбитражных судов. В состав Пленума входят Председатель, заместители и все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ. В заседаниях Пленума вправе принимать участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ, Председатель Конституционного Суда РФ и Председатель Верхбвного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ могут принимать участие судьи арбитражных су-
дов, представители органов государственной власти РФ и субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ: •s рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами-и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
S решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности законов;
S утверждаетпо представлению Председателя членов судебных •коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ, а по представлению председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ - судей, входящих в состав президиумов соответствующих судов; ^ решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов РФ.
Порядок работы Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ подробно детализирован Регламентом арбитражных судов, утвержденным постановлением Пленума Высшего Арбитражною Суда РФ от 5 июня 1996 г. № 7 «Об утверждении регламента арбитражных судов». В нем, в частности, устанавливается порядок и сроки подготовки проектов документов, вносимых на рассмотрение Пленума, докладчики и время выступлений, процедура участия Генерального прокурора РФ и его заключения и другие вопросы.
В соответствии с действующим законом постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих членов Пленума и подписьшаются.Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Постановления Пленума по вопросам своего ведения обязательны для арбитражных судов РФ.
В полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не входит рассмотрение конкретных арбитражных дел. Эту функцию выполняет Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя,.заместителей Председателя и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ. По решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда РФ. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ.
Основное полномочие Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ - рассмотрение дел в порядке надзора по проверке вступивших в силу судебных актов арбитражных судов РФ. Кроме того, Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует все арбитражные суды.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ собирается Председателем по мере необходимости. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов, постановления подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.
Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ возглавляют заместители Председателя Суда. Их основная обязанность-рассмотрение дел по первой инстанции. В судебных коллегиях образуются судебные составы, которые формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ во главе с утверждаемыми Пленумом председателями судебных составов.
Помимо рассмотрения дел в первой инстанции, судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ является судьей и осуществляет все процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
В организационном плане Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ созывает Пленум и Президиум и председательствует на их заседаниях, осуществляет общее руководство аппаратом Суда, распределяет обязанности между заместителями, представляет Высший Арбитражный Суд РФ в сношениях с государственными, общественными и иными органами.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.
При Высшем Арбитражном Суде РФ создан Совет председателей арбитражных судов, который считается совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов.
Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработки предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, состав и положение о котором утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.
Печатный орган Высшего Арбитражного Суда РФ - «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», в котором публикуются постановления Пленума и Президиума, судебная практика по наиболее сложным делам и другая информация о деятельности арбитражных судов РФ.
Федеральные арбитражные суды округов - звено системы арбитражных судов. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в силу решений арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» на территории страны действует 10 федеральных арбитражных судов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального округов.
Федеральные арбитражные суды округов образованы по зональному принципу с учетом экономике-географических особенностей регионов. Юрисдикция федерального арбитражного суда округа распространяется на арбитражные суды субъектов РФ и арбитражные апелляционные суды, входящие в состав соответствующего ок-
РУга-
Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума и судебных коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений.
Основное полномочие федерального арбитражного суда округа - проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами.
В отличие от гражданского и уголовного судопроизводства кассационная жалоба подается после вступления решения нижестоящего суда в силу. Отсюда и особенности кассационного производства в вышестоящем суде. В соответствии со ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ федеральный арбитражный суд округа, рассмотрев кассационную жалобу, может принять одно из следующих решений:
1) оставить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции без изменения;
отменить решение первой или постановление апелляционнойинстанции и передать дело для повторного рассмотрения в соответствующую инстанцию суда субъекта РФ;
отменить полностью и частично решение и постановлениеарбитражного суда субъекта РФ и принять новое решение;
изменить решение первой инстанция или постановлениеапелляционной инстанции;
отменить решение суда первой инстанции или апелляционное постановление полностью или частично и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотренияполностью или в части.
Федеральные арбитражные суды округов наделены полномочиями пересмотреть по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими ранее и вступившие в законную силу судебные акты. К их полномочиям также относятся изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов.
Президиум федерального арбитражного суда не наделен полномочиями по рассмотрению конкретных судебных дел и выполняет функции организационного плана: утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов, рассматривает другие вопросы организации работы суда.
Судебные коллегии федеральных арбитражных судов округов, возглавляемые заместителями председателя суда, проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным нижестоящими арбитражными судами РФ. В коллегиях формируются судебные составы из числа судей, входящихвсоответстаующую .коллегию. Судебные составы формируются председателем федерального арбитражного суда округа. Им же утверждаются и председатели судебных составов.
Председатель федерального арбитражного суда округа является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ. К его обязанностям организационного плана относятся распределение полномочий между заместителями, формирование судебных составов, организация работы президиума, общее руководство аппаратом суда, назначение на должность и освобождение от должности сотрудников аппарата и другие полномочия, установленные федеральными законами.
Как справедливо отмечалось практическими работниками и научной общественностью, организационная структура арбитражных судов требует дальнейшего совершенствования и прежде всего -
устранения несвойственного российскому процессуальному праву порядку рассмотрения дела в первой и второй инстанции в одном и том же суде - арбитражном суде субъекта РФ.
В этой связи Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. N° 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации"» были внесены соответствующие изменения.
Согласно этому закону в пределах территории 10 действующих окружных арбитражных судов создается 20 апелляционных арбитражных судов из расчета один.суд на два-три субъекта РФ. Место пребывания арбитражного апелляционного суда определяет Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ и официально извещает об этом. Арбитражный апеллящюавый суд:
•s проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело; V пересматриваетповновьоткрывшимсяобстоятельствампри-
нятые им и вступившие в законную1 силу судебные акты; •S обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом в апелляционной инстанции;
^ изучает и обобщает судебную практику; ^ подготавливает предложения по совершенствованию законов
и иных нормативных правовых актов; S анализирует судебную статистику Арбитражный апелляционный суд действует в составе:
• президиума апелляционного суда, который утверждает членов судебных коллегий, председателей судебных составов ирассматривает другие вопросы организации работы суда;
> судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, к полномочиям которых отнесена проверка в апелляционном прядке законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ;
• председателя суда, выполняющего функции судьи, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а также распределяющего обязанности между заместителями и осуществляющего общее руководство аппаратом суда.
Закон устанавливает также, что в целях приближения правосудия к месту жительства участвуюших в деле лиц, проживающих в отдельных местностях, а также с учетом большого количества дел, рассматриваемых арбитражными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражных апелляционных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, 'расположенные вне места постоянного пребывания этих судов и возглавляемые заместителями пред-' седателей соответствующих арбитражных судов.
Новый порядок осуществления правосудия будет вводится поэтапно, по мере формирования соответствующих арбитражных апелляционных судов. Реформа должна быть завершена не позднее 1 января 2008 г. До создания новых судов арбитражное судопроизводство будет осуществляться в соответствии с ныне действующими законодательными нормами.
Арбитражные суды субъектов РФ осуществляют судебную власть в границах соответствующего региона. На территории нескольких субъектов РФ может быть создан один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.
В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, и могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и споров, возникающих из административных правоотношений.
Президиум арбитражного суда субъекта РФ рассматривает только вопросы организационной деятельности суда: утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов, рассматривает вопросы судебной практики, решает другие вопросы организационной деятельности суда. Основную работу по осуществлению правосудия в первом звене системы арбитражных судов выполняют судебные коллегии и судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей коллегии, а при отсутствии судебных коллегий - из числа судей этого суда. Судебные коллегии возглавляются заместителями председателя суда. Судебные составы формируются председателем суда* председатели судебных составов утверждаются президиумом суда. Полномочия в сфере правосудия включают; •S рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;
пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых данным судом и вступивших в законную силу судебных актов;
обращение с запросом в Конституционный Суд РФ по рассматриваемым им делам;
изучение и обобщение судебной практики.
Председатель арбитражного суда субъекта РФ является судьей и осуществляет все установленные законом процессуальные полномочия. Как организатор деятельности арбитражного суда председатель: распределяет обязанности между своими заместителями; формирует судебные составы; созывает президиум и председательствует на его заседаниях; осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда.
Председатель арбитражного суда субъекта РФ представляет суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами и вправе принимать участие в заседаниях органов государственной власти субъектов РФ.
В составе арбитражных судов субъектов РФ в отдельных местностях по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания суда.
Организационное обеспечение деятельности всех арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ. Высший Арбитражный Суд РФ производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов и осуществляет финансирование арбитражных судов.
Материально-техническое снабжение и обеспечение служебными помещениями арбитражных судов, а также медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов судов осуществляются соответствующим органом исполнительной власти по месту нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета.
Аппарат арбитражного суда организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле; проверяет и выдает документы; проверяет уплату государственных пошлин; ведет учет движения дел и сроков их прохождения; осуществляет хранение дел; ведет статистический учет; осуществляет материально-техническое обеспечение суда и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата.
Работники аппарата арбитражного суда находятся на федеральной государственной службе. Права, обязанности, ответственность работников аппарата и условия прохождения ими государственной службы устанавливаются в соответствии с законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе.
Финансирование арбитражных судов производится за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральными законами. Расходы на содержание арбитражных судов предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете.
Размер расходов на содержание федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ устанавливается Высшим Арбитражным Судом РФ с учетом мнения совета председателей арбитражных судов.
5.3. Компетенция арбитражных судов
Как уже отмечалось, арбитражные суды рассматривают споры, возникающие из гражданских и иных экономических отношений, и споры, связанные с конфликтами в сфере административных правоотношений. В соответствии со ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по спорам:
• междуюридическимилицами (организациями), гражданами,осуществляющими предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;
• Российской Федерацией и субъектами РФ, субъектами РФ.Все споры, о которых шла речь выше, разделены на экономические и иные дела, рассматриваемые арбитражным судом.
К экономическим спорам, возникающим из гражданских правоотношений, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся дела:
S о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
•S изменении условий или о расторжении договоров;
^ неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
S признании права собственности;
•f истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
S нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;
S возмещении убытков и некоторые другие.
•К экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, относятся дела:
^ об оспаривании нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы заявителей в предпринимательской и иной экономической деятельности в сфере предпринимательской деятельности;
^ административных правонарушениях, если Кодексом РФ об административных правонарушениях и иными федеральными законами их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
•/ признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
•S взыскании с организаций и граждан обязательных платежей, санкций государственными органами, органами местного самоуправления и иными^ осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
К иным делам, рассматриваемым арбитражными судами, относятся споры:
S об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
V несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан;
V обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
S защите предпринимательской деятельности и деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности;
•S признании не подлежащими исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
•/ оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Таким образом, в сферу деятельности арбитражных судов отнесены и дела, связанные с экономической деятельностью граждан, в том числе и в тех случаях, когда гражданин не зарегистрирован как частный предприниматель. В целях уточнения подсудности в этих и подобных случаях Пленумом Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ 18 августа 1992 г. было принято совместное Постановление № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», которым была разграничена подсудность таких дел.
В арбитражных судах дела по первой инстанции рассматриваются единолично. В этом случае, разрешая дела и отдельные вопросы, он действует от имени арбитражного суда.
Дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, об оспаривании актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально. По решению председателя суда и любое другое дело по первой инстанции может быть рассмотрено коллегиально.
Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются судом коллегиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить три или иное нечетное количество профессиональных судей.
В соответствии с Федеральным законом от 5 мая 1995 г. № 71-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» Высшему Арбитражному Суду РФ было поручено провести эксперимент по рассмотрению дел в первой инстанции с участием арбитражных заседателей, которыми могут быть лица, обладающие специальными знаниями и опытом в сфере предпринимательской деятельности. На законодательном уровне вопрос был решен Федеральным законом от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (см. гл. 3.2).
Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ, введенный в действие I сентября 2002 т., предусматривает, что арбитражные заседатели участвуют в разбирательстве дел по первой инстанции, в состав суда входит один профессиональный судья и два заседателя. Перечень дел, в рассмотрении которых могут участвовать арбитражные заседатели, включает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений.
Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении дел только в тех случаях, когда предусматривается возможность их единоличг кого разрешения. Если председателем арбитражного суда принято решение о коллегиальном рассмотрении дела, его могут разрешать только профессиональные судьи. В первой инстанции коллегиальным составом судей рассматриваются дела, относящиеся к подсудности высшего Арбитражного Суда РФ: об оспаривании нормативных правовых актов, о несостоятельности (банкротстве) и некоторые другие (ст. 17 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Для привлечения арбитражных заседателей к рассмотрению дела требуется согласие сторон, заявленное до начала процесса. Стороны вправе предложить кандидатуры арбитражных заседателей из списка, утвержденного для данного суда. Окончательное решение о составе арбитражных заседателей принимает председатель суда (ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Таким образом, арбитражные суды РФ осуществляют правосудие в полном объеме в соответствии с их компетенцией, установленной федеральным конституционным законом и другими федеральными законами. Вместе с тем с учетом многосторонних и бурно развивающихся экономических связей в условиях свободного рынка, с учетом зарубежной практики, экономический спор, вместо передачи его в арбитражный суд, может быть рассмотрен и в ином порядке- По соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда или международного коммерческого арбитража.
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности