logo
уник / ПО / Новая папка (2) / Правоохранительные органы РФ под ред

10.3.2. Федеральная служба судебных приставов

В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», утвердившим Положение о ней, подведомственная Министерству юстиции РФ Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП России) считается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

Основными задачами ФССП России являются:

• управление территориальными органами ФССП России.

Правовую основу деятельности ФССП России составляют Конституция РФ, Федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»; от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», акты Президента РФ и Правительства РФ, международные договоры, акты Министерства юстиции РФ.

ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные ей территориальные органы и имеет следующие полномочия:

• ' разрабатывает меры по кадровому обеспечению, правовой и

социальной защите работников ФССП России;

• участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества.

ФССП России осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством РФ.

ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право: получать от органов государственной власти, местного самоуправления документы и иные материалы, привлекать для выработки решений специалистов и ученых, в том числе и на договорной основе, образовывать совещательные и контрольные органы, заключать гражданско-правовые договоры.

В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» ФССП России возглавляет директор - Главный судебный пристав РФ, назначенный Президентом РФ. Директор ФССП России имеет четырех заместителей, в том числе одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом РФ. В центральном аппарате ФССП образовано девять управлений по основным направлениям деятельности, установлена предельная численность центрального аппарата в количестве 215 единиц и общая численность работников территориальных органов, включая судебных приставов и приставов-исполнителей, 64 731 человек.

Директор ФССП России:

  1. распределяет обязанности между заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц ФССП России, организует работу центрального аппарата;

  2. вносит (представляет) министру юстиции РФ предложения:

а) о предельной численности и фонде оплаты труда работников,назначении на должность заместителей директора и руководителейтерриториальных органов - главных судебных приставов субъектов РФ;

б) о формировании проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата и территориальных органов;

в) по проектам положений о территориальных органах ФССПРоссии;

г) о заключении международных договоров РФ и соглашений вцентральной сфере деятельности;

д) по ежегодному плану и основным показателям деятельностиФССП России, а также отчету об исполнении плана.

Осуществляя руководство системой, директор ФССП России: 1) утверждает структуру, штатное расписание и смету расходов на содержание работников ФССП России, положения о структурных подразделениях центрального аппарата, совещательных и консультативных органах, состав центральной аттестационной комиссии ФССП России;

  1. назначает на должность по согласованию с министром юстиции РФ заместителей руководителей территориальных органов, решает вопросы о прохождении федеральной государственной службы и осуществлении трудовой деятельности в ФССП России;

  2. принимает по согласованию с Министерством юстиции РФрешение о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов ФССП России.

Система ФССП России включает:

  1. ФССП России - центральный аппарат;

  2. главные управления (управления), отделы в субъектах РФ;

  3. районные, межрайонные и специализированные отделы -.структурные подразделения территориальных органов ФССП России.

Как упоминалось, в центральном аппарате ФССП России образованы девять управлений по основным направлениям работы: обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, организационному, кадровому, материально-техни-1 ческому обеспечению и другие.1

Территориальные органы ФССП России включают главные управления (управления), отделы ФССП России, которые руководят деятельностью структурных подразделений территориальных органов на территории субъекта РФ. Круг решаемых ими задач и полномочий определен применительно к нормам Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. № 187, и осуществляется во взаимодействии с федеральными органами власти и органами исполнительной власти субъекта РФ,1 органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. По согласованию с руководством ФССП России взаимодействует с органами, власти иностранных государств и международных организаций по вопросам своей компетенции.

Территориальные органы ФССП России представляют интересы ФССП России в суде, оказывают практическую помощь в подготовке ксудебным процессам по жалобам на действия (бездействие) судебных приставов: обеспечивают функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности; осуществляют ряд других полномочий в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов.

В территориальный орган ФССП России входит аппарат управления, состоящий из государственных служащих, технического и обслуживающего персонала. Структурные подразделения аппарата

возглавляются начальниками отделов-старшими судебными приставами.

Возглавляет территориальный орган ФССП России руководитель - главный судебный пристав субъекта РФ, назначаемый на должность приказом Министерства юстиции РФ по представлению директора ФССП России. Руководитель имеет заместителей, назначаемых на должность приказом ФССП России по согласованию с Министерством юстиции РФ.

Руководитель территориального органа ФССП России: распределяет обязанности между своими заместителями; организует работу аппарата и структурных подразделений; утверждает положение о структурных подразделениях аппарата; обеспечивает мероприятия по проведению аттестации работников территориального органа ФССП России; организует в соответствии с законодательством РФ производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях.

На районном уровне созданы районные, межрайонные специализированные отделы - структурные подразделения территориальных органов ФССП России.

Отделы, возглавляемые старшими судебными приставами, функционируют под непосредственным управлением территориального органа ФССП России и осуществляют свою деятельность в рамках своих полномочий на соответствующей территории.

Организация деятельности судебных приставов по выполнению полномочий ФССП России регламентируется Федеральным законом «О судебных приставах». В зависимости от исполнения обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее общее или профессиональное-образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложен" ные на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

S обеспечивает безопасность участников судебного процесса и свидетелей, выполняет распоряжения судьи, связанные с со-

блюдение'м порядка в суде; предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, задерживает лиц, их совершивших, с последующей передачей их в органы милиции; S исполняет решения суда о применении к подсудимому мер процессуального принуждения; осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

S обеспечивает охрану зданий судов и судебных помещений в рабочее время; проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает доставку к месту заседания уголовного дела и вещественных доказательств; взаимодействует с военнослужащими по конвоированию и охране лиц, содержащихся под стражей. Судебный пристав-исполнитель:

S принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; S имеет право: получать необходимую информацию, объяснения и справки; входить в помещения и хранилища, занимаемые должником, при необходимости вскрывать их; ^ арестовывать,изыматьнпередаватьнахранениеимущество; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника; объявлять розыск должника, его имущества или ребенка;

S совершать- иные действия, предусмотренные федеральным законодательством в сфере исполнительного производства. Полномочия органов ФССП России в сфере уголовного судопроизводства установлены п. 2 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ, определяющей круг должностных лиц службы судебных приставов, имеющих право проводить дознание и п. 4 ч. 8 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, устанавливающей перечень преступлений, по которым эти лица вправе проводить дознание. Перечень включает такие преступления, как уклонение от уплаты алиментов (ст. 157) и от уплаты кредиторской задолженности (ст. 177), а также преступления против правосудия: воспрепятствование осуществлению правосудия (ч. 1 ст. 294); неуважение к суду (ст. 297); разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. 1 ст. 3 И); незаконные действия в отношении описанного или арестованного имущества (ст. 312); неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315).

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за ряд нарушений, связанных с деятельностью судебных приставов. В их числе: неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава (ст. 17.3); воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя (ст. 17.8) и ряд других правонарушений, затрагивающих сферу деятельности органов ФССП России.

10.3.3. Федеральная регистрационная служба

Федеральная регистрационная служба (далее-Росрегистрация), подведомственная Министерству юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрацию общественных объединений и политических партий, атак-же правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.

Согласно постановлению Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N° 451 «О Федеральной регистрационной службе» и в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» было утверждено Положение о Федеральной регистрационной службе (Рое-регистрации).

В соответствии с данным Положением Росрегистрация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

Федеральная регистрационная служба находится в ведении Министерства экономического развития РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы», утвердившим Положение о ней, основными задачами Росрегистрации являются:

• . осуществление иных полномочий в соответствии с федераль-

ным законодательством.

Росрегистрация руководствуется в своей деятельности Конститу-шей РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 451.

Полномочия Росрегистрации заключаются в следующем.

Регистрация недвижимости: координация работы по созданию регистрационных органов и правовой контроль за их деятельностью; ведение Единого государственного, реестра прав на недвижимость.

Регистрация общественных объединений и религиозных Организаций: контроль за соответствием деятельности общественных объединений, политических партий и религиозных организаций требованиям законодательства РФ; проведение государственной религиоведческой экспертизы; участие в мероприятиях, проводимых общественными объединениями, политическими партиями и религиозными организациями.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства адвокатами и нотариусами: участие в ведении реестра адвокатов, контроль за деятельностью адвокатских образований и палат; образование и ликвидация государственных нотариальных контор; организация выдачи лицензий на право нотариальной деятельности; контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.

Контроль за соблюдением законодательства саморегулируемы-ми организациями: ведение единого государственного реестра этих организаций и реестра арбитражных управляющих, участие в их профессиональной подготовке и обращение в суд с заявлением о дисквалификации арбитражных управляющих.

Руководство деятельностью территориальных органов Росреги-страции: в установленном порядке назначение на должность государственных регистраторов; финасовое и материально-техническое обеспечение службы.

Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены законодательством РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной регистрационной службы» Росрегистрацию возглавляет директор, у которого имеются четыре заместителя, в том числе один первый. В центральном аппарате создаются управления по основным направлениям деятельности. Директор назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу обязанностей.

Директор Росрегистрации - Главный государственный регистратор РФ:

  1. распределяет обязанности между своими заместителями иорганизует работу центрального аппарата;

  2. вносит (представляет) министру юстиции РФ:

а) проект Положений Росрегистрации и его территориальных органах;

6} предложения о назначений на должности своих заместителей и руководителей территориальных органов;

в) ежегодный план и основные показатели деятельности Росрегистрации и отчет об исполнении плана;

г) предложения о заключении международных договоров и соглашений, 'а также проекты нормативных актов в установленнойсфере деятельности.

Осуществляя руководство службой, директор:

^ утверждаетструктуруиштатноерасписаниецентральногоап-парата и территориальных органов; положения о структурных подразделениях центрального аппарата и состав центральной аттестационной комиссии;

S назначает на должность работников центрального аппарата государственных регистраторов территориальных подразделений;

s принимает решения по согласованию с министром юстиции РФ о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов Росрегистрации;

^ осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Система органов Росрегистрации включает:

  1. Росрегистрацию -- центральный аппарат;

  2. главные управления (управления) Росрегистрации по субъекту(субъектам) РФ;

  3. обособленные подразделения территориальных органов Росрегистрации.

Центральный аппарат Росрегистрации включает управления, обеспечивающие деятельность службы: по государственной регистрации права на недвижимое имущество, государственной регистрации общественных объединений и политических партий, контролю 'и надзору в сфере адвокатуры и нотариата и контролю за деятельно-^тью арбитражных управляющих, а также ряд других управлений (кадровые, финансово-экономические).

Главные управления (управления) Росрегистрации по субъектам рф _ территориальные органы Росрегистрации. В пределах полномочий1, установленных законом, управления в своей деятельности независимы от органов государственной власти субъектов РФ и от органов местного самоуправления.

В соответствии с Положением, утвержденным приказом министра юстиции РФ от 5 мая 2006 г. Ns 149, управления выполняют на территории субъекта РФ основные задачи, возложенные на Росрегистрацию.

Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность министром юстиции РФ. Начальники имеют заместителей, которых назначает на должность директор Росрегистрации по согласованию с министром юстиции РФ,

Государственные регистраторы - работники службы территориальных органе*,-а также государственные регистраторы - работники обособленных подразделений, создаваемых на территории деятельности управлений, назначаются на должность директором Росрегистрации.

В целях обеспечения исполнения Росрегистрацией функций по государственной регистрации правка недвижимое имущество и сделок с ним распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2004 г. № 1647-р были переданы в федеральную собственность учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимость регистрационные учреждения на территории всех субъектов РФ (регистрационные учреждения, регистрационные управления, регистрационные палаты, регистрационные бюро).

Федеральное законодательство детально регламентирует основные направления деятельности Росрегистршии.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июня 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения права на недвижимое имущество.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной системе записей по каждому объекту недвижимого имущества в Едином государственном реестре. Ведение Реестра возложено на Росрегистрацию и ее территориальные органы по Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. №219.

Государственные регистраторы осуществляют проверку действительности подлинныхдокументов и наличия соответствующих прав у подготовивших документ лица .или органа власти, выдают документы, подтверждающие государственную регистрацию и информацию о зарегистрированных правах.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию, несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение закона. Вред, причиненный физическим и юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения обязанностей, возмещается в полном размере за счет казны РФ.

Федеральные законы: от 19 мая 1995 г № 82-ФЗ *Об общественных объединениях»; от 26 сентября 1997 г. N° 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» регламентируют деятельность Росреги-страции:

S распределяют полномочия Росрегистрации между федеральными территориальными органами;

s определяют перечень документов, подлежащих представлению для проверки, и процедуру регистрации;

S устанавливают основания для отказа в регистрации и порядок судебного обжалования в подобных случаях;

^ регулируют формы и методы осуществления контроля за соблюдением законодательства о соответствующих организациях и объединениях;

S определяют "участие регистрационной палаты в приостановлении и ликвидации деятельности общественных и религиозных организаций и политических партий. В соответствии с Федеральным законом от 3 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» органы, осуществляющие государственную регистрацию: ведут реестр адвокатов в субъектах РФ; выдают адвокатам удостоверения, подтверждающие их статус; принимают участие в работе квалификационных комиссий, в том числе и по приему экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката (см. гл. 16.1).

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N° 4462-1 органы Росрегистрации: решают вопросы об открытии и упразднении государственных нотариальных контор; контролируют исполнение нотариусами профессиональных обязанностей; организуют выдачу лицензий на право занятия нотариальной деятельностью. Совместно с нотариальными палатами субъектов РФ образуют квалификационные комиссии по приему экзаменов у лиц, претендующих на получение лицензии на право занятия нотариальной деятельностью; устанавливают границы нотариального округа и определяют количество должностей нотариусов в нем (см, гл. 16.2).

Регламентация деятельности Росрегистрации по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих установлена Федеральным законом от 26 октября 20.02 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Органы Росрегистрации:

^ утверждают единую программ подготовки арбитражных управляющих, участвуют в организации их подготовки и принятии теоретического экзамена;

- s осуществляют контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями законодательства и проводят проверки их деятельности в порядке, установленном Правительством РФ; ^ ведут единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих; обращаются в арбитражный суд с заявлением об исключении из реестра в случаях, предусмотренных законом;

^ обращаются в установленном порядке в суд о дисквалификации арбитражного управляющего.

Органы Росрегистрации осуществляюти иные полномочия, предоставленные им законодательством РФ.

Вопросы и задания для обсуждения

  1. Каковы место и роль Министерства юстиции РФ в системеправоохранительных органов?

  2. Охарактеризуйте структуру Министерства юстиции РФ и еготерриториальных органов.

  3. Назовите основные функции Министерства юстиции РФ.

  4. Что входит в полномочия Министерства юстиции РФ по обеспечению нормотворческо» деятельности органов государственной власти?

  5. Как осуществляется государственная регистрация нормативных правовых актов ведомств?

  6. Что входит в систему судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ?

  7. Охарактеризуйте уголовно-исполнительную систему, правовые полномочия и правовые основы деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.

  8. Какова структура и основные направления деятельности Федеральной службы судебных приставов?

  9. НазовитеполномочияФедеральнойретстгжционнойслужбы.