17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности
Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.
Действия частных детективов включают устный опросчграждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.
В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливается Правительством РФ.
Лицензия на частную детективную деятельность выдается органом внутренних дел. Гражданин, претендующий на получение лицензии, обязан лично предъявить анкету и фотографию, медицинскую справку о состоянии здоровья; документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет; сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.
Лицензия не выдается: гражданам, не достигшим возраста 21 год; гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления; гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим основаниям; бывшим работникам правоохранительных органов, осуществляющим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год.
В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд.
Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.
Законом Остановлены ограничения в сфере деятельности частного детектива. Частным детективам запрещается:
S скрыват\ от правоохранительных органов ставшие им известными фа^ты готовящихся или совершенных преступлений;
S выдавать Ьебя за сотрудников правоохранительных органов;
J. собирать оведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
S осуществля|ь видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или-иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
S прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
S совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
S фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение
клиента;
S разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
s передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.
Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность. Сыскная деятельность может проводиться как индивидуально, так и в рамках соответствующих частных детективных предприятий (объединений). Такие объединения обязаны получить лицензию и имеют статус юридического лица. Обязательным требованием к их руководителям является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность.
Объединения частных детективов вправе открывать свои филиалы в других регионах РФ.
Частное детективное предприятие (объединение) обязано заключать с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения Договора. Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение,по всем его пунктам.
В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) представить клиент^ письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором.
К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения), копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет. Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном порядке.
Частная охранная деятельность разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для'ее выполнения. Предприятие, оказывающее охранные услуги, обязано иметь лицензию, выдаваемую органами внутренних дел. В числе сведений для получения лицензии необходимо представить данные о видах охранных услуг, охраняемой территории, численности персонала охраны и перечень оружия, технических и специальных средств, используемых для охраны. Руководитель охранного предприятия должен иметь высшее юридическое образование.
Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ. Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио-и телефонной связи.
Руководители охранных предприятий, а также персонал этих предприятий, оказывающие услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, использованием в своей профессиональной деятельности оружия и специальных средств, обеспечением защиты жизни и здоровья отдельных лиц, обязаны получить лицензию в порядке, установленном для частных детективов.
Руководителям охранных предприятий, а также охранникам, имеющим соответствующую лицензию, не разрешается совмещать . охранную деятельность с государственной службой.
Действующее законодательство допускает смешанные формы сыскной и охранной деятельности. Частным охранным предприятиям и объединениям частных детективов разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц.
Объединения частных детективных предприятий создаются на договорной основе в целях расширения возможностей по оказанию сыскных услуг. Частные детективные предприятия, входящие в состав объединений, сохраняют самостоятельность и права юридического лица.
Частные охранные предприятия создаются в соответствии с действующим законодательством о производственных кооперативах по оказанию юридических услуг с учетом особенностей, установленных Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Предприятия независимо от их организационно-правовых форм вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя, службы безопасности, которые действуют на основании своих уставов, согласованных с соответствующими органами внутренних дел. Службе собственной безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.
Таким образом, в настоящее время предусматривается создание и деятельность следующих видов частных детективных и охранных предприятий:
индивидуальных частных детективных предприятий;
объединений частных детективных предприятий;
филиалов объединений частных детективных предприятий;
частных охранных предприятий;
ассоциаций частных охранных предприятий и объединенийчастных детективов.
Социальная и правовая защита сотрудников частных детективных и охранных служб устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов-в Пенсионный фонд РФ и Фонд государственного социального страхования РФ.
Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.
Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом.
Закон предусматривает меры для подготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность. Для этой цели могут создаваться негосударственные образовательные учреждения, имеющие право юридиче-скоголица.
Разработка программ обучения, лицензирование указанных учреждений и контроль за их деятельностью осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными актами Министерства образования РФ.
При осуществлении частной детективной Деятельности разрешается применение специальных средств, а при осуществлении охранной деятельности - огнестрельного оружия и специальных; средств в случаях и порядке, установленных законом. Постановле-;.. нием Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» был установлен перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности (защитные жилеты и шлемы, спецсредство «Черемуха-10», газовый пистолет, наручники, палки резиновые) и перечень видов во-оруженния охранников (9 мм пистолет ПМ, ружье гладкоствольное, боеприпасы к оружию).
Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязаны:
предупредить о намерении их использовать, предоставив приэтом достаточно времени для выполнения своих требований,за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью илиможет повлечь иные тяжкие последствия;
стремиться в зависимости от характера и степени опасностиправонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;
обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможнокороткий срок органы здравоохранения и внутренних дел; •
• немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.
Частные детективы и охранники, обладающие лицензией^ обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях* связанных с применением специальных средств или огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел РФ.
Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий влечет ответственность, установленную законом.
Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства вследующих случаях:
отражение нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;
пресечение преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.
Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
отражение нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности,
отражение группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;
предупреждение (выстрелом в воздух) о намерении применитьоружие, а также для подачи сигнала.тревоги или вызова помощи.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказании ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также.при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние люди.
О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.
Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют Министерство внутренних дел РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных законами и иными, правовыми актами РФ.
Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.
Надзор за исполнением законов, регулирующих частную детективную и охранную деятельность, осуществляет Генеральный про-0курор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Вопросы и задания для обсуждения
Определите понятие частной детективной и охранной деятельности.
Назовите отличие частной детективной и охранной деятельности от деятельности государственных правоохранительныхорганов в этой сфере.
Какие требования предъявляются к лицам, желающим осуществлять частную детективную и охранную деятельность?
. 4. Перечислите виды услуг, предоставляемых в целях сыска.
Какие услуги предоставляются частными охранными предприятиями?
Назовите права и обязанности лиц, осуществляющих частнуюдетективную и охранную деятельность.
Как осуществляется контроль за частной детективной и охранной деятельностью?
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности