4.4. Верховный Суд рф
Как установлено Конституцией РФ, Верховный Суд РФ считается высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126).
Принципиальное значение конституционной нормы заключается в том, что Верховный Суд РФ, как высшее звено системы судов общей юрисдикции осуществляет судебную власть на всей территории страны, вправе осуществлять правосудие и судебный надзор по всем делам, подсудным районным судам, судам областного звена, военным судам и мировым судьям. Решения, принимаемые Вер-
ховным Судом РФ по делам его компетенции, считаются окончательными.
Закрепив таким образом место Верховного Суда РФ в системе органов судебной власти РФ и определив его компетенцию, Конституция РФ разграничила его деятельность от функций других высших судебных органов: Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Решение вопроса о месте Верховного Суда РФ на конституционном уровне означает, что он создан на основании прямой нормы Конституции РФ и его упразднение возможно только путем внесения поправок в Основной закон страны.
Особое положение Верховного Суда РФ подчеркивается и порядком формирования его состава. Согласно ст. 128 Конституции РФ и ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.. Заместители Председателя, члены Президиума, председатели коллегий (Кас-сационнрй, Судебных коллегий по гражданским, уголовным делам и Военной) и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Квалификационной коллегии судей этого суда.
Срок полномочий судей Верховного Суда РФ законом не ограничен, судьи несменяемы, обладают неприкосновенностью и другими гарантиями в соответствии с действующим законодательством.
Председатель Верховного Суда РФ, его заместители назначаются на должность сроком на шесть лет. Могут назначаться на эту должность неоднократно, но не более двух раз подряд. Предельный возраст пребывания в должности судьи Верховного Суда РФ - 65 лет.
Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет и отвечающие высоким нравственным требованиям (см. гл. 7.1).
Конституция РФ, определив место и роль Верховного Суда РФ, устанавливает следующие его основные функции:
осуществление правосудия;
судебный надзор за деятельностью судов;
осуществление иных полномочий судебной власти.
Осуществление правосудия. По первой инстанции Верховной Суд РФ рассматривает уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы РФ, судей федерального суда по их ходатайству, а также иные уголовные дела, отнесенные к его подсудности в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами (п. 4 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
Перечень гражданских дел, рассматриваемых Верховным Судом РФ в качестве суда первой инстанции, определен ст. 27 1раждан-ского процессуального кодекса РФ. К ним отнесены дела:
•/ об оспаривании ненормативных правовых актов: Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ и Правительства РФ; •S об оспаривании нормативных актов: Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, затрагивающих права и свободы и законные интересы граждан и организаций;
s об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судьи;
•S об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии (за исключением тех, которые принимаются на решения и действия нижестоящих избирательных комиссии);
s о ликвидации или приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ; •S .по разрешению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Федеральными законами к подсудности Верховного Суда РФ могут быть отнесены и другие дела.
По второй инстанции Верховный Суд РФ, выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов обшей юрисдикции, обеспечивает правосудие в точном соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
В качестве кассационной инстанции Верховный Суд РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу решения, приговоры и определения Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, город-
ских судов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, а также окружных (флотских) военных судов.
Важное уточнение, обеспечивающее реализацию конституционных прав граждан на рассмотрение их дел в вышестоящем суде, было введено в действующее законодательство в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 6 июля 1998 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности части пятой статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Шаглия», признавшим неконституционной норму Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, не допускающую кассационного обжалования приговора Верховного Суда РФ, вынесенного Судебной коллегией по первой инстанции (ч. 5 ст. 325).
Во исполнение постановления Конституционного Суда РФ Федеральным законом от 4 января 1999 г «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» в состав Верховного Суда РФ была введена Кассационная коллегия, которой предоставлено право рассматривать в качестве суда второй инстанции жалобы и протесты на приговоры, решения, определения и постановления, вынесенные по первой инстанции судебными коллегиями по уголовным и гражданским делам, а также Военной коллегией Верховного Суда РФ.
В порядке надзора Верховный Суд РФ рассматривает дела о пересмотре вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов. Установлен порядок предварительного рассмотрения надзорных жалоб и надзорных представлений прокурора, которое поручается одному из судей. По результатам изучения дела судьей принимается решение или об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, либо о представлении дела для рассмотрения по существу в соответствующую надзорную структуру суда.
Если дело ранее не было предметом рассмотрения в Верховном Суде РФ, то оно рассматривается соответствующей коллегией этого суда, в противном случае - Президиумом Верховного Суда РФ (ст. 403 Уголовно-процессуального кодекса РФ; ст. 377 Гражданского процессуального кодекса РФ). Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе оставить надзорную жалобу и представления прокурора без удовлетворения или отменить ранее принятое решение и направить дело на новое рассмотрение.
Судебная процедура в Верховном Суде РФ осуществляется:
• в качестве суда первой инстанции по гражданским и административным делам судьей единолично либо коллегией в со-
ставе трех судей; по уголовным делам - коллегиально в составе трех судей либо судьей и коллегией присяжных заседателей;
* в кассационном и надзорном порядке дела рассматриваются коллегией в составе трех судей, а на решение судов обшей юрисдикции, вступивших в законную силу и ранее бывших предметом рассмотрения Верховного Суда РФ, - Президиумом Верховного Суда РФ.
Судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде РФ ведется на государственном языке - русском языке.
Структура Верховного Суда РФ имеет следующие основные подразделения: Пленум Верховного, Суда; Президиум Верховного Суда; Кассационная коллегия, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия с соответствующими судебными составами. Работа Верховного Суда РФ обеспечивается аппаратом суда, при Верховном Суде РФ состоит Судебный департамент (рис. 4.2),
Пленум Верховного Суда РФ включает Председателя Верховного Суда, его заместителей и всех судей Верховного Суда. В заседаниях Пленума принимают участие Генеральный прокурор РФ и министр юстиции РФ. По приглашению Председателя Верховного Суда РФ в работе Пленума могут участвовать судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, иные судьи и работники других учреждений.
Приглашенные вправе принять участие в обсуждении включенных в повестку заседания вопросов. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума.
Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца. Вопросы для обсуждения на заседании вносятся Председателем Верховного Суда РФ либо по инициативе не менее !/3 состава Пленума или большинством судей одной из судебных коллегий. Пленум Верховного Суда РФ: ^ рассматривает материалы судебной практики и дает судам
разъяснения по вопросам применения законодательства; V утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда РФ; .
s утверждает состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ;
^ рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Федеральное Собрание в порядке осуществления законодательной инициативы; S заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного
Суда РФ и отчеты председателей судебных коллегий. Секретарь Пленума Верховного Суда РФ, наряду с выполнением обязанностей члена Верховного Суда, осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и осуществляет меры, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений.
Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей (включая Председателя Суда и его заместителей, входящих в состав Президиума по должности) и утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.
Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства его членов. Постановле ния принимаются большинством голосов участников заседания и подписываются Председателем Верховного Суда РФ. .
К основным обязанностям Президиума Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение:
дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
материалов изучения и обобщения судебной практики, анализ судебной статистики;
вопросов организации работы Судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ.
Судебные коллегии Верховного Суда РФ по уголовным делам, по гражданским делам, Военная и Кассационная осуществляют все судебные функции и рассматривают отнесенные к компетенции Верховного Суда РФ уголовные, гражданские и административные дела по первой, кассационной, надзорной инстанциям, а также в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам.
Вновь созданная Кассационная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и представлениям на решения и приговоры, вынесенные Судебными коллегиями Верховного Суда РФ по первой инстанции и, в пределах своих полномочий, судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Рассмотрение дед в Кассационной коллегии осуществляется судебными составами. Судьи - члены Кассационной коллегии в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующих коллегий либо Президиума Верховного Суда РФ с соблюдением требований о недопустимости повторного участия в рассмотрении одного и того же-дела.
Председатель Верховного Суда РФ наделен широким кругом полномочий как процессуального, так и организационного плана. Как руководитель высшего органа, осуществляющего правосудие, Председатель Верховного Суда РФ: имеет право вносить в Президиум Верховного Суда РФ представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, приостанавливать исполнение ре- -шений и определений по судебным делам; созывает и председательствует на заседаниях Пленума и Президиума Верховного Суда РФ; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ по любому делу.
В организационном плане Председатель руководит работой Верховного Суда РФ: распределяет обязанности между своими заместителями; представляет Президенту РФ кандидатов на судебные должности Верховного Суда РФ и других федеральных судов общей юрисдикции; представляет Пленуму для утверждения составы судебных коллегий, кандидатуру секретаря Пленума, а также состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ; назначает и освобождает от должности с согласия Совета судей РФ Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Заместители Председателя Верховного Суда РФ являются одновременно председателями соответствующих коллегий, работу которых они возглавляют. Заместители Председателя образуют судебные составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях, представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельности соответствующей судебной коллегии. Они вправе председательствовать в судебных заседаниях, организовывать работу по обобщению судебной практики, контролировать работу аппарата соответствующей коллегии.
Аппарат Верховного Суда РФ имеет'ряд основных и вспомогательных подразделений: отделы обобщения судебной практики и по работе с законодательством, организаций приема населения, секретариат Президиума (на правах отдела), а также отдел кадров, планово-финансовые и хозяйственные подразделения, управление делами, архив и т.д.
Работники аппарата - государственные служащие: консультанты, инспектора, старшие и другие специалисты, младший обслуживающий персонал. Штатное расписание Верховного Суда РФ, положения об отделах и других структурных подразделениях утверждает Председатель Верховного Суда РФ.
При Верховном Суде РФ функционирует Научно-консультативный совет. Правовой основой его деятельности считается Положение о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ, утвержденное постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 1968 г. № 45. Научно-консультативный совет является совещательным органом, в состав которого входят члены Верховного Суда РФ, научные работники и представители других юридических ведомств.
Задачи Научно-консультативного совета состоят в изучении вопросов, возникающих в судебной практике, и разработке соответствующих рекомендаций. Совет обсуждает и высказывает свои рекомендации по проектам разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, законопроектам, подготовленным для внесения в Парламент страны, проектам инструкций, методических писем и другим документам, разрабатываемым в Верховном Суде РФ.
Верховный Суд РФ издает свой печатный орган - Бюллетень Верховного Суда РФ, в котором публикуются все постановления Пленума Верховного Суда РФ, наиболее сложные и важные дела, | рассмотренные в Президиуме, Судебных коллегиях Верховного Суда РФ и в нижестоящих судах обшей юрисдикции.
В 1997 г. при Верховном Суде РФ был создан Судебный департамент с системой своих органов в субъектах РФ и на районном уровне для организационного обеспеченна деятельности судов общей юрисдикции.
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Основные направления
- 1.3. Предмет и система курса
- 1.4. Законодательные источники курса
- 2.1. Основные этапы развития российской судебной системы
- 2.2. Понятие и признаки судебной власти
- 2.3. Судебная система Российской Федерации
- 3.1. Понятие и отличительные признаки правосудия
- 3.2. Конституционные основы (принципы) правосудия
- 4.1. Районный суд
- 4.2. Верховный суд республики, краевой(областной)суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа
- 4.3. Военные суды
- 4.4. Верховный Суд рф
- 4.5. Судебный департамент при Верховном Суде рф
- 5.1. Место и роль арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации
- 5.2. Состав, структура и полномочия арбитражных судов
- 5.4. Иные арбитражные органы
- 6.1. Место Конституционного Суда рф в судебной системе России
- 6.2. Статус судей и организация
- 6.3. Полномочия Конституционного Суда рф
- 7.1. Конституционные (уставные) суды субъектов рф
- 7.2. Мировые судьи
- 8.1. Судейский корпус
- 8.2. Статус судей
- 8.3. Органы судейского сообщества
- 9.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры в России
- 9.2. Система и кадры органов прокуратуры
- 9.3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
- 9.4. Функции прокуратуры
- 10.1. Министерство юстиции рф
- 10.2. Функции и учреждения Министерства юстиции рф
- 10.3. Федеральные службы юстиции
- 10.3.1. Федеральная служба исполнения наказания
- 10.3.2. Федеральная служба судебных приставов
- 11 Главаорганы внутренних дел российской федерации
- 11.1. Система органов Министерства внутренних дел рф
- 11.2. Организация милиции в Российской Федерации
- 11.3. Иные структурные подразделения мвд России
- 11.4. Федеральная миграционная служба
- 12.1. Система обеспечения безопасности• в Российской Федерации
- 12.2. Федеральная служба безопасности рф
- 12.3. Иные органы обеспечения безопасности
- 13.1. Общая характеристика таможенных органов
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 13.3. Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями
- 14.1. Правовые основы борьбы с наркоманией
- 14.2. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков
- 15.1. Общая характеристика организации °раскрытия и расследования '
- 15.2. Органы, осуществляющие
- 15.3. Органы дознания
- 15.4. Органы предварительного следствия
- 16.1. Адвокатура
- 16.1.1. Понятие, задачи и правовые основы деятельности адвокатуры
- 16.1.2. Статус адвоката
- 16.1.3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры
- 16.2. Нотариат
- 16.2.1. Понятие и общая характеристика нотариальной деятельности
- 16.2.2. Правовой статус нотариуса
- 16.2.3. Организационные основы деятельности нотариата
- 16.3. Общественная палата рф
- 16.3.1. Место и роль Общественной палаты рф .В системе правоохранительных органов
- 16.3.2. Полномочия органов Общественной палаты рф
- 16.3.3* Основные формы работы Общественной палаты рф
- 17.1. Понятие и общая характеристика частной детективной и охранной деятельности
- 17.2. Организация частной детективной и охранной деятельности