2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
К новым многосторонним международным инструментам, отражающим тенденцию кодификации инвестиционного права в сфере международного сотрудничества, относится Европейская Энергетическая хартия1994 г.*(62)и Договор к Энергетической хартии (ДЭХ)*(63). Этот документ является региональным международным многосторонним договором, регулирующим инвестиции, а также транспортировку и торговлю продукцией энергетических отраслей.
ДЭХ был подписан европейскими государствами, в том числе и Россией, 17 декабря 1994 г. и охватывает собой торговлю, защиту инвестиций, правила транзита и процедуру разрешения споров в энергетическом секторе экономики. ДЭХ составляет основу энергетического сообщества стран Западной и Восточной Европы. В применении положений ДЭХ у России также имеются сложности, аналогичные тем, которые встречаются и в процессе применения Вашингтонской конвенции. Подписав этот документ, Россия еще не ратифицировала его*(64). Причиной тому является то, что в основу действия этого Соглашения положен механизм разрешения инвестиционных споров, созданный Вашингтонской конвенцией, а Россия не является ее участницей.
Международная кодификация правового регулирования инвестиций в сфере деятельности, которая в наибольшей степени привлекает прямые иностранные инвестиции (добыча и эксплуатация полезных ископаемых), вызвала настороженность не только у Российской Федерации. Франция также отказалась ратифицировать ДЭХ. Отказ США от участия в ДЭХ можно было бы объяснить тем, что речь все-таки шла о Европейской Энергетической хартии. Однако регионального объединения не получилось в основном из-за того, что не было достигнуто баланса между экономическими интересами государств, потребляющих энергетические ресурсы, и государств, их добывающих. Внимание же юристов привлекло то, что ДЭХ содержит серьезное отступление от классического принципа деления права на частное и публичное, которое может создать угрозу существующему международному правопорядку и, уж конечно, не может стать основой "кодификации международного инвестиционного права"*(65).
В настоящее время растет число региональных объединений государств, в которых вопросы регулирования иностранных инвестиций занимают решающее место. Во многих случаях эти объединения включают в себя страны с разным уровнем экономического развития. По существу, на региональном уровне, т.е. на уровне объединений различных государств, начали вести поиск оптимального решения "проблемы Север-Юг", т.е. проблемы конфликта интересов промышленно развитых стран, являющихся экспортерами капитала, и развивающихся стран - импортеров капитала. В общем виде найденное решение проблем иностранных инвестиций, как оно было охарактеризовано проф. Т. Вельдом, заключалось в развитии института международного арбитража, компетентного рассматривать споры между государством и частным инвестором.
Благодаря закреплению в многосторонних международных договорах условий о порядке разрешения инвестиционных споров инвестор получил возможность заявлять свои требования не в суде государства - реципиента капитала, а в международном коммерческом арбитраже. Тенденции, проявившиеся в практике рассмотрения инвестиционных споров при участии созданного Вашингтонской конвенциейМЦУИС, завершили свое развитие с принятием ДЭХ. Отказ от принципа суверенитета, ранее допускавшийся при разрешении частноправовых споров в каждом конкретном случае, благодаря введению в ДЭХ ст. 26 был возведен в степень общепринятой международно-правовой нормы.
В соответствии с п. 3 ст. 26 ДЭХ "Договаривающаяся сторона настоящим дает свое безусловное согласие на передачу спора на международный арбитраж или примирение в соответствии с положениями настоящей статьи". Это фактически означало, если следовать классическим правовым принципам, смешение категории частноправового контракта с категорией международного договора. В рамках частноправового контракта государство может гарантировать инвестору в форме условия об отказе от иммунитета, что все споры, вытекающие из контракта, будут подлежать рассмотрению международным арбитражем. Включение этого условия в международный многосторонний договор означает, по нашему мнению, отказ от признания суверенитета государства как основы международного права.
Создание Вашингтонской конвенциии предусмотренного в ней механизма рассмотрения частноправовых споров следует считать положительным явлением. Конвенция обеспечила инвестору возможность решить многие вопросы, связанные со спецификой таких исков, например вопросов признания арбитражем своей компетенции рассматривать спор, вопросов иммунитета государства. Однако впоследствии практика применения Вашингтонской конвенции при разрешении инвестиционных споров показала, как легко можно перейти границу между публичным и частным правом: норму международного договора, свидетельствующую о согласии государства признавать юрисдикцию арбитража, можно рассматривать как согласие на отказ государства от иммунитета при рассмотрении частноправового спора.
В основе ряда международных региональных объединений лежит созданный на основании учредительного акта данного регионального объединения арбитражный механизм разрешения споров между государством и инвестором другого государства-участника. При этом подчеркивается, что такими договорами допускается исключение из общих принципов международного права. "Установление ответственности государства-импортера не только перед государством - экспортером капитала, но и непосредственно перед инвестором отражает общую тенденцию расширения круга субъектов международного права. Это, по мнению западных ученых, снижает значение суверенных исков, логика которых основывалась на утверждение принципа равенства в отношениях между государствами - основного принципа, утверждающего Новый международный экономических порядок в 70-е годы"*(66).
Таким образом, многосторонние договоры играют большую роль в развитии норм международного частного права в области регулирования инвестиций. К настоящему времени сформировалось два направления развития многостороннего международного сотрудничества как на универсальном, так и на региональном уровне.
Одно из этих направлений следует отнести к развитию классических основ международного частного права. Разрабатываемые в этом направлении международные договоры следуют принципам деления права на частное и публичное, исходят из традиционного пони
мания международного права как права, регулирующего отношения между государствами, и решают проблемы регулирования инвестиций, формируя межгосударственный механизм регулирования инвестиций, включая механизм разрешения межгосударственных споров. Это путь, по которому развиваются соглашения ГАТТ/ВТО. Недостаток этого направления регулирования инвестиций в международном праве заключается в том, что соглашения ГАТТ/ВТО решают инвестиционные проблемы лишь в связи с проблемой правового регулирования торговых отношений между предпринимателями государств - членов ВТО.
Другое направление развития многосторонних международных договоров представлено первым примером многостороннего международного инвестиционного договора, каким является Договор к Энергетической хартии. ДЭХ одновременно явился первой попыткой создать универсальный механизм решения инвестиционных проблем, игнорируя сложившиеся нормы и принципы международного права. Он основан на предоставлении права инвестору заявлять напрямую свои требования к государству, принимающему инвестиции. Развитие международного инвестиционного сотрудничества в этом направлении разрушает основы этого сотрудничества, так как ведет к признанию частных лиц субъектами международного права, отказу от принципа суверенитета в межгосударственных отношениях и смешению международных договоров с частноправовыми по своей природе международными контрактами.
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика 11
- Глава 1. Источники регулирования инвестиций. Общая характеристика § 1. Национальное законодательство как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Особенности источников правового регулирования иностранных инвестиций
- 2. Концессионные соглашения как источник и как самостоятельный вид договорного обязательства в международном частном праве
- 3. Внутренние коллизионные нормы как источник регулирования инвестиций
- 4. Инвестиционные кодексы как источник национального права
- § 2. Международный договор как источник правового регулирования иностранных инвестиций
- 1. Классификация международных договоров в сфере международного инвестиционного сотрудничества
- 2. Двусторонние международные соглашения о защите инвестиций
- 3. Многосторонние конвенции о защите инвестиций
- § 3. Многосторонняя торговая система вто, документы международных организаций в международно-правовом регулировании инвестиций
- 1. Изменения в международном праве, подготовившие создание многостороннего международно-правового механизма регулирования инвестиций
- 2. Договор к Энергетической хартии как многосторонний инструмент регулирования инвестиций в энергетике
- 3. Роль многосторонних международных договоров в развитии регионального международно-правового регулирования инвестиций
- Глава 2. Юридическое лицо как субъект инвестиционной деятельности § 1. Определение понятия "иностранный инвестор" в международном частном праве
- 1. Понятия "иностранное юридическое лицо" и "иностранный инвестор"
- 2. Понятия "национальность", "место основной деятельности" и "условия допуска иностранных инвестиций"
- § 2. Унификация корпоративного права в Европейском Союзе
- 1. Положения Римского договора об условиях движения капитала
- 2. Условия допуска инвестора в решении по делу "Centros"
- 3. Условия допуска инвестиций по российскому законодательству
- § 3. Транснациональные корпорации в международном частном праве
- 1. Понятие "транснациональные корпорации"
- 2. Унификация правового регулирования тнк
- 3. Европейская компания в Европейском Союзе
- Глава 3. Инвестиционный фонд как особая категория предпринимательских организаций § 1. Инвестиционные фонды в Российской Федерации и за рубежом
- 1. Приватизация как толчок развитию портфельных инвестиций
- 2. Особенности формирования российского рынка ценных бумаг
- 3. Общие положения об инвестиционных фондах в зарубежном законодательстве
- § 2. Унификация законодательства об инвестиционных фондах в странах Европейского Союза
- 1. Директива ес от 20 декабря 1985 г. N 611 (ucits)
- 2. Директива ес о схемах выплаты компенсации инвесторам
- 3. Защита инвестора как часть регулирования финансового рынка
- § 3. Значение закона об инвестиционных фондах в системе законодательства Российской Федерации
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2. Негосударственные пенсионные фонды
- 3. Общие фонды банковского управления
- 4. Понятие "суверенные фонды" в российском законодательстве
- Глава 4. Особенности организаций, не являющихся юридическими лицами, и правовой режим инвесторов § 1. Национальность организаций, не являющихся юридическими лицами
- 1. Понятие "организация, не являющаяся юридическим лицом"
- 2. Филиал как разновидность "иностранного инвестора"
- 3. Значение определения личного статута по Гражданскому кодексу рф, по иностранному законодательству и по международным соглашениям о правовой помощи
- § 2. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов
- 1. Режим наибольшего благоприятствования
- 2. Национальный режим
- 3. Национальный режим для предприятий, контролируемых из-за рубежа
- § 3. Организационный договор в регулировании инвестиций
- 1. Понятия "организационный договор" и "договорные формы инвестиций"
- 2. Реформа Французского Гражданского кодекса
- 3. Система договоров, возникающая при реализации инвестиционных проектов
- Глава 5. Концессионный договор как форма осуществления инвестиций § 1. Определение концессионного договора
- 1. Гражданско-правовая природа концессионного договора
- 2. Концессионный договор как пример государственно-частного партнерства
- 3. Публичный и частный интерес в концессионном договоре
- § 2. Основные положения российского законодательства, касающегося концессионного соглашения
- 1. Обязанность частного лица осуществлять инвестиции
- 2. Объекты концессионного соглашения
- 3. Срок действия и другие существенные условия концессионного соглашения
- § 3. Унификация материального и коллизионного правового регулирования концессионных договоров
- 1. Модельный закон оэср и Руководство юнситрал
- 2. Содержание материально-правового регулирования концессионных договоров в Руководстве юнситрал
- 3. Унификация коллизионных норм концессионных договоров
- Глава 6. Портфельные инвестиции на регулируемых рынках. Инфраструктура регулируемых рынков § 1. Формы осуществления портфельных инвестиций
- 1. Операции на финансовом рынке как формы осуществления портфельных инвестиций
- 2. Понятие "организованный рынок инвестиций"
- § 2. Понятия "биржевой рынок" и "внебиржевой рынок"
- 1. Биржа в современном российском праве
- 2. Биржевые правила, состав и правовая природа
- 3. Биржевые правила и биржевые сделки. Эволюция регулирования
- 4. Внебиржевой рынок, внебиржевые сделки
- 5. Альтернативные торговые системы
- § 3. Законодательство Европейского Союза: от торгов биржевым товаром к "регулируемым рынкам финансовых инструментов"
- 1. Директива ес "о рынках финансовых инструментов" (mifid)
- 2. Имплементация норм mifid в национальное законодательство стран ес и влияние на развитие законодательства сша
- 3. Влияние правового регулирования международных финансовых рынков на российское законодательство
- § 4. Уроки глобального финансового кризиса: регулирование глобальных финансовых рынков и формирование нового уровня взаимодействия национальных рынков
- 1. Истоки кризиса 2008 года
- 2. Уроки кризиса. Принципы построения новой модели регулирования глобальных рынков
- Глава 7. Порядок разрешения инвестиционных споров § 1. Особенности категории инвестиционных споров
- 1. Источники регулирования инвестиционных споров
- 2. Публично-правовые аспекты частноправового механизма разрешения инвестиционного спора
- 3. Международно-правовая система защиты иностранного инвестора
- § 2. Выбор применимого права и выбор суда в Вашингтонской конвенции
- 1. Унификация коллизионной нормы в Вашингтонской конвенции
- 2. Определение компетенции мцуис в Вашингтонской конвенции и категория инвестиционных споров
- 3. Практика мцуис в части применения ст. 25 Вашингтонской конвенции
- § 3. Практика рассмотрения инвестиционных споров
- 1. Обращение к нормам международного права при разрешении инвестиционных споров
- 2. Договор концессии и двусторонние международные соглашения в спорах о защите инвестиций
- 3. Портфельные инвестиции в практике арбитражного суда Российской Федерации