logo search
УМК Уголовный процес 2012

§ 1. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, его правовая основа и формы. Интерпол

В современных условиях, когда преступность становиться все более и более транснациональной, когда в качестве глобальных угроз человечеству выступают международный терроризм и наркобизнес, достижение задач уголовного судопроизводства в каждой отдельно взятой стране в значительной степени зависит от эффективного сотрудничества с другими государствами.

Преступная сеть зачастую охватывает несколько государств, лицо, совершившее преступление, может скрыться за рубеж, на территории другого государства могут оказаться имеющие значение для дела предметы и документы, а также свидетели, располагающие важными сведениями, наконец, в целях лучшего перевоспитания осужденного лица – иностранца – нередко ставится вопрос о его передаче для отбывания наказание в государство его гражданства. Во всех этих случаях возникает необходимость в международном сотрудничестве.

Российская Федерация активно сотрудничает с мировым сообществом в сфере уголовного судопроизводства. Правовой основой такого сотрудничества для нашей страны выступает целый ряд нормативно-правовых актов.

Во-первых, это различные международные нормативно-правовые акты, участницей которых является Россия. Напомним, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором нашей страны установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эту норму повторяет и часть 3 статьи 1 УПК РФ.

Международный договор Российской Федерации – это международное соглашение, заключенное нашей страной с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (см. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ).

<quest1< font="">Важнейшими многосторонними международными договорами по вопросам сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства для России выступают:</quest1<>

7 ноября 1996 года Российская Федерация подписала Европейскую конвенцию «О взаимопомощи по уголовным делам», заключенную европейскими странами 20 апреля 1959 года. Это расширяет возможности правоохранительных органов по защите прав и свобод граждан России. 20 марта 2001 года принят Федеральный закон №26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод», в который, в частности, включены нормы об оказании юридической помощи по уголовным делам.

Помимо этого Россией заключено множество двусторонних договоров с другими государствами о сотрудничестве по уголовным делам. В качестве примеров можно назвать: Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 года (ратифицирован Федеральным законом от 13 июля 2001 года №96-ФЗ); Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 года (ратифицирован Федеральным законом от 3 ноября 2000 года №133-ФЗ); Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 октября 1997 года (ратифицирован Федеральным законом от 27 мая 2000 года №71-ФЗ); Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам от 25 марта 1996 года (ратифицирован Федеральным законом от 8 октября 2000 года №127-ФЗ); и др.

Заметную роль в регулировании вопросов сотрудничества играют также межправительственные соглашения России и зарубежных государств, международные соглашения Генеральной прокуратуры, МВД и других ведомств нашей страны по вопросам взаимодействия в борьбе с преступностью. Например, 30 июня 1995 года в Москве было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам.

Кроме того, нельзя игнорировать и те международные конвенции и договоры, в которых сама Россия участия не принимает. Учет положений этих конвенций и договоров важен в ситуации, когда России потребуется обращаться (на основе принципа взаимности) с запросом к государству, с которым наша страна не связана договорными отношениями в сфере сотрудничества по уголовным делам. Тогда объем запрашиваемой Россией помощи будет во многом определяться тем, какую помощь запрашиваемая сторона оказывает другим государствам в рамках заключенных ею с ними конвенций и договоров. Так, существуют Межамериканская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1992 года, Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам Экономического Сообщества Западноафриканских государств 1992 года и др.

Особое положение, с учетом авторитета в мире Организации Объединенных Наций, занимает Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия, принятый в 1990 году Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 46/116) в целях создания единого механизма международного сотрудничества.

Во-вторых, международному сотрудничеству России в сфере уголовного судопроизводства немало внимание уделяет внутреннее уголовно-процессуальное законодательство нашей страны. В действующем Уголовно-процессуальном кодексе (в отличие от его предшественников) этим вопросам посвящена отдельная часть – часть пятая УПК, что явилось существенным шагом вперед в развитии отечественного законодательства.

<quest2< font="">Исходя из анализа указанных нормативно-правовых актов, можно назвать несколько форм, в которых осуществляется международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Таковыми формами являются:</quest2<>

  1. Производство следственных и иных процессуальных действий (производство по запросу одного государства – запрашивающего1 – процессуальных действий на территории другого государства – запрашиваемого, включая вызов находящихся там лиц в запрашивающее государство);

  2. Направление материалов для осуществления уголовного преследования;

  3. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора;

  4. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Подробнее эти формы международного сотрудничества будут рассмотрены чуть ниже.

<quest3< font="">Иногда все перечисленные формы сотрудничества называют правовой помощью по уголовным делам. Так, например, по мнению В.М. Волженкиной, правовая помощь по уголовным делам – это как производство процессуально-следственных действий (включающее выполнение и направление отдельных поручений, вручение документов, обмен информацией, в том числе законодательной, и др.), так и экстрадиция, передача осужденных иностранными судами лиц в страну своего гражданства, осуществление уголовного преследования, передача предметов2.</quest3<>

<closetest1< font="">Однако чаще понятие правовая помощь толкуется значительно уже. Правовая помощь, оказываемая одним государством другому, – это одна из форм международного сотрудничества, существующая наряду с такими формами как экстрадиция (выдача лица для уголовного преследования), передача производства по делу, передача осужденных лиц. То есть, при этом подходе под правовой помощью следует понимать только первую форму сотрудничества из перечисленных выше в пунктах 1 – 4: производство следственных и иных процессуальных действий.</closetest1<>

Представитель этого подхода В.В. Милинчук подчеркнула, что базовой характеристикой, отличающей правовую помощь по уголовным делам от других форм сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, является частичная передача запрашивающим государством компетенции по собственному уголовному делу другому государству. Именно полномочия по получению доказательств, выполнению процессуальных действий и осуществлению оперативно-розыскных мероприятий передаются при взаимной правовой помощи компетентным органом одного государства компетентному органу другого государства3.

Видами правовой помощи при таком подходе выступают:

Заметим, что российский законодатель тоже понимает под правовой помощью именно производство следственных и иных процессуальных действий (см. статью 453 УПК).

Интерпол. Государства сотрудничают между собой и в рамках международных организаций – как всеобщего, так и регионального характера (такой механизм сотрудничества именуют институционным, в отличие от конвенционного – когда государства сотрудничают без создания единой организации для этого, а только на основе договора). При этом особая роль принадлежит Интерполу.

<closetest2< font="">С самого начала ХХ века мировым сообществом проводился активный поиск путей повышения эффективности международного сотрудничества по уголовным делам. Результатом этого поиска явилось то, что 7 сентября 1923 года была учреждена Международная комиссия уголовной полиции, преобразованная в 1956 году в Международную организацию уголовной полиции (более известную под названием Интерпол). Интерпол действует на основе собственного Устава и структурно состоит из Генеральной ассамблеи, Исполнительного комитета и Генерального Секретариата, а также из созданных в каждом государстве-участнике Интерпола собственных Национальных Центральных Бюро (НЦБ) Интерпола.</closetest2<>

Благодаря Интерполу достигается прямое сотрудничество органов уголовной полиции разных стран. При этом под полицией, независимо от официального названия, понимается тот государственный орган, в функции которого входит предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, а также розыск преступников и без вести пропавших лиц.

<quest4< font="">Цели Интерпола определены <closetest3< font="">в статье 2 Устава: а) обеспечивать и развивать как можно более широкую взаимопомощь всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства различных стран и в духе Всеобщей декларации прав человека; б) создавать и развивать все учреждения, которые могут эффективно содействовать предупреждению и пресечению общеуголовной преступности. Здесь надо отметить, что деятельность Интерпола по предупреждению преступности и борьбе с ней ограничена общеуголовными преступлениями. Согласно статье 3 Устава, Интерполу «строго запрещается любое вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера». Вместе с тем, в 1984 году Интерпол снял ограничение на получение информации о террористах.</closetest3<></quest4<>

Членами Интерпола являются сегодня более 180 государств. По численности стран-участниц Интерпол уступает только Организации Объединенных Наций.

Наша страна принята в Интерпол 27 сентября 1990 года во время 59-й сессии Генеральной ассамблеи этой организации. Однако долгое время отсутствовала достаточная нормативная база, регламентирующая основу функционирования НЦБ Интерпола в России (существовавшее Положение о нем, утвержденное министром внутренних дел, не решало многих практических вопросов). Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 года №1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола» официально придал НЦБ Интерпола в России статус специального подразделения по сотрудничеству с иностранными правоохранительными органами. Во исполнение этого Указа Правительство Российской Федерации постановлением от 14 октября 1996 года №1190 утвердило новое Положение о Национальном центральном бюро Интерпола.

<closetest4< font="">НЦБ Интерпола в нашей стране входит в состав центрального аппарата МВД России. Основные задачи бюро сформулированы в упомянутом выше Указе от 30 июля 1996 года. Это: 1) Обеспечение эффективного международного обмена информацией о преступлениях; 2) Оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России; 3) Осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Россия.</closetest4<>

6 октября 2006 года совместным приказом МВД, Минюста, ФСБ, ФСО, ФСКН и ФТС России №786/310/470/454/333/971 утверждена согласованная с российской Генеральной прокуратурой Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола. Эта Инструкция регламентирует организацию информационного обеспечения сотрудничества органов прокуратуры РФ, органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасности РФ, органов Федеральной службы охраны РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов Федеральной таможенной службы, подразделений Федеральной миграционной службы, органов Государственной противопожарной службы, органов Федеральной службы судебных приставов (далее - взаимодействующие органы) с правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.

В пункте 3 названной Инструкции подчеркивается, что в целях защиты интересов нашей страны и граждан от преступных посягательств, действуя в рамках своей компетенции, взаимодействующие органы:

<opentest1< font="">Важны также правила, установленное пунктами 7 и 8 Инструкции: обмен информацией между НЦБ Интерпола и его филиалами, с одной стороны, и взаимодействующими органами, с другой стороны, осуществляется путем направления запросов, сообщений и ответов на русском языке. В свою очередь, обмен информацией НЦБ Интерпола с Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола иностранных государств осуществляется на рабочих языках Интерпола (английский, французский, испанский).</opentest1<>

Запросы, следственные поручения, сообщения и ответы структурные подразделения центральных аппаратов МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФСИН России, ФТС России и Государственной противопожарной службы, а также Генеральная прокуратура РФ, главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав и их заместители, старший судебный пристав Верховного Суда РФ направляют непосредственно в НЦБ Интерпола. Территориальные подразделения взаимодействующих органов направляют документы в соответствующие филиалы НЦБ Интерпола (пункты 15, 16 Инструкции).

В Инструкции прямо выделено несколько направлений информационного обеспечения, к примеру, информационное обеспечение сотрудничества в борьбе с организованной преступностью и терроризмом; информационное обеспечение борьбы с преступлениями в сфере экономики и фальшивомонетничеством; информационное обеспечение борьбы с посягательствами на предметы, имеющие культурную ценность; информационное обеспечение борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ; и др.

Для обеспечения эффективного сотрудничества Интерполом формируется банк данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документов, связанных с преступлениями, носящими международный характер. Значима роль Интерпола в деле международного розыска, включающего: розыск преступников с целью их выдачи (экстрадиции); розыск лиц с целью наблюдения за их поведением и проведения следственных действий; розыск пропавших без вести лиц; специальный розыск (похищенных культурных ценностей, автотранспортных средств)5.